Учёт и анализ эксплуатационных расходов локомотивного депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение системы учета затрат в локомотивном депо Гомель, разработка предложений по совершенствованию учёта затрат с целью эффективности учёта, анализ затрат, а также выработка путей снижения эксплуатационных расходов.

Содержание

Введение 6
1 Эксплуатационные расходы железной дороги 8
1.1 Затраты организации, их сущность и состав 8
1.2 Методы учёта затрат 14
1.3 Задачи учёта и анализа эксплуатационных расходов 16
1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика локомотивного депо
Гомель 16
2 Организация учёта эксплуатационных расходов 16
2.1 Особенности транспортного производства, влияющие на учёт 16
2.2 Организация аналитического учёта эксплуатационных расходов 16
2.3 Организация синтетического учёта эксплуатационных расходов 16
2.4 Совершенствование учёта эксплуатационных расходов локомотивном
депо Гомель 16
3 Эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель 16
3.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов 16
3.2 Факторный анализ эксплуатационных расходов 16
3.3 Основные направления снижения эксплуатационных расходов 16
Заключение 16
Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

новое1.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

    В дипломной работе была рассмотрена  организация аналитического и синтетического учета затрат в локомотивном депо, проведён анализ эксплуатационных расходов, определили пути снижения эксплуатационных расходов и совершенствования их учёта.

    На  современном этапе развития экономики  особую актуальность приобретает проблема совершенствования учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

    В локомотивном депо для учёта затрат на производство применяется система синтетических счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства, 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов». Синтетический учёт всех затрат производства ведётся по дебету активного счёта 20 в строгом соответствии с калькуляционными статьями затрат. Этот учёт предназначен для обобщения производственных расходов и их группировки по экономическим элементам и статьям калькуляции.

    В локомотивном депо производят несколько  видов ремонтов – тепловозов, дизель-поездов, паровозов. Кроме того, существуют вспомогательные  производства, обслуживающие производства и хозяйства. В настоящее время все общепроизводственные и общехозяйственные расходы локомотивного депо отражаются непосредственно на счёте 20 «Основное производство» и относятся на перевозочную деятельность. Такое отнесение затрат является не совсем корректным. В Типовом плане счетов имеются такие счета учёта затрат как 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Использование данных счетов позволит методологически грамотно распределить накладные расходы между видами производств (деятельности).

    В тоже время, расходы по столовой учитывают  на счёте 20.02 «Основное производство. Расходы по столовой». Деятельность столовой не является основным производством, следовательно, не должна отражаться на счёте 20. Кроме того, эти расходы относятся не только на расходы основного производства, но и возмещаются за счёт платы, вносимой физическими лицами. Расходы по столовой целесообразнее учитывать на счёте 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», открыв субсчёт 3 «Расходы по столовой».

    Для повышения эффективности учёта, его оперативности и достоверности, снижения трудоёмкости заполнения дополнительных форм отчётности, представляемой аппарату управления, необходимо автоматизировать все учётные процессы, а так же создать электронные формы документов. Наличие такой информации позволяет автоматизировать составление нормативных калькуляций и учёт изменений норм, нарядов, маршрутных листов и другой документации по учёту затрат по нормам, а также оформление первичных документов и составление оперативных сводок отклонений от норм, калькулирование фактической себестоимости продукции.

    Значение  показателя себестоимости перевозок (работ, услуг) в условиях рыночной экономики  возрастает. Себестоимость выступает  в качестве основного показателя эффективности производства. Чем эффективнее используются в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит, большая конкурентоспособность.

    Снижение  себестоимости - важнейший резерв роста  прибыли локомотивного депо и повышения рентабельности ремонта. От снижения себестоимости продукции зависят темпы расширенного производства и накопления, возможности снижения розничных цен и повышения благосостояния граждан.

    Проведенный анализ эксплуатационных расходов показал, что эксплуатационные расходы локомотивного депо в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились на 1948 млн. руб. (4,1 %).

