Учет основных средств их анализ их использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является оценка эффективности постановки учета операций с основными средствами и анализ их использования на примере финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «КОМСТАР-Регионы», специализирующегося на предоставлении телекоммуникационных услуг населению, таких как интернет, телевидение, телефония и др.

Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть понятие основных средств и принципов отнесения объектов к основным средствам;

- изучить классификацию основных средств;

- рассмотреть виды оценки основных средств и механизм их формирования;

- рассмотреть нормативную базу, регламентирующую бухгалтерский учет основных средств;

- систематизировать задачи учета и анализа основных средств на современном этапе;

- охарактеризовать основные направления анализа операций с основными средствами;

- представить систему показателей для анализа основных средств;

- проанализировать обеспеченность предприятия основными фондами, оценить изменение их структуры, проанализировать их техническое состояние;

- определить уровень использования основных средств по обобщающим и частным показателям;

- рассмотреть организацию и методику учета различных операций с основными средствами на предприятии с учетом специфики отрасли связи;

- разработать мероприятия по совершенствованию учета основных средств, а также выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и методические аспекты учета и анализа

основных средств предприятия……………………………………………………6

1.1. Основные средства как объект учета и анализа……………………………....6

1.2. Классификация основных средств предприятия…………………………….11

1.3. Виды оценки основных средств предприятия……………………………….20

1.4. Методика учета операций с основными средствами предприятия………...25

1.5. Методика анализа основных средств предприятия………………………….43



2. Оценка эффективности учета основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»…………………………………………………………………………….51

2.1. Характеристика предприятия………………………………………………....51

2.2. Документальное оформление операций с основными средствами………..54

2.3. Аналитический и синтетический учет операций с основными средствами.62

2.4. Совершенствование учета основных средств на предприятии…………......74



3. Анализ эффективности использования основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»………………………….…………………………………………………83

3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами и их

состояние…………………………………………………………………………....83

3.2. Анализ движения основных средств предприятия…………………………..87

3.3. Анализ использования основных средств на предприятии…………………89

3.4. Разработка мероприятий по оптимизации использования основных средств на предприятии……………………………………………………………………..96

Заключение………………………………………………………………………...102

Список использованной литературы…………………………………………….105

Приложения………………………………………………………………………109

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 293.65 Кб (Скачать файл)

2008 год – 1165 тыс. руб.

2009 год  – 2479 тыс. руб.

2010 год  – 1560 тыс. руб.

Средний размер ежемесячных  расходов на ремонт составляет 144,5 тыс. руб.

В налоговой  учетной политике решение о создании резерва необходимо оформить следующим образом: плановый объем работ по ремонту основных средств на 2011 г. составляет 1350 тыс. руб. Расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года в ЗАО «КОМСТАР-Регионы» составили 5 204 тыс. руб., а в среднем – 1734 тыс. руб. в год (5204 : 3). Поэтому норматив отчислений (144,5 тыс. руб.) был рассчитан исходя из предельных затрат на проведение ремонта (112 тыс. руб. < 144,5 тыс. руб.).

В налоговом  учете расходы по созданию резерва  на ремонт основных средств относятся  к прочим расходам, и уменьшают  налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Покажем на примере экономическую целесообразность формирования резерва на ремонт основных средств (экономию на авансовых платежах налога на прибыль).

Величина  резерва на ремонт – 1350 тыс. руб. Ежемесячные отчисления в резерв – 112,5 руб. Фактические затраты на ремонт составили:

- в I квартале  - 260 тыс. руб.;

- за полугодие  -330 тыс. руб.;

- за девять  месяцев - 258 руб.;

- за год  - 502 000 руб.

Экономия  на авансовых платежах по налогу на прибыль составит:

- за I квартал - 15,5 тыс. руб. ((112,5 руб. x 3 мес. – 260 тыс. руб.) x 20%);

- за полугодие  - 17 тыс. руб. ((112,5 руб. x 6 мес. – 590 тыс. руб.) x 20%);

- за девять  мес. – 32,9 тыс. руб. ((112,5 тыс. руб.х 9 мес. – 848 руб.) x 20%);

- за год  - 0 руб. ((112,5 тыс. руб. x 12 мес. – 1350 тыс. руб.) x 20%).

Если  по итогам года возникает перерасход или экономия расходов на ремонт основных средств, то  31 декабря отчетного  года нужно включить в прочие  расходы или в прочие доходы сумму  перерасхода или экономии  резерва  в соответствующем размере.

 

  1. Переоценка основных средств.

