Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:09, курсовая работа
Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется,
прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной политике.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования федерального бюджета РФ……5
1.1. Содержание, значение и задачи бюджетного планирования……………..5
1.2. Процесс разработки и утверждения государственного бюджета………10
2. Анализ основных параметров бюджета РФ и направления совершенствования бюджетного процесса………………………………….23
2.1. Анализ прогнозных показателей бюджетных доходов и расходов в 2011-2013 годах………………………………………………………………………..23
2.2. Совершенствование правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета………………………………………………...28
Заключение……………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
формирования федерального
1.1. Содержание, значение и задачи
бюджетного планирования……………..
1.2. Процесс разработки и
утверждения государственного
2. Анализ основных параметров бюджета РФ и направления совершенствования бюджетного процесса………………………………….23
2.1. Анализ прогнозных показателей бюджетных
доходов и расходов в 2011-2013 годах…………………………………………………………………
2.2. Совершенствование правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложения……………………………………………………
Введение
Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно
без активного участия государства в экономических
процессах, которое реализуется,
прежде всего, в бюджетной и денежно-кредитной
политике.
Необходимость такого вмешательства обусловлена решением ряда задач, направленных на развитие общества: обеспечение крупных структурных сдвигов, поддержка приоритетных направлений развития экономики, расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры, экономическая и природоохранная защита страны, внешнеэкономическая деятельность, обеспечение национальной безопасности страны и др. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой прибегают к государственному регулированию.
Государство осуществляет
экономическое и социальное регулирование
с
помощью финансовой системы, главным звеном которой
является государственный бюджет.
Он является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства и дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Именно посредством бюджета,
и, в частности, налоговой его составляющей,
государство образует и воздействует
на формирование
децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблеме образования и формирования доходной и расходной частей государственного бюджета является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в исследовании средств государственного регулирования экономики.
Актуальность исследования заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Целью данной работы является исследование процесса планирования и прогнозирования федерального бюджета РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Объект исследования – бюджетный процесс в РФ.
Предмет исследования – планирование и прогнозирование федерального бюджета РФ.
Информационной базой исследования выступили нормативно-правовые акты РФ, статистические отчеты по итогам выполнения федерального бюджета, информационные ресурсы сети Интернет, публикации в периодической печати и учебно-методические издания по вопросам бюджетного устройства РФ.
1. Теоретические основы
формирования федерального
1.1. Содержание, задачи и принципы бюджетного планирования
Понятие бюджетной системы Российской Федерации закреплено в ст. 6 БК РФ. Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся:
Совокупность всех перечисленных бюджетов образует консолидированный бюджет РФ. Федеральному бюджету отводится главная роль в консолидированном бюджете, прежде всего в реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием и Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует макроэкономические параметры, а также взаимоотношения с отдельными территориями.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
Рис. 1. Бюджетная система РФ (без государственных внебюджетных фондов)2
Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Экономическая сущность планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление перспективного финансового плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики3.
Исходной базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Перспективный план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.
В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона4.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.
Принципы бюджетного планирования и прогнозирования:
Бюджетное планирование включает бюджетный процесс, как его главную форму.
1.2. Процесс разработки
и утверждения
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.