    Увеличение  расходов по элементу «Расходы на оплату труда» на 1471 млн. руб. (18,9%) связано с  увеличением контингента работающих и повышением заработной платы в отчётном периоде. Негативным моментом явилось снижение производительности труда. Снижение производительности труда вызывает относительное увеличение потребного контингента работников и фонда оплаты труда.

    Основу роста эффективности работы составляет повышение производительности труда. Основным фактором, оказывающим влияние на уровень производительности труда, является повышение технологической оснащенности железной дороги, внедрение автоматизации производственных процессов, улучшение качества работы железной дороги, повышение уровня организации эксплуатационной работы. Резервом роста производительности труда является улучшение использования рабочего времени, устранение потерь и простоев, увеличение выпуска продукции, уменьшение трудоемкости каждой производственной операции. Прогрессивные технологические процессы и передовые методы труда являются важнейшим условием увеличения производительности труда и снижения эксплуатационных расходов.

    Рост  расходов по элементу «Отчисления на социальные нужды» на 626 млн. руб. (19,2%) объясняется увеличением фонда оплаты труда.

    Увеличение  расходов по элементу «Материалы» на 98 млн. руб. (2,9%) связано с увеличением  расхода материалов, а также количества ремонтов.

    Снизить расход материалов можно за счёт: улучшения состояния подвижного состава; рациональной организации процесса перевозок, а также экономного отношения к оборотным средствам.

    По  элементам «Топливо» и «Электроэнергия» произошло снижение расходов на 930 млн. руб. (5,2%) и 5 млн. руб. (2,2%). Снижение расходов обусловлено снижением среднегодовой нормы расхода топлива, объёма работы.

   Железнодорожный транспорт является одной из фондоемких  отраслей народного хозяйства. Поэтому повышение степени использования основных фондов локомотивного депо является важным резервом снижения себестоимости перевозок.

    Увеличение  амортизационных отчислений в 2005 году на 330 млн. руб. (9,6%) явилось следствием увеличения объектов основных средств  по всем группам, кроме прочих.

    Важнейшим фактором снижения эксплуатационных расходов является улучшение использования подвижного состава: массы и скорости движения поездов, среднесуточных пробегов и производительности локомотивов. Улучшение использования подвижного состава приводит к уменьшению пробегов и времени работы локомотивов, локомотивных бригад, т.е. уменьшению затрат пробежных, временных и других измерителей на единицу перевозок и, следовательно, к снижению эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

    Увеличение  общей суммы налогов и отчислений в 2005 году по сравнению с 2004 годом составило 205 млн. руб. Это вызвано увеличением всех уплаченных налогов. Увеличение чрезвычайного налога на 6,951 млн. руб., отчислений по обязательному страхованию на 28,449 млн. руб. вызвано увеличением численности работников депо; увеличение экологического налога на 36,9 млн. руб. связано с увеличением количества транспортных средств. Увеличение платежей на землю на 49,67 млн. руб. связано с увеличением налоговой ставки.

    Среди организационно-технических мероприятий основное место занимают:

  • чёткий и жёсткий контроль за расходом топлива;
  • мероприятия, направленные на улучшение технического состояния подвижного состава;
  • повышение квалификации машинистов;
  • мероприятия, направленные на организацию системы входного контроля качества топлива и материалов.
 

    В целом учет в локомотивном депо Гомель поставлен на должном уровне. Отдельные  счета из плана счетов за неимением  операций по ним не ведутся и  отсутствуют соответствующие регистры сводного учета.  
 