Для достоверного отражения стоимости основных средств  в бухгалтерском учете необходимо проводить переоценку по группам однородных объектов.

Поскольку ЗАО «КОМСТАР-Регионы» предоставляет услуги связи, на балансе предприятия числится большое количество компьютерного оборудования, как известно его стоимость постоянно снижается, а, следовательно, в отчетности  предприятия завышена его балансовая стоимость. У переоценки есть и еще один плюс: после ее проведения стоимость основных средств в налоговом учете не изменится. Поэтому амортизацию по ним надо начислять в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки (ст. 257 НК РФ).

ЗАО «КОМСТАР-Регионы» является крупнейшим налогоплательщиком, одним из инструментов оптимизации налога на имущество, может быть проведение переоценки однородных объектов основных средств. Снижение среднегодовой стоимости основных фондов повлечет за собой соответственно уменьшение налога.

Приведем  пример переоценки основных средств  для группы машины и оборудование «Вычислительная техника». Переоценку основных средств проводим, основываясь на рыночных ценах за аналогичное оборудование.

На 31.12.2010 г. стоимость основных средств составила 7 262 тыс. руб.

Сумма амортизации  компьютеров за  2009-2010 гг. составила 3 331 тыс. руб.

Именно  эта сумма – 3 331 тыс. руб. - отражается в качестве кредитового сальдо на счете 02-1 "Амортизация вычислительной техники" по состоянию на 31 декабря 2010 г.

По состоянию  на 1 января 2011 г. текущая рыночная стоимость аналогичных компьютеров снизилась до 5 083 тыс. руб.

Снижение  стоимости признано существенным, поскольку  оно составляет:

(7262 - 5083) : 7262 = 0,30, или 30%.

Поэтому бухгалтер производит переоценку компьютеров:

- их первоначальная  стоимость уменьшается на:

7262 - 5083 = 2179 тыс. руб.;

- коэффициент  переоценки составляет:

5083 : 7262 = 0,699,

Следовательно, скорректированная по итогам переоценки сумма амортизации компьютеров должна составлять:

3 331 тыс. руб. x 0,699 = 2 328,37тыс. руб.

Поэтому в ходе переоценки сумма амортизации уменьшается на:

3 331 тыс. руб. – 2328,37 тыс. руб. = 1002,63 тыс. руб.

Проведение  переоценки компьютеров по состоянию на 1 января 2011 г. отражается такими записями:

Дебет 84 Кредит 01

2179 тыс. руб. - произведена уценка компьютеров (уменьшена первоначальная стоимость компьютеров в связи с переоценкой);

Дебет 02 Кредит 84

1 002,63 тыс. руб. - произведена корректировка суммы амортизации компьютеров (уменьшена сумма накопленной амортизации компьютеров в связи с переоценкой).

В результате данных записей остаточная стоимость  основных средств и величина нераспределенной прибыли по состоянию на 1 января 2011 г. уменьшаются на: 2179 – 1002,63 = 1 176,37 тыс. руб.

Таким образом, после переоценки восстановительная  стоимость оборудования в бухгалтерском  учете составит 5083 тыс. руб., сумма начисленной амортизации – 2 328,37 тыс. руб. Остаточная стоимость оборудования, которая облагается налогом на имущество, составит 2754,63 руб. (5083-2328,37). Налогооблагаемая база по налогу на имущество снизилась на 1 176,37 тыс. руб., экономия по налогу составит 25,88 тыс. руб. (1176,37 х 2,2%).

Налог на имущество и амортизацию в  бухгалтерском учете бухгалтер  ЗАО "КОМСТАР-Регионы" должен рассчитывать исходя из новой (уцененной) стоимости оборудования, а амортизацию в налоговом учете - исходя из его прежней стоимости.

 

  1.  Усиление контроля за движением основных средств.

Это, на наш взгляд, очень важный момент в учете данного предприятия, поскольку объекты постоянно поступают, выбывают, берутся или наоборот сдаются в аренду. Слабым местом в учете основных средств общества, как показал анализ, является организация документооборота. Следовательно, необходимо привести в соответствие договора о материальной ответственности сотрудников, оформить приказом по предприятию назначение ответственных лиц за физическую сохранность, безопасность работы и поддержание основных средств в рабочем состоянии. Главному бухгалтеру стоит контролировать соблюдение графика документооборота компании. Необходимо обеспечивать своевременность и оперативность передачи информации от подразделения к подразделению организации, поскольку задержка в отражении поступлений основных средств или проведение ремонта и модернизации могут привести к неправильному начислению амортизации, и соответственно занижению себестоимости услуг, а также искажения финансовой отчетности. Далее, следует проверить наличие инвентарных номеров на всех объектах, и если они отсутствуют нанести номер согласно учетных данных. Особо следует обратить внимание на учет малоценных основных средств (до 20 000 руб.) мебели, инструмента и др. при проведении годовой инвентаризации необходимо включать в приказ проверку наличия таких объектов. Данные по малоценке ведутся в бухгалтерском учете и отображаются в ведомости по материалам в эксплуатации, на основании нее можно провести инвентаризацию.

