Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:41, курсовая работа
На сегодняшний день одной из наиболее значимых задач в Кыргызской
Республике является создание сильного гражданского общества, основной
ячейкой которого будет крепкая, физически и нравственно здоровая семья.
Одним из обстоятельств, влекущих создание семьи, является заключение брака.
Поэтому мы можем говорить о непреходящем значении института брака и
необходимости его адекватного правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..…….3
ГЛАВА 1
РАЗВИТИЕ БРАКА КАК ИНСТИТУТА СЕМЕЙНОГО ПРАВА……..…...13
1.1. Понятие и концепции брака…………………………………………………..13
1.2. Признаки брака: история, современность, перспективы……………………30
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА………………...………………38
2.1. Условия заключения брака. Проблемы брачной дееспособности………….38
2.2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака……………………...51
2.3. Прекращение брака по объективным причинам. Проблемы восстановления
брака…………………………………………………………………………………57
2.4. Вопросы юрисдикции при расторжении брака……………………………...72
ГЛАВА 3
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА………………………...…………………82
3.1. Правовая природа недействительности брака…………………………….82
3.2. Основания недействительности брака…………………………………….96
3.3. Порядок признания недействительности брака и ее правовые
последствия………………………………………………………………………..117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………132
тому, что некоторые ученые рассматривают брак с точки зрения некоего
1
Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 2 / Под ред. В.А. Томсинова. – М.:
Издательство «Зерцало», 2003. – С. 13.
16священного союза, а другие – обычного соглашения между людьми. Также до
сих пор нерешенным является вопрос, связанный с определением цели брака –
будет ли это удовлетворение потребностей человека в продолжении рода либо
в общении и создании союза, позволяющего человеку полноценно
существовать в обществе.
По мнению К.П. Победоносцева, «оттого неверно приискивать и ставить
для брака цель специальную, как, например, деторождение, ибо брак есть
цельный, органический союз, и идея его коренится в основном законе природы:
приведения к единству и цельности раздвоенной на два пола природы
человека».
1
Рассмотрим некоторые концепции понимания брака, исторически
сложившиеся в странах Европы. Так, типичное для европейских государств
определение понятия брака предлагает французский юрист Жюллио де ла
Морандьер: «Во французском праве брак есть заключаемый в установленной
законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину
для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под
руководством мужа, главы семьи».
2
Как мы видим, данное определение свело брак исключительно к
гражданско-правовому договору, стороны которого обладают правами и
обязанностями по отношению друг к другу, причем такие права носят в
большей степени характер имущественных.
Однако на сегодняшний день такая концепция выглядит не совсем
приемлемой, поскольку в большей степени делает упор именно на
имущественный, но не на нематериальный, особый, доверительный характер
отношений, складывающийся между супругами.
Тем не менее, даже в приведенном выше определении брака
прослеживается сочетание духовных и физических элементов данного
института.
1
Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 2 / Под ред. В.А. Томсинова. – М.:
Издательство «Зерцало», 2003. – С. 14.
2
Де ла Морандьер Л. Жюллио. Гражданское право Франции. – М.: Юрид.лит., 1958. – С. 323.
17Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут
регулироваться правом. Однако такое разделение отношений, составляющих
брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие
представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных
представлений о браке, а иногда и вместе с ним вставали этические представле-
ния. Понятие брака в
концепции «брак – союз»
церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза
нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как
таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было
стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу
действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.
Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов».
1
И. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают
друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант
придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку.
Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда
имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он
себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается
не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в
брачном общении. Недостатком этой теории является перенесение этических
представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в
соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может
полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения
настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого
существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или
духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на
человеческую личность и ее важнейшие права.
2
В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание
всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на
1
См. подробнее: Кант И. Метафизика нравов. Серия «Великие мыслители». – М.: Мир книги, 2007.
2
См. подробнее: Кант И. Метафизика нравов. Серия «Великие мыслители». – М.: Мир книги, 2007.
18нравственных нормах, должно
охватывать лишь ту сферу
которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых,
нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все
же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к
концепции брака как договора. «Согласно с воззрениями, сложившимися во
Франции, – пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, – брак по своей духовной
стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как
светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть
гражданский институт».
