Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:04, курс лекций
Физические лица, как и юридические, имеют право заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и заключать любые сделки, а также использовать наемный труд. В этом их сходство, но имеются и различия.
Приемку работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.
Операции по списанию ОС оформляют актом на списание ОС или, при списании транспорта,- актом на списание автотранспортных средств (к акту прилагается изъятая инвентарная карточка).
Регистрами аналитического учета ОС являются инвентарные карточки учета ОС, инвентарные книги или инвентарные списки ОС.
Для осуществления синтетического учета наличия и движения ОС применяют соответствующие счета. Например, активный инвентарный счет 01 «ОС». Сальдо счета дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных ОС организации. Поступившие ОС приходуются по первоначальной стоимости по дебету данного счета [*01/08]. Кредит счета отражает выбытие объектов ОС по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости. Выбытие ОС может произойти вследствие их списания за непригодностью, реализации, при безвозмездной передаче др. предприятию и при передаче в счет УК др. предприятий.
4.Начисление и учет амортизации основных средств.
Износ – стоимостный показатель потери объектами ОС физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого – стоимости. Поэтому каждой организации следует обеспечивать накапливание средств (источников) необходимых для замены или восстановления окончательно износившихся ОС. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, называемых амортизационными.
Начисление амортизационных отчислений на объекты ОС производится одним из следующих способов:
1)линейный способ;
2)способ уменьшаемого остатка;
3)способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4)способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Т.о., годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
1.При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или текущей восстановительной стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
2.При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ.
3.При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
4.При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта ОС.
Независимо от применяемого способа начисления амортизации по объектам ОС амортизационные отчисления в течение отчетного года начисляются ежемесячно в размере 1/12 от годовой суммы. При журнально-ордерной форме учета расчет оформляют в разработочной таблице №6 «Расчет амортизации ОС».
На практике сумму амортизации (СА) за отчетный месяц определяют следующим образом:
[ |
| ] | + | [ |
| ] | - | [ |
| ] |
СА за прошлый месяц | СА по поступившим ОС в прошлом месяце | СА по выбывшим ОС в прошлом месяце | ||||||||
|
|
|
Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Износ ОС», к которому может быть открыто необходимое количество субсчетов. Сальдо счета кредитовое и отражает информацию двух видов:
-сумму возмещенной стоимости объектов ОС с начала их эксплуатации организацией через амортизационные отчисления;
-показатель изношенности объектов по отношению к их первоначальной стоимости, т.е. их техническое состояние.
Оборот по дебету – списание ранее начисленной амортизации в связи с выбытием объектов ОС по различным причинам. Оборот по кредиту – сумма начисленной амортизации за отчетный период.
При журнально-ордерной форме учета операции на счете 02 отражают в журнале-ордере №10, 10/1.
5.Переоценка и инвентаризация основных средств.
Согласно ПБУ предприятиям разрешено не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты ОС по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Целью переоценки, особенно в период инфляции, является приведение балансовой стоимости ОС в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства.
Для выполнения процедуры переоценки составляется специальная переоценочная ведомость, в которую заносится наименование объекта, балансовая стоимость, применяемый коэффициент, сумма износа по амортизируемым объектам.
В ходе переоценки может быть увеличена и стоимость тех объектов, которые были ранее уценены. В этом случае, сумма дооценки объекта ОС, равная сумме предыдущей уценки, учитывается в составе внереализационных доходов, а превышение суммы дооценки над суммой уценки включается в состав добавочного капитала [*01/91,83 – дооценка в пределах предыдущей уценки; *01/83 – дооценка объекта сверх предыдущей уценки; *91/02увеличена амортизация в пределах предыдущей уценки; *83/02 – увеличена амортизация сверх предыдущей уценки]. Сумма уценки объекта ОС в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов [*84/01 – уценен объект, который ранее не дооценивался; *02/84 уменьшена амортизация данного объекта].
Также положением по б/у предусмотрено проведение инвентаризации ОС, как правило, не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета. Проводит ее комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Цель инвентаризации – выявление фактического наличия и качественного состояния ОФ, проверка технической документации (паспорт, характеристика, проекты), уточнение данных б/у.
В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись в 1экземпляре.
Не числящиеся в учете объекты записываются в описи и оцениваются по современной стоимости воспроизводства. При этом определяют сумму износа по фактическому состоянию объектов. Излишки приходуют, как ранее не учтенные ОС, бывшие в эксплуатации, с определением степени изношенности объекта по рыночной стоимости [*01/08 или *08/91].
Недостача объектов ОС оформляется как ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости в начет материально ответственного лица (при его отсутствии списывается как внереализационные расходы).
Если объект ОС подвергся какому-либо изменению (реконструкция, переоборудование), что привело к изменению его основного назначения, то его вносят в опись под соответствующим новому назначению наименованием. При изменении стоимости объекта ОС в результате работ капитально характера (пристройка или слом отдельных конструкций), в описи вносятся данные о произведенных изменениях согласно соответствующим документам.
6.Оценка и учет нематериальных активов.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования (свыше 1 года и до 20 лет), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, - права, возникающие из авторских и иных договоров, патентов на изобретения, прав ноу-хау, оценки фирмы (деловая репутация) и др.
Для учета НМА в Плане счетов предусмотрены 2 счета: 04 «НМА» - активный и 05 «Амортизация НМА» - пассивный.
В БУ и отчетности НМА учитываются по первоначальной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость определяется от порядка поступления МПЗ в организацию.
1.Первоначальная стоимость НМА, приобретенных за плату*, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
2.Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (оплата труда, патентные пошлины и т.д.).
3.Первоначальная стоимость НМА, внесенных в счет вклада в УК, признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
4.Первоначальная стоимость НМА, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к БУ.
5.Первоначальная стоимость НМА, поступающих в организацию в порядке обмена на другое имущество, отличное от денежных средств, определяется исходя из рыночной стоимости обмениваемого имущества (или остаточной), по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.
*При формировании первоначальной стоимости НМА, приобретенных за плату, учитываются следующие суммы:
-уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
-уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
-регистрационные сборы, таможенные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;
-невозмещенные налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта НМА;
-вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;
-проценты, уплаченные по представленному при приобретении коммерческому кредиту;
-иные затраты на оплату услуг сторонних организаций, связанных с приобретением НМА и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Амортизация по объектам НМА начисляется ежемесячно на условиях, разработанных организацией самостоятельно. Путем амортизации организация возмещает первоначальную стоимость НМА, включая последнюю в состав расходов (с/с).
Поступление НМА оформляется актом приемки их. Списание выбывших НМА на основании актов передачи НМА, актов на их списание или протоколов (АО) осуществляется в связи со следующими причинами:
-истечение срока использования (патенты, право пользования и др.);
-ликвидация или моральный износ;
-безвозмездная передача;
-взнос в УК др. организации;
-передача в совместную деятельность;
-реализация на сторону.
УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
ПЛАН
1. Бухгалтерский учет затрат на производство.
2. Оценка готовой продукции, ее номенклатура и учет.
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продаже.
(выполненных работ и услуг).
4. Учет и распределение коммерческих расходов (расходов на продажу).
1.Бухгалтерский учет затрат на производство.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются: своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на производство и сбыт продукции, исчисление (калькулирование) фактической себестоимости товарной продукции и т.п.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Исчисление с/с единицы отдельных видов продукции (работ, услуг) и всей реализованной продукции называется калькуляцией.
В с/с продукции включаются следующие определенные НК РФ затраты:
а) Затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции (подготовка,