Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Содержание

Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный федерализм.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  структуру доходов по своду бюджетов субъектов Российской Федерации за 2000 и 2002 годы.

Таблица 2.3.1.

Свод доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 г.г.

 

2000

год

2002

год

Наименование дохода

Всего исполнено (тыс.руб)

В % к итогу

Всего исполнено (тыс.руб)

В % к итогу

1. Налоговые доходы.

742 795 860

69,69

 

859 617 235

66,57

     -Налоги на прибыль, доход,        прирост капитала.

368 510 647

34,57

 

 

546 752 519

42,34

     -Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы.

 

 

157 642 174

14,79

 

 

86 859 301

6,72

    - Налоги на совокупный доход

12 152 156

1,14

203 09 678

1,57

     -Налоги на имущество.

63 520 882

5,96

87 126 641

6,74

     -Платежи за пользование природными ресурсами.

 

58 978 679

5,53

 

79 309 255

6,14

     -Прочие налоги, пошлины и сборы

81 991 322

7,69

39 259 841

3,04

2. Неналоговые доходы.

60 710 618

5,69

87980918

6,81

      -Доходы от имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных или муниципальных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

40 693 586

3,82

 

 

 

 

 

 

 

 

63 380 924

4,90

       -Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

 

 

3 680 851

0,34

 

 

 

1 064 740

0,08

      -Административные платежи и сборы.

2 008 170

0,18

 

2 824 299

 

0,21

      -Штрафные санкции, возмещение ущерба.

 

 

2 822 876

0,26

 

 

4 842 302

0,37

     - Прочие неналоговые доходы.

14 328 011

1,34

15 868 653

1,23

3.  Другие доходы и перечисления

 

101 716 402

 

 

9,54

208 287 821

16,13

4. Доходы целевых бюджетных фондов

160 633 798

 

 

15,07

135 345 715

10,48

ИТОГО  ДОХОДОВ

1 065 856 678

 

100

1 291 231 689

 

100

 

Сводный  бюджет субъектов РФ, как показывает бюджетная статистика, формируется главным образом за счет  налогов 66,5% и доходов от внешнеэкономических связей. Из таблиц видно, что в 2002 году по сравнению с 2000 годом доля налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшилась с 69,69% до 66,5%. Удельный вес налога на товары и услуги в статье  налоговых доходов снизился почти вдвое, но доля налога на прибыль увеличилась на 10%.  Снизились на 5% доходы целевых бюджетных фондов, но ,вместе с этим, возросла доля неналоговых доходов с 5,6 до 6,8% в общем итоге доходов бюджета.  В общей  же структуре доходная часть бюджета субъектов Российской Федерации за 2 года увеличилась.

Проанализируем структуру  доходов консолидированных и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Рассмотрим их на примере республики в составе РФ    и  области (см. табл.2.3.2 и табл.2.3.3).

Таблица 2.3.2.

Структура доходов консолидированного бюджета республики субъекта РФ
на 01.01.2001 (Республика Марий-Эл)
 

 

Доходы

Консолидированный бюджет республики

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Налоговые доходы

 

1 067 028

54,05

 

385 967

30,60

 

681 061

61,16

Неналоговые доходы

 

44 506

2,25

 

12 340

0,98

 

32 166

2,89

Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, в т.ч.:

 

 

 

 

 

693 557

35,13

 

 

 

 

 

693 557

55,0

 

 

 

 

 

400 230

35,94

     -Субвенции

0

0

0

0

20 414

1,83

     -Взаимные расчеты

 

66 159

3,35

 

6 6159

5,24

 

29 557

2,65

     -Трансферты

 

627 398

31,78

 

627 398

49,75

 

350 259

31,45

Другие доходы и перечисления

524 445

26,56

524 459

41,59

400 216

35,94

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

 

1 974 203

100

 

1 260 962

100

 

1 113 471

100

 

Данные табл.2.3.2. дают большой материал для анализа практической реализации принципов бюджетного федерализма и состояния межбюджетных  отношений. Прежде всего, обращает на себя внимание не слишком высокий удельный вес налоговых доходов: консолидированный бюджет – 54,05%; республиканский – 30,6%; местные бюджеты – 61,16%.  Еще одна характерная особенность в структуре доходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл – в  консолидированном бюджете большую долю 35,13% занимают  трансферты и поступления из вышестоящих бюджетов. Это свидетельствует о недостаточной финансовой самостоятельности республики Марий-Эл. Если говорить о республиканском бюджете,  то трансферты формируют доходы республиканского бюджета на  49,75%.  При их недостаточном поступлении в процессе исполнения федерального бюджета, обеспеченность финансированием даже неотложных текущих расходов бюджета может оказаться под угрозой.

Следующий субъект Российской Федерации – область. Проанализируем состояние межбюджетных  отношений на примере Нижегородской области.

Таблица 2.3.3.

Структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01. 2001.

 

Доходы

Консолидированный бюджет

Областной

бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Налоговые доходы

 

10 342 791

88,45

 

4 316 736

85,14

 

6 026 055

72,03

Неналоговые доходы

678 507

5,80

275 470

5,44

403 037

4,81

Другие доходы и перечисления

 

 

672 389

5,75

 

 

477 878

9,42

 

 

1 935 878

23,14

    -Безвозмездные перечисления

 

 

429 938

3,67

 

 

416 011

8,20

 

 

1 755 294

20,98

ВСЕГО ДОХОДОВ

11 693 687

100

5 070 084

100

8 364 970

100

 

Налоговые доходы занимают ведущее положение: в целом по бюджету области – 88,45%; областной бюджет – 85,14%; местные бюджеты – 72,03%. Иными словами, от количества собранных налогов зависит стабильность, качество исполнения бюджетов каждого звена в бюджетной системе Нижегородской области. По нашей области, учитывая табличные данные, средства федерального фонда финансовой поддержки регионов составляют  в структуре доходов лишь 3,67%, что говорит о финансовой самостоятельности Нижегородской области.