 
 
 

 

   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте  и отчётности» от 25.06.2001 г., №42-З: принят Палатой представителей 16.05.2001 г., одобрен  Советом министров Республики Беларусь, 08.06.2001 г.
  2. Инструкция о составе фонда заработной платы и прочих выплат: утверждена приказом министра статистики и анализа Республики Беларусь, 11.12.1998 г., № 293 // НЭГ. – 1999. – 8 февраля – С. 18–21.
  3. Инструкция о порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость: постановление Государственного налогового комитета Республики Беларусь, 29.06.2001 г., № 94 // Налоговый вестник. – 2001. – № 8. – С. 15–19.
  4. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): утверждены Министерством экономики 26.01.1998 г., № 19-12/397, Министерством финансов 30.01.1998 г., № 3, Министерством статистики и анализа 30.01.1998 г., № 01-21/8, Министерством труда республики Беларусь 30.01.1998 г., № 03-02-07/300 // НЭГ. – 2002.– 6 августа – С. 18–27.
  5. О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23.07.2001 г.,  №1081 // Главный бухгалтер. – 2001. – №3. – С. 3–6.
  6. Особенности учёта затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций эксплуатационной деятельности Белорусской железной дороги: постановление Министерства экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, 11.12.2003 г., № 240/172/153 // Экономика железной дороги. – 2004. – № 2. – С. 21–23.
  7. Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 23.03.2004 г., № 41 // Главный бухгалтер.– 2004. – № 6. – С. 10–12.
  8. О внесении изменений и дополнений в положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: постановление Министерства экономики, министерства финансов, Министерства статистики  и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, 30.03.2004 г., № 87/55/33/5 // Главный бухгалтер. – 2004. – № 6. – С. 14–15.
  9. Положение по бухгалтерскому учёту нематериальных активов: утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, 12.12.2001 г., № 118 // НЭГ. – 2002. – 9 февраля – С. 18–27.
  10. Положение о порядке учёта поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 15.05.2002 г., № 74 // НЭГ. – 2002. – 23 июля – С. 10–17.
  11. Акулич, Ю. И. Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие / Ю. И. Акулич, И. Н. Бурцева, О. А. Левкович. – Мн.: Дикта, 2003. – 368 с.
  12. Аносов, В. Н. Нормирование затрат: Антизатратное регулирование / В. Н. Аносов // НЭГ. – 2001. – 26 января (№17). – С. 5
  13. Антонов, Т. К. Бухгалтерский и налоговый учёт затрат / Т. К. Антонов // Консультант. – 2004. – № 14. – июль. – С. 9–20.
  14. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учёт: учебник / Ю. А. Бабаев, Л. Г. Макарова, Ю. А. Оболенская. – М.: Проспект, 2006. – 392 с.
  15. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. Л. Басовский. – М.: Инфра-М, 2005. – 366 с.
  16. Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская. – 2 изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 615 с.
  17. Гизатуллина, В. Г. Себестоимость перевозок на транспорте: учеб. пособие / В. Г. Гизатуллина, Е. В. Солодышева, С. П. Туровец. – Гомель: БелГУТ, 2000. – 132 с.
  18. Гизатуллина, В. Г. Методика и организация калькуляционного учёта на предприятиях белорусской железной дороги / В. Г. Гизатуллина // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2004. – № 4. – С. 12–15.
  19. Захарова, А.В. Учёт затрат на производство / А. В. Захарова / Главный бухгалтер. – 2004. – № 23. – С. 98
  20. Иванков, М. В. Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования железнодорожного транспорта / М. В. Иванков // Экономика железных дорог. – 2001. – № 5. – С. 5–14.
  21. Катько, А.А. Учёт затрат, включаемых в себестоимость продукции / А. А. Катько // Главный бухгалтер. – 2004. –  № 13. – С. 38
  22. Кожарский, В. В. Бухгалтерский учёт на предприятиях и в организациях: учеб. пособие / В. В. Кожарский. – Мн.: Вышэйшая школа, 2000. – 128 с.
