Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 06:47, курсовая работа
Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в дипломной работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Содержание
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.
Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.
Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
В ныне действующей в России налоговой системе налог на добавленную стоимость занимает важное место. Взимание НДС в Российской Федерации, определение объекта налогообложения, ставок налога, а также порядка уплаты НДС регламентируются главой 21 "Налог на добавленную стоимость", частью II Налогового кодекса Российской Федерации.
Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость в дипломной работе требуется, прежде всего, изучить законодательную базу:
законы и инструкции, различные изменения и дополнения к этим документам и выяснить ряд основных проблем. Для раскрытия структуры налога требуется выяснить такие вопросы, как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу и некоторые другие.
Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Предметом исследования в дипломной работе является система бухгалтерского учета и аудита расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики;
оценить влияние НДС на темпы экономического роста и на доходы бюджета РФ;
рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по НДС на конкретном предприятии;
изучить порядок исчисления и уплаты налога на предприятии;
предложить пути совершенствование расчетов по НДС;
составить методику и программу аудиторской проверки операций расчетов с бюджетом по НДС;
подготовить аудиторский отчет о проверке.
Объект исследования в дипломной работе - ООО "Рехау-флекс Технолоджи" Предприятие осуществляет выпуск пластиковых окон.
Следовательно, налог на добавленную стоимость является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога, с размером полученной налогоплательщиком выручки через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.
Таким образом, тема налогообложения весьма актуальна, так как правильный оптимальный выбор системы налогообложения предприятия является залогом успешного решения проблем стоящих перед всей страной. В настоящее время теории и практике налогообложения уделяют внимание многие российские экономисты.
Эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственное из развитых государств, где такого налога нет, - США. Но и здесь на протяжении последнего десятилетия ведутся интенсивные дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан).И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость. Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки). В 7О - е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени. Существуют две большие группы налогов с оборота: кумулятивные налоги и налоги разового удержания. Слияние этих двух типов налогов и дало начало налогу единичного и частичного удержания, который получил название НДС. Кумулятивные налоги, так называемые «многоступенчатые», удерживаются с общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание не составляет большого труда, так как взимаются они, без каких либо исключений, со всех операций, которые были совершены с товаром в ходе его производства и обращения. Но в то же время они оказывают значительное давление на цену товара, особенно в индустриальных странах, где развито разделение труда, побуждая предприятия сокращать циклы производства и обращения товаров. Этот значительный недостаток кумулятивных налогов послужил причиной того, что данные налоги практически полностью исчезли из налоговых систем промышленных держав. Налоги разового удержания, как указывает их наименование, взимаются один раз, со всей стоимости продукта на одной строго определенной стадии. Налог может удерживаться на стадии как производства, так и реализации (старый налог с оборота во Франции), а также в момент перехода от оптовой к розничной торговле (Австралия, Финляндия) или при розничной торговле (США).Налог с оборота разового удержания приносит в казну не настолько много сборов, как кумулятивные, хотя его ставки относительно велики, что побуждает к налоговому мошенничеству. В то же время, величина сборов по этим налогам плохо прогнозируема, так как какие-либо проблемы у непосредственного налогоплательщика лишают казну всей суммы налога, которая подлежала бы удержанию с этого продукта. В конце концов, его сложно исчислять: расчеты между предприятиями еще до стадии удержания налога должны принимать во внимание его конечное удержание. Тем не менее данный тип налога дает несколько неоспоримых преимуществ: они не накапливаются в цене товара как кумулятивные, и доход от них не зависит от продолжительности экономического цикла, структуры производства и распределения. Более того, возможно освобождение от налогообложения экспорта, что положительно влияет на международную торговлю. Налог на добавленную стоимость как раз и явился объединением кумулятивного налога и налога разового удержания. Как и кумулятивные налоги, он взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли. Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара. Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45 % всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии - 50 %. На его долю приходиться в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов 42 стран. Та же тенденция наблюдалась и в России. С момента своего введения НДС стал первым по значимости среди четырех главных налогов, обеспечивающих большую часть налоговых доходов федерального бюджета. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Для нашей страны особенно важно, что НДС свободен от недостатков, присущих упраздненному теперь налогу с оборота. Налог с оборота представлял собой часть централизованного чистого дохода государства, созданного в сфере материального производства и используемого государством для дальнейшего развития экономики и других общегосударственных нужд. Являясь твердо фиксированной долей в цене товара, налог с оборота не зависел от колебаний себестоимости и выполнения предприятием плана прибыли, обеспечивал устойчивое и регулярное поступление предусмотренных сумм в госбюджет. Экономическая природа налога с оборота та же, что и прибыли; они находились в органической взаимосвязи, дополняя друг друга, и представляли единую стройную систему распределения чистого дохода. Попытки «исправить» недостатки налога с оборота за 61 год его существования (он был введен в ходе финансовой реформы 1930 г.) предпринимались неоднократно. Но избавиться от них можно было лишь вместе с самим налогом, что и сделано в конце 1991 года. Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. В основу исчисления этого налога положено понятие "добавленной стоимости", которое неоднозначно трактуется в различных странах мира.