Таким образом,  анализ структуры доходов двух видов субъектов Российской Федерации, наглядно свидетельствует о противоречии между условиями формирования их доходов и ответственностью за финансирование жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства и социальных расходов. Немаловажную роль в бюджетах субъектов РФ  играют субсидии и трансферты, предоставляемые федеральным бюджетом.  Но в процессе исполнения федерального бюджета реальный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется в суммах, значительно меньших, чем предусматривалось при утверждении федерального бюджета. Из-за этого субъекты Федерации вынуждены сокращать расходы, то есть возникает несоответствие между принципом самостоятельности бюджетов и реальными условиями их формирования и исполнения.

 

Теперь обратимся к структуре расходов консолидированных  и региональных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим структуру расходов по своду бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 годы.

 

Таблица.2.3.4

Свод расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2000 и 2002 годы.

Наименование расхода

2000

год

2002

год

 

Всего исполнено (тыс.руб)

В % к итогу

Всего исполнено (тыс.руб)

В % к итогу

Государственное регулирование  управление и местное самоуправление

47 855 870

4,63

 

 

68 630 689

 

 

5,32

Судебная власть

135 954

0,013

811 889

 

0,06

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

27 118 903

2,63

 

 

 

 

35 414 337

2,74

Фундаментальные исследования и содействия НТП

1 048 028

0,101

 

 

1 638 209

0,12

Промышленность, энергетика и строительство

23 412 328

2,26

 

 

111 428 753

8,63

Сельское хозяйство и рыболовство

41 578 257

4,028

45 303 458

3,51

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

4 052 412

0,39

 

 

 

 

 

8 407 956

0,65

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

38 422 464

3,72

 

 

58 594 177

4,54

Развитие рыночной инфраструктуры

8 466 836

0,82

 

1 422 760

0,11

Жилищно-коммунальное хозяйство

199 847 461

19,36

 

226 172 837

17,53

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

1 976 854

0,19

 

 

 

 

5 024 502

0,38

Образование

176 642 948

17,11

 

225 784 468

17,54

Культура, искусство и кинематография

23 302 698

2,25

 

29 199 487

 

2,26

СМИ

5 763 346

0,56

 

6 984 188

0,54

Здравоохранение и физическая культура

 

 

136 505 067

 

 

13,22

 

 

16 3748 649

 

 

12,69

Социальная политика

59 942 803

5,80

 

103 608 955

8,03

Обслуживание государственного долга

18 862 097

1,82

 

 

12 659 692

0,98

Финансовая помощь бюджетам других уровней

117 676

0,011

 

 

3 754 371

0,29

Прочие расходы

66 394 074

6,43

 

53 944 045

4,18

Целевые бюджетные фонды

150 564 947

14,58

 

127 210 965

9,86

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

1 032 097 829

100

 

1 289 744 387

100

 

Как следует из приведенных данных, наибольший удельный вес занимают социальные расходы: образование – 17,54% , здравоохранение  и физическая культура – 12,69, кроме того, расходы на ЖКХ – 17,53. Социальная направленность расходов бюджетов субъектов Российской Федерации делает вопрос их финансового обеспечения особо актуальным.

Анализ таблицы позволяет судить о том, что доля промышленности, энергетики и строительства по сравнению с базисным годом выросла с 2,26 до 8,63%. А удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство понизился на 2%. Также можно сделать вывод, что государство в 2002 году стало в большей степени уделять внимание социальной политике, об этом свидетельствуют цифры: 5,8% (2000) и 8,03% (2002г.).

Структуру расходов бюджетов субъектов Российской Федерации представим на примере республики  в составе РФ  и  области (см. табл.2.3.5 и 2.3.6).

Таблица 2.3.5.

Структура расходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2001 год.

 

Расходы

Консолидированный бюджет

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

В % к Консо

лиди-

рован

ному бюдже ту

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

В % к Консо

лиди-

рован

ному бюдже ту

Государствен ное управление

 

143 139

7,32

 

73 074

5,84

51,05

 

70 065

6,03

48,94

Судебная власть

1 112

0,056

1 112

0,089

100

0

0

0

Правоохрани тельная деятельность и обеспечение безопасности государства

 

 

 

53 040

2,71

 

 

 

22 863

1,83

43,1

 

 

 

30 177

2,59

56,89

Фундаменталь ные исследования и содействие НТП

 

 

1 325

0,06

 

 

1 325

0,106

100

 

 

0

0

0

Отрасли хозяйства

439 029

22,46

171 802

13,75

39,13

267 227

23,01

60,87

Социально-культурные мероприятия

1 066 432

54,56

293 104

23,46

27,48

773 328

66,59

72,52

Обслуживание государствен ного долга

 

19 839

1,014

 

19 059

1,52

96,06

 

780

0,067

3,93

Финансовая помощь бюджетам других уровней

 

0

0

 

400 230

32,03

100

 

0

0

0

Прочие расходы

59 525

3,04

4832

0,38

8,11

54693

4,7

91,88

Целевые бюджетные фонды

171 153

8,75

170 914

13,68

99,86

239

0,02

0,13

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

 

1 954 594

100

 

1 249 220

100

63,91

 

1 161 158

100

36,08

Информация о работе Бюджетный федерализм