  23. Козлова, Е. П. Бухгалтерский учёт в организациях: учебник / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 751 с.
  24. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / Н. П. Кондраков. – М: Инфра-М, 2004. – 640 с.
  25. Кончаков, А. В. Совершенствование бухгалтерского учёта расходов и затрат на базе современных информационных технологий / А. В. Кончаков // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2002. – № 8. – С. 25–26.
  26. Крятова, Л. А. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / Л. А. Крятова, Х. Х. Эргашев. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2000. – 324 с.
  27. Ладутько, Е. И. Проблемы анализа затрат на производства в современных условиях хозяйствования / Е. И. Ладутько // Экономика. Финансы. Управление. – 2002. – № 2. – С. 7–13.
  28. Левкович, О. А. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / О. А. Левкович, И. Н. Бурцева. – 3 изд., перераб., доп. – Мн.: Амалфея, 2005. – 799 с.
  29. Лешко, В. И. Оптимизация затрат на производство продукции. Экономический анализ / А. И. Лешко // Директор. – 2002. – № 9. – С. 17–19.
  30. Липатова, О. В. Совершенствование методики калькулирования себестоимости продукции на железнодорожном транспорте/ О. В. Липатова // Бухгалтерский учёт анализ и аудит. – 2004. – № 5. – С. 44–47.
  31. Липатова, О. В. Отраслевые особенности железнодорожного транспорта, влияющие на методики учёта и анализа затрат / О. А. Липатова // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2005. – № 8. – С. 26–30.
  32. Липатова, О. В. Оценка современного состояния и пути совершенствования анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте / О. В. Липатова // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2005. – № 10. – С. 41–44.
  33. Локтев, В. И. От нормирования – к снижению затрат / В. И. Локтев // Финансы, учёт, аудит. – 2003. – № 12. – С. 59–61.
  34. Маренков, Н. Л. Бухгалтерское дело: учеб. пособие для вузов / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
  35. Маренков, Н. Л. Экономический анализ: учебник для экономических вузов/ Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – М.: Феникс, 2005. – 544 с.
  36. Мураг, Е. В. Методология учёта затрат и их влияние на финансовые результаты / Е. В. Мураг // Бухгалтерский учёт анализ и аудит. 2001. №10. – С. 9
  37. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640 с.
  38. Скамай, Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник для вузов / Л. Г. Скамай, М. И. Трубочкина. – М.: Инфра-м, 2004. – 296 с.
  39. Соколов, Я. В. Бухгалтерский учёт: учебник / Я. В. Соколов. – М.: Проспект, 2004. – 768 с.
  40. Стражева, Н. С.  Бухгалтерский учёт: учеб-метод. пособие / Н. С. Стражева, А. В. Стражев. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 608 с.
  41. Тишкова, И. Е.  Бухгалтерский учёт, 2-е изд., испр. и доп. / И. Е. Тишкова, А. И. Балдинова, Т. Н. Дементей и др.  – Мн.: Выш. шк., 2001. – 192 с.
  42. Холбеков, Р. А. Реформа учёта затрат в условиях рыночной экономики: Бухгалтерский учёт, статистика / Р. А. Холбеков // Актуальные проблемы современных наук. – 2003. – №2. – С. 55–57.
  43. Циммерман, Д. Ж. Учёт производственных затрат. Бухгалтерский учёт на предприятии / Д. Ж. Циммерман // Современное управление. – 2000. – № 1. – С. 139–142.
  44. Шевлюков, А. А. Учёт затрат по экономическим элементам: современное состояние, зарубежный опыт, возможности развития / А. А. Шевлюков // Веснік Беларускага Дзяржаунага Эканомічнага універсітэта. – 2002. – № 3. – С. 29–31.
  45. Шевлюков, А. П. Реформирование учёта, совершенствование анализа и планирование затрат на производство и реализацию продукции: сборник научных статей / А. П. Шевлюков. – Гомель: БТЭУПК, 2002. –196 с.
  46. Щербакова, И. В. Некоторые аспекты отнесения затрат на себестоимость: Расход топливно-энергетических ресурсов / И. В. Щербакова // Консультант. – 2002. – № 17. – С. 19–23.

Информация о работе Учёт и анализ эксплуатационных расходов локомотивного депо