1
Данное определение, на наш взгляд, является
довольно емким. В той части, в которой брачные отношения регулируются
правом, – это частно-правовые отношения. В другой своей части, которая
лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может
рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз,
предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижения
определенных выгод – все это лежит за границами права.
Этическая оценка своего брака – сугубо личное дело каждой супружеской
пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических
представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как
посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать
свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не
допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги,
заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все
их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство
признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не
имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и
то, и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта
является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.
Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в
прошлом. Ее сторонники признают
наличие в брачном
1 Об этом подробнее
см.: Загоровский И.А. Курс
19иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как
договорное в целом. И.А. Загоровский, например, указывает, что хотя брак «в
происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в
содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как
содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов.
Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права,
а к разряду институтов особого рода (sui generis)».
1
Г.Ф. Шершеневич считал,
что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является
договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским
обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и
И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких
действий, то последствием его
будет обязательственное
сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю
жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание».
2
Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признает юридический факт, порождающий
брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его
основе, он относит к институтам особого рода.
Что касается развития взглядов на правовую природу брака в период
существования советского государства, то следует отметить следующие
особенности понимания брака, существовавшие в социалистическом
законодательстве.
Так, например, Е. Розенберг приводил следующее определение брака,
содержавшееся в одной из современных автору советских монографий: «Брак
есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви,
дружбы, сотрудничества».
3
Существовали и иные подходы к определению брака. К примеру, на
второй сессии ВЦИК XII созыва прозвучало такое положение: «Брак основан
1
См.: Загоровский И.А.
Курс семейного права. –
2
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: Спарк, 1995. – С. 160.
3
Розенберг Е. Проект КЗоБСО // Еженедельник советской юстиции. – 1925. – № 4849. – С. 1484.
20на взаимном притяжении,
на культурном и идейном
отношениях».
1
В начале ХХ-го века брак основывался на принципах взаимной
склонности супругов, ведения общего хозяйства, необязательной
государственной регистрации и возможности свободного расторжения.
2
Далее последовала реформа
брачно-семейного
фактически сформулировала то определение брака и подходы к пониманию его
сущности, которые мы имеем
в современном нам
3
Что касается более современных трактовок брака, то в настоящее время
соглашение о заключении брака не признается гражданским договором.
Основные доводы в защиту такой позиции можно свести к следующему: во-
первых, целью заключения брака является не только возникновение брачного
правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении
и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие
супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения,
их права и обязанности определены императивными нормами закона, что
нетипично для договорных правоотношений.
Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании
юридического акта, совершенного с намерением породить правовые
последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но,
тем не менее, социальное содержание и правовые особенности брака в
социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в
качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет
своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и
обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных
имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью
1
ВЦИК XII созыва: Вторая сессия: Стенографический отчет. – М., 1925. – С. 246.
2
См. об этом: Полянский П.Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права//Вестник
Московского университета. – Серия 11. Право. – 1998. – № 2. – С. 98-106.
3
Там же.
21вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное
признание.
1
К примеру, О.Г. Куриленко полагает, что брак – это важнейшее
основание образования семьи. В своем исследовании он приходит к выводу о
целесообразности законодательного закрепления такого понятия брака, в
котором было бы чётко определено, что это союз мужчины и женщины, целью
которого является образование семьи. Это позволит, по мнению автора,
избежать правовых проблем в случае возникновения однополых союзов, а при
смене пола одним из супругов во время существования брака позволит
прекратить брак по данному основанию, во-вторых, придаст правовую
определённость норме, предусматривающей признание недействительным
фиктивного брака.
2
Когда мы говорим, что брак – это наиболее полное общение супругов:
материальное, физическое и духовное, то предполагаем, что между супругами
возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых
они определяют для себя сами. Не все эти отношения регулируются правом, а,
значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой
сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака,
как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее
определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданско-
правового договора, определяются этим договором. Напротив, содержание
супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем
содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и
обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью
Информация о работе Государственное образовательное учреждение