Мероприятия контрольного характера за основными средствами можно представить в разбивке на предварительный, текущий и последующий контроли.

Предварительный контроль

Основными инструментами осуществления предварительного контроля за активами предприятия является четкая реализация правил, процедур и линий поведения. Соответственно, все закупки оборудования должны быть согласованы, сопровождаться полным пакетом документов (рамочный договор, тендер и т.д), всё это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счёт тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы  для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области. Для оказания высококачественных услуг нужно установить обязательный предварительный контроль используемых материальных ресурсов. Контроль осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих основных средств этим требованиям.

 

Текущий контроль

Как это собственно следует из его  названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Регулярная проверка работы  подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Необходимо контролировать все движения основных средств, следить за своевременным оформлением первичной документации, ограничивать доступ к базам данных. Для того чтобы осуществлять текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный контроль 

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать  на проблемы в момент их возникновения, тем  не менее, он имеет важную функцию. Она состоит в том, что заключительный контроль даёт руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах в учете, провести мероприятия по лучшему и эффективному использованию основных средств.

 

  1. Анализ эффективности использования основных средств

в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»

 

 

    1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами и их состояние

 

Проведем  анализ обеспеченности основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы». В качестве информационных источников используем показатели бухгалтерского баланса (форма №1) за 2009 и 2010 гг. (приложение 13,14), формы №5 приложение к бухгалтерскому балансу 2009 и 2010 года (приложение 15,16), статистическая форма №11 2009-2010 гг. (приложение 17,18).

Данные  по составу основных средств приведены  в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Состав и  удельный вес основных фондов

Вид

основных средств

2009

2010

Изменение (+, -)

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

суммы, тыс. руб.

удельного веса, %

Сооружения и передаточные устройства

30102

76,5

36008

51,69

+5906

-24,81

Машины и оборудование

5597

14,23

23206

33,3

+17609

+19,07

Производственный и хозяйственный  инвентарь

109

0,28

4403

6,32

+4294

+6,04

Прочие виды основных средств

3533

8,99

6046

8,69

+2513

-0,3

Итого

39341

100

69663

100

30322

-


 

Из данных таблицы видно, что в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»» идет увеличение объёма основных средств, стоимость на конец 2010 г. выше стоимости на конец 2009 г. на 30322 тыс. рублей. Данное увеличение в основном произошло за счет поступления основных средств из 2-х дочерних Обществ, которые в апреле 2010 г. были реорганизованы в форме присоединения к Ивановскому ЦУС, их стоимость составила 20779 тыс. руб.

За счет собственных капитальных вложений основные средства компании  выросли  на 9543 тыс. руб., в 2010 году проводилось  масштабное строительство сетей  в отдаленных районах г. Иваново  и г. Кохмы.

Стоимость арендованных основных средств в 2010 году по отношению к 2009 году снизилась  на 9597 тыс. руб., причиной снижения также стала реорганизация дочерних обществ, т.к. произошло перетекание основных средств из арендованных в собственные.

Из данных таблицы также можно сделать  вывод о составе основных фондов в основном из сооружений, т.к. основа предоставления услуг связи – это кабельные и магистральные линии связи.

Все основные средства ЗАО «КОМСТАР-Регионы» находятся в эксплуатации.

Структура основных фондов представлена в таблице 3.2 (графически в приложении 19).

Таблица 3.2

Структура и движение основных фондов

Вид основных средств

2009 год

2010 год

Наличие на начало года

Поступление

Выбытие

Наличие на конец года

Наличие на начало года

Поступле-ние

Выбы-тие

Наличие на конец года

Сооружения и передаточные устройства

19164

10938

-

30102

30102

5906

-

36008

Машины и оборудование

2228

3369

-

5597

5597

17609

-

23206

Производственный и хозяйственный  инвентарь

109

-

-

109

109

4295

-

4403

Прочие виды основных средств

3533

-

-

3533

3533

2512

-

6046

Итого

25033

14307

-

39341

39341

30322

-

69663

Информация о работе Учет основных средств их анализ их использование