Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:41, курсовая работа
На сегодняшний день одной из наиболее значимых задач в Кыргызской
Республике является создание сильного гражданского общества, основной
ячейкой которого будет крепкая, физически и нравственно здоровая семья.
Одним из обстоятельств, влекущих создание семьи, является заключение брака.
Поэтому мы можем говорить о непреходящем значении института брака и
необходимости его адекватного правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..…….3
ГЛАВА 1
РАЗВИТИЕ БРАКА КАК ИНСТИТУТА СЕМЕЙНОГО ПРАВА……..…...13
1.1. Понятие и концепции брака…………………………………………………..13
1.2. Признаки брака: история, современность, перспективы……………………30
ГЛАВА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА………………...………………38
2.1. Условия заключения брака. Проблемы брачной дееспособности………….38
2.2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака……………………...51
2.3. Прекращение брака по объективным причинам. Проблемы восстановления
брака…………………………………………………………………………………57
2.4. Вопросы юрисдикции при расторжении брака……………………………...72
ГЛАВА 3
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА………………………...…………………82
3.1. Правовая природа недействительности брака…………………………….82
3.2. Основания недействительности брака…………………………………….96
3.3. Порядок признания недействительности брака и ее правовые
последствия………………………………………………………………………..117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………132
специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений
между супругами.
3
1
Иоффе О.С. Советское гражданское право. – Л., 1965. – Т.З. – С. 187-188.
2
Куриленко О.Г. Регулирование брачного правоотношения по законодательству Российской Федерации.
Автореф. дисс…канд. юрид. наук. – М.,2003. – С. 5.
3
См. подробнее об этом:
Антокольская М.В. Семейное
Юристъ, 2000. – С. 109-115.
22Если провести анализ представленных выше концепций понимания брака,
то можно сделать вывод о том, что, по сути, все концепции делятся на две
группы: светские и религиозные.
При этом светское понимание брака предполагает возможность его
правового регулирования и, в свою очередь, делится на понимание брака как: а)
гражданско-правового договора, б) института особого рода и в) союза,
направленного на достижение определенной цели. Что касается религиозного
понимания брака, то в данном случае брак представляет собой некое таинство,
не поддающееся регулированию со стороны государства.
Говоря о значении религиозных догм в сфере регулирования брачных
отношений, то применительно к условиям Кыргызской Республики можно
говорить о возрождении некоторых процедур и требований к заключению
брака согласно нормам религиозных источников мусульманской религии. При
этом нужно отметить, что подобное возрождение религиозных чувств и
перенесение их на бывшие ранее исключительно светские институты
характерно не только для Кыргызстана, но и для большинства государств
бывшего социалистического лагеря. По нашему мнению, это обусловлено
длительным нахождением указанных стран в режиме пропаганды научного
атеизма. Вполне возможно, что резкое увеличение числа людей, стремящихся
соблюдать какие-либо религиозные нормы и требования, связано именно с
длительным подавлением религиозного чувства и последующим
предоставлением полной свободы вероисповедания в рамках выбранного
демократического курса развития.
При этом, на наш взгляд, имеющиеся в современном обществе взгляды
относительно соблюдения религиозных обрядов при заключении брака
находятся в стадии своего становления, поскольку отсутствует четкое
понимание сущности совершаемых действий и их необходимости.
Если ранее религия и брак были очень тесно связаны между собой и брак
действительно рассматривался как некое таинство, то в настоящее время
23зачастую религиозные обычаи и традиции используются формально без
осознания их истинного предназначения и сущности.
Кроме того, излишне строгое соблюдение таких формальностей нередко
приводит к возникновению нежелательных с точки зрения права последствий.
При этом мы ни в коем случае не умаляем достоинства религиозной
концепции понимания брака.
В некоторых случаях она
оправданной, поскольку основана исключительно на нравственных
императивах и этических категориях. Если предположить, что участники
брачного союза будут строго придерживаться всех установленных религией
канонов, то, вероятно, степень прочности брака повысится, в равной мере
повысится степень ответственности супругов друг за друга.
Однако религиозное понимание брака в нашей республике довольно
необычным образом сочетается со светским отношением к браку. Это вызвано
тем, что ввиду отделения права и государства от религии, первые не признают
за так называемым религиозным
браком никаких юридических
Именно превращение брака в юридический факт, который порождает
какие-либо правовые последствия, лишает все религиозные обряды
первоначально возложенной на них смысловой и фактической нагрузки.
При этом, по нашему мнению, религиозный подход к пониманию брака в
наиболее точной степени отражает те чувства, которые должны испытывать
лица, вступающие в брак, однако в данном случае незащищенными
оказываются права женщин, вступающих в брак.
Что касается конкретного воплощения религиозных догм применительно
к браку, то необходимо отметить следующее.
Кыргызстан, особенно его южные регионы, населяют различные
этнические группы, которые в большой степени привержены традиционализму
и религиозным нормам и как представители оседлых народов исторически