Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка
Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
Качественные характеристики:
Нейтральность – обеспечивается тем что при формировании БО исключено удовлетворение интересов одних групп пользователей за счет интересов других пользователей (каждому пользователю – одинаковая отчетность).
Полнота и достоверность – отражение на счетах БУ всех хозяйственных операций за отчетный период.)
Основными элементами информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей являются активы, обязательства, капитал, доходы и расходы организации.
Активы – совокупность имущественных средств организации, которые призваны приносить организации эконом. выгоды. Активы возникают в результате прошлых действий и событий.
Актив включает в себя имущество и имущественные права. Имущество – это предметы, имеющие хоз. ценность в силу своих свойств. Имущественные права - бывают овеществленные (связанные с владением какой либо ценной бумагой, дающей право на получение ценностей), не овеществленные – долговые требования) и прочие права, вытекающие, из незаконченных хоз. операций.
Активы признаются
в учете и отчетности, когда
есть вероятность получения
Обязательства – существование на определенную дату задолженности организации, которая является результатом прошлых действий или событий и расчеты, которые должны привести к оттоку активов.
Обязательства делятся на:
- долгосрочные
- краткосрочные, в зависимости от срока погашения. На практике долгосрочные и краткосрочные обязательства называют заемным капиталом.
Обязательства подразделяются по субъектам:
1. обязательства перед собственником
2. обязательства перед 3-ми лицами.
Обязательства признаются в учете когда вследствие его исполнения существует вероятность оттока ресурсов, способность приносить орг. эконом. выгоды и когда величина обязательств может быть измерена с достаточной степенью надежностью.
Капитал – это вложение собственника и прибыль, накопленная за всю деятельность организации. В его состав входит: уставной, резервный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль и прочие резервы.
Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников.
Доходы включают такие статьи, как выручка от продажи продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти (гонорар), арендная плата, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, иностранной валюты и др.).
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.
Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается в отчете о прибылях и убытках. Составляющими такой информации являются доходы и расходы.
Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников.
Доходы включают такие статьи, как выручка от продажи продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти (гонорар), арендная плата, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, иностранной валюты и др.).
Будущими экономическими выгодами понимается потенциальная возможность активов организации прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
Однако не всегда приток денежных средств в организацию означает получение ею дохода.
ПБУ 9/99 «Доходы организации» установлено пять условий признания выручки от продаж в бухгалтерском учете:
- организация имеет право
на получение этой выручки, вытекающее
из конкретного договора или
подтвержденное иным
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);
- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.
Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
Однако, не всегда уменьшение экономических выгод в виде оттока денежных средств или иного имущества ведет к расходам организации.
Понятие «расходы» следует отличать от понятия «затраты».
Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
ПБУ 10/99 «Расходы организации» установлено три условия признания расходов в бухгалтерском учете:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность
в том, что в результате конкретной
операции произойдет
Если в отношении любых расходов, осуществляемых организацией, не выполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников. (ПБУ 9/99).
Не относятся к доходам: а) НДС; б) Поступления по договорам комиссии; в) Поступления в счет предварительной оплаты продукции, работ, услуг; г) Авансы; д) Задатки; е) Залоги; ж) Поступления в погашение кредитов и займов.
Доходы группируются по следующим направлениям:
1. доходы от обычных видов деятельности,
2. операционные доходы,
3. внереализационные доходы,
4. чрезвычайные доходы.
Согласно концепции бух. учета в рыночной экономике для включения в форму 2 доходы и расходы должны отвечать критериям:
1. существенная вероятность того, что организация потеряет будущие выгоды обусловленным данным объектом.
2. оценка производится
на основе документов
Доходы признаются в ф.2 когда возникает увеличение эконом. выгод, связавшие с этим активом или уменьшение обязательств может быть измерено с достаточной степенью надежности.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению собственника. ( ПБУ 10/99)
Классификация расходов:
1. расходы по обычным видам деятельности,
2. операционные,
3. внереализационные,
4. чрезвычайные.
Расходами не признаются: а) выбытие активов в связи с приобретением ОА или их созданием; б) расходы, связанные с внесением средств организации в УК др орг; в) выбытие А по договорам комиссии, агентским и другим договорам; г) выбытие активов в порядке предварительной оплаты ценностей, работ, услуг; д) выбытие в виде авансов; е) задатков; ж) погашение кредитов, займов.
Расходы признаются в ф.2, когда возникает уменьшение в экономических выгод, которые обусловлены уменьшением активов, или увеличение обязательства, может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается в отчете о прибылях и убытках.,
Фин. результат - конечный экономический итог хоз. деятельности организации и выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами организации.
Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Прибыль - экономическая категория, отражающая чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников. (ПБУ 9/99).
Доходы группируются по следующим направлениям:
1. доходы от обычных видов деятельности,
2. операционные доходы,
3. внереализационные доходы,
4. чрезвычайные доходы.
Расходами организации
признается уменьшение
Классификация расходов:
1. расходы по обычным видам деятельности,
2. операционные,
3. внереализационные,
4. чрезвычайные.
В отчете о прибылях и убытках отражаются:
• прибыль до налогообложения;
• отложенные налоговые активы;
• отложенные налоговые обязательства;
• текущий налог на прибыль;
• чистая прибыль организации.
Для расчета конечного финансового результата в отчете выделяет следующие, характеризующие его элементы:
– валовая прибыль;
– прибыль/убыток от продаж;
– прибыль/убыток до налогообложения;
– чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль или непокрытый убыток) - конечный финансовый результат деятельности организации за определенный период. Рассмотрение структуры элементов финансового результата показывает, что хотя в основе формирования его элементов и лежат нормы основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, алгоритмизация таких данных порождает принципиально новые показатели. При этом часть из них не находит отражения в системном бухгалтерском учете. К таким показателям относятся: валовая прибыль и прибыль/убыток до налогообложения.
т.о., формирование конечного финансового результата в бухгалтерском учете осуществляется в разрезе однородных групп операций.