В западной концепции НДС объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т.д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.
Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.
Налоговая база - стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает зарплату с начислениями, амортизацию, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт, др. В цену входит общая сумма НДС, внесенная предпринимателем на всех стадиях продвижения товара к потребителю, таким образом, потребители являются единственным и конечным плательщиком этого налога.
Принятый налог взимается с покупателя подавляющего большинства товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог, уплачиваемый предприятиями в бюджет, представляет собой разницу между налогом, включенным в стоимость товара (полученным с потребителя), и налогом, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.
Отечественная экономическая теория рассматривает показатель добавленной стоимости с точки зрения системы показателей национальных счетов. При этом добавленная стоимость подразделяется на чистый внутренний продукт (чистая добавленная стоимость) и валовой внутренний продукт (валовая добавленная стоимость). В общем виде чистый внутренний продукт определяется как сумма средств на оплату труда, включая отчисления на социальное страхование, прибыль и приравненные к ней доходы и косвенные налоги за вычетом субсидий. Валовой внутренний продукт исчисляется как сумма чистого внутреннего продукта и суммы потребленных основных фондов (износ основных фондов и недоамортизированная стоимость основных фондов).
В отечественной экономической практике наиболее близким к показателю добавленной стоимости обработки является условная чистая продукция, определяемая как разность между валовой продукцией и стоимостью потребленных сырья, материалов, полуфабрикатов и др.
Вместе с тем эти показатели не тождественны по двум причинам. Во-первых, в силу различного содержания, вкладываемого в понятие общественного продукта у нас и рассчитываемого по методологии Системы национальных счетов (СНС). Во-вторых, различной методологией определения промежуточных производственных затрат. Поэтому вопрос о применении показателя добавленной стоимости обработки в плановой практике потребует проведения ряда предварительных исследований. Вопрос этот актуальный, так как многолетний опыт исследования показателя чистой продукции показал, что наиболее слабым звеном в его расчете является необработанность методологии определения и учета материальных затрат.
Поэтому переход к показателю добавленной стоимости в соответствии с методологией Системы национальных счетов ООН, основанной на распределительном методе учета затрат, может в значительной мере облегчить счет этого показателя, учитывая, что определение средств на оплату труда отличается у нас достаточной достоверностью.
При внедрении показателя добавленной стоимости будут встречаться трудности, связанные с различиями в системе бухгалтерского учета, отсутствием соответствующих счетов, на которых аккумулировались бы затраты предприятий, связанные с оплатой материальных и нематериальных услуг, а также различного подхода в вопросах оплаты нематериальных услуг (счетов научных организации, расходов на спортивные, культурно-просветительные и другие мероприятия). Эти вопросы в принципе решаемы, однако потребуется реорганизация не только экономической работы, но и первичного, и бухгалтерского учета в направлении приближения их к международным стандартам.
Показатель добавленной стоимости обработки в условиях рыночной экономики носит универсальный характер. Кроме использования в системе национальных счетов он является исходной базой при формировании и реализации налоговой политики государства.
Теоретически, показатель добавленной стоимости лежит в основе исчисления налога на добавленную стоимость. Этот налог представляет собой одну из основных форм изъятия в государственный бюджет части чистого дохода, созданного в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг). При этом в каждом звене производства и реализации товара изымается часть прироста стоимости, образующаяся в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг. Эта часть определяется по твердо, установленным ставкам, включается в цену товара и вносится в бюджет по мере его реализации.
Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:
четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
государству поступают доходы еще до реализации товара населению - практически единственному и конечному плательщику полной суммы налога.
Добавленная стоимость создается в процессе всего цикла производства и обращения товаров, начиная со стадии их изготовления и кончая реализацией конечному потребителю. Соответственно и уплачивается налог на каждой стадии производства и обращения. Как можно видеть, НДС имеет широкую налоговую базу, практически охватывает все виды товаров и услуг. На практике имеются различные отклонения от единой схемы, поскольку отдельные страны применяют разные методы исчисления налога, определение налоговой базы, ставок, льгот и пр. Однако в целом описанный выше вариант НДС стал универсальным, поскольку именно он был принят подавляющим большинством стран.
С момента своего введения НДС стал первым по значимости среди четырех главных налогов, обеспечивающих большую часть налоговых доходов федерального бюджета.
Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Для нашей страны особенно важно, что НДС свободен от недостатков, присущих упраздненному теперь налогу с оборота.
НДС традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.
Информация о работе Учет и расчеты по налогу на добавленную стоимость на предриятии