Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рассмотрим структуру доходов по своду бюджетов субъектов Российской Федерации за 2000 и 2002 годы.
Таблица 2.3.1.
Свод доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 г.г.
| 2000 | год | 2002 | год |
Наименование дохода | Всего исполнено (тыс.руб) | В % к итогу | Всего исполнено (тыс.руб) | В % к итогу |
1. Налоговые доходы. | 742 795 860 | 69,69 |
859 617 235 | 66,57 |
-Налоги на прибыль, доход, прирост капитала. | 368 510 647 | 34,57 |
546 752 519 | 42,34 |
-Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы. |
157 642 174 | 14,79 |
86 859 301 | 6,72 |
- Налоги на совокупный доход | 12 152 156 | 1,14 | 203 09 678 | 1,57 |
-Налоги на имущество. | 63 520 882 | 5,96 | 87 126 641 | 6,74 |
-Платежи за пользование природными ресурсами. |
58 978 679 | 5,53 |
79 309 255 | 6,14 |
-Прочие налоги, пошлины и сборы | 81 991 322 | 7,69 | 39 259 841 | 3,04 |
2. Неналоговые доходы. | 60 710 618 | 5,69 | 87980918 | 6,81 |
-Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных или муниципальных организаций. |
40 693 586 | 3,82 |
63 380 924 | 4,90 |
-Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
3 680 851 | 0,34 |
1 064 740 | 0,08 |
-Административные платежи и сборы. | 2 008 170 | 0,18 |
2 824 299
| 0,21 |
-Штрафные санкции, возмещение ущерба. |
2 822 876 | 0,26 |
4 842 302 | 0,37 |
- Прочие неналоговые доходы. | 14 328 011 | 1,34 | 15 868 653 | 1,23 |
3. Другие доходы и перечисления
| 101 716 402 |
9,54 | 208 287 821 | 16,13 |
4. Доходы целевых бюджетных фондов | 160 633 798 |
15,07 | 135 345 715 | 10,48 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 1 065 856 678 |
100 | 1 291 231 689 |
100 |
Сводный бюджет субъектов РФ, как показывает бюджетная статистика, формируется главным образом за счет налогов 66,5% и доходов от внешнеэкономических связей. Из таблиц видно, что в 2002 году по сравнению с 2000 годом доля налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшилась с 69,69% до 66,5%. Удельный вес налога на товары и услуги в статье налоговых доходов снизился почти вдвое, но доля налога на прибыль увеличилась на 10%. Снизились на 5% доходы целевых бюджетных фондов, но ,вместе с этим, возросла доля неналоговых доходов с 5,6 до 6,8% в общем итоге доходов бюджета. В общей же структуре доходная часть бюджета субъектов Российской Федерации за 2 года увеличилась.
Проанализируем структуру доходов консолидированных и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Рассмотрим их на примере республики в составе РФ и области (см. табл.2.3.2 и табл.2.3.3).
Таблица 2.3.2.
Структура доходов консолидированного бюджета республики субъекта РФ
на 01.01.2001 (Республика Марий-Эл)
Доходы | Консолидированный бюджет республики | Республиканский бюджет | Местные бюджеты | |||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Налоговые доходы |
1 067 028 | 54,05 |
385 967 | 30,60 |
681 061 | 61,16 |
Неналоговые доходы |
44 506 | 2,25 |
12 340 | 0,98 |
32 166 | 2,89 |
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, в т.ч.: |
693 557 | 35,13 |
693 557 | 55,0 |
400 230 | 35,94 |
-Субвенции | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 414 | 1,83 |
-Взаимные расчеты |
66 159 | 3,35 |
6 6159 | 5,24 |
29 557 | 2,65 |
-Трансферты |
627 398 | 31,78 |
627 398 | 49,75 |
350 259 | 31,45 |
Другие доходы и перечисления | 524 445 | 26,56 | 524 459 | 41,59 | 400 216 | 35,94 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
1 974 203 | 100 |
1 260 962 | 100 |
1 113 471 | 100 |
Данные табл.2.3.2. дают большой материал для анализа практической реализации принципов бюджетного федерализма и состояния межбюджетных отношений. Прежде всего, обращает на себя внимание не слишком высокий удельный вес налоговых доходов: консолидированный бюджет – 54,05%; республиканский – 30,6%; местные бюджеты – 61,16%. Еще одна характерная особенность в структуре доходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл – в консолидированном бюджете большую долю 35,13% занимают трансферты и поступления из вышестоящих бюджетов. Это свидетельствует о недостаточной финансовой самостоятельности республики Марий-Эл. Если говорить о республиканском бюджете, то трансферты формируют доходы республиканского бюджета на 49,75%. При их недостаточном поступлении в процессе исполнения федерального бюджета, обеспеченность финансированием даже неотложных текущих расходов бюджета может оказаться под угрозой.
Следующий субъект Российской Федерации – область. Проанализируем состояние межбюджетных отношений на примере Нижегородской области.
Таблица 2.3.3.
Структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01. 2001.
Доходы | Консолидированный бюджет | Областной бюджет | Местные бюджеты | |||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Налоговые доходы |
10 342 791 | 88,45 |
4 316 736 | 85,14 |
6 026 055 | 72,03 |
Неналоговые доходы | 678 507 | 5,80 | 275 470 | 5,44 | 403 037 | 4,81 |
Другие доходы и перечисления |
672 389 | 5,75 |
477 878 | 9,42 |
1 935 878 | 23,14 |
-Безвозмездные перечисления |
429 938 | 3,67 |
416 011 | 8,20 |
1 755 294 | 20,98 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 11 693 687 | 100 | 5 070 084 | 100 | 8 364 970 | 100 |
Налоговые доходы занимают ведущее положение: в целом по бюджету области – 88,45%; областной бюджет – 85,14%; местные бюджеты – 72,03%. Иными словами, от количества собранных налогов зависит стабильность, качество исполнения бюджетов каждого звена в бюджетной системе Нижегородской области. По нашей области, учитывая табличные данные, средства федерального фонда финансовой поддержки регионов составляют в структуре доходов лишь 3,67%, что говорит о финансовой самостоятельности Нижегородской области.
Таким образом, анализ структуры доходов двух видов субъектов Российской Федерации, наглядно свидетельствует о противоречии между условиями формирования их доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства и социальных расходов. Немаловажную роль в бюджетах субъектов РФ играют субсидии и трансферты, предоставляемые федеральным бюджетом. Но в процессе исполнения федерального бюджета реальный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется в суммах, значительно меньших, чем предусматривалось при утверждении федерального бюджета. Из-за этого субъекты Федерации вынуждены сокращать расходы, то есть возникает несоответствие между принципом самостоятельности бюджетов и реальными условиями их формирования и исполнения.
Теперь обратимся к структуре расходов консолидированных и региональных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим структуру расходов по своду бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 годы.
Таблица.2.3.4
Свод расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 годы.
Наименование расхода | 2000 | год | 2002 | год |
| Всего исполнено (тыс.руб) | В % к итогу | Всего исполнено (тыс.руб) | В % к итогу |
Государственное регулирование управление и местное самоуправление | 47 855 870 | 4,63 |
68 630 689
| 5,32 |
Судебная власть | 135 954 | 0,013 | 811 889
| 0,06 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 27 118 903 | 2,63 |
35 414 337 | 2,74 |
Фундаментальные исследования и содействия НТП | 1 048 028 | 0,101 |
1 638 209 | 0,12 |
Промышленность, энергетика и строительство | 23 412 328 | 2,26 |
111 428 753 | 8,63 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 41 578 257 | 4,028 | 45 303 458 | 3,51 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 4 052 412 | 0,39 |
8 407 956 | 0,65 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 38 422 464 | 3,72 |
58 594 177 | 4,54 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 8 466 836 | 0,82 |
1 422 760 | 0,11 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 199 847 461 | 19,36 |
226 172 837 | 17,53 |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий | 1 976 854 | 0,19 |
5 024 502 | 0,38 |
Образование | 176 642 948 | 17,11 |
225 784 468 | 17,54 |
Культура, искусство и кинематография | 23 302 698 | 2,25 |
29 199 487
| 2,26 |
СМИ | 5 763 346 | 0,56 |
6 984 188 | 0,54 |
Здравоохранение и физическая культура |
136 505 067 |
13,22 |
16 3748 649 |
12,69 |
Социальная политика | 59 942 803 | 5,80 |
103 608 955 | 8,03 |
Обслуживание государственного долга | 18 862 097 | 1,82 |
12 659 692 | 0,98 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 117 676 | 0,011 |
3 754 371 | 0,29 |
Прочие расходы | 66 394 074 | 6,43 |
53 944 045 | 4,18 |
Целевые бюджетные фонды | 150 564 947 | 14,58 |
127 210 965 | 9,86 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 1 032 097 829 | 100 |
1 289 744 387 | 100 |
Как следует из приведенных данных, наибольший удельный вес занимают социальные расходы: образование – 17,54% , здравоохранение и физическая культура – 12,69, кроме того, расходы на ЖКХ – 17,53. Социальная направленность расходов бюджетов субъектов Российской Федерации делает вопрос их финансового обеспечения особо актуальным.
Анализ таблицы позволяет судить о том, что доля промышленности, энергетики и строительства по сравнению с базисным годом выросла с 2,26 до 8,63%. А удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство понизился на 2%. Также можно сделать вывод, что государство в 2002 году стало в большей степени уделять внимание социальной политике, об этом свидетельствуют цифры: 5,8% (2000) и 8,03% (2002г.).
Структуру расходов бюджетов субъектов Российской Федерации представим на примере республики в составе РФ и области (см. табл.2.3.5 и 2.3.6).
Таблица 2.3.5.
Структура расходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2001 год.
Расходы | Консолидированный бюджет | Республиканский бюджет | Местные бюджеты | |||||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | В % к Консо лиди- рован ному бюдже ту | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | В % к Консо лиди- рован ному бюдже ту |
Государствен ное управление |
143 139 | 7,32 |
73 074 | 5,84 | 51,05 |
70 065 | 6,03 | 48,94 |
Судебная власть | 1 112 | 0,056 | 1 112 | 0,089 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Правоохрани тельная деятельность и обеспечение безопасности государства |
53 040 | 2,71 |
22 863 | 1,83 | 43,1 |
30 177 | 2,59 | 56,89 |
Фундаменталь ные исследования и содействие НТП |
1 325 | 0,06 |
1 325 | 0,106 | 100 |
0 | 0 | 0 |
Отрасли хозяйства | 439 029 | 22,46 | 171 802 | 13,75 | 39,13 | 267 227 | 23,01 | 60,87 |
Социально-культурные мероприятия | 1 066 432 | 54,56 | 293 104 | 23,46 | 27,48 | 773 328 | 66,59 | 72,52 |
Обслуживание государствен ного долга |
19 839 | 1,014 |
19 059 | 1,52 | 96,06 |
780 | 0,067 | 3,93 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
0 | 0 |
400 230 | 32,03 | 100 |
0 | 0 | 0 |
Прочие расходы | 59 525 | 3,04 | 4832 | 0,38 | 8,11 | 54693 | 4,7 | 91,88 |
Целевые бюджетные фонды | 171 153 | 8,75 | 170 914 | 13,68 | 99,86 | 239 | 0,02 | 0,13 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 954 594 | 100 |
1 249 220 | 100 | 63,91 |
1 161 158 | 100 | 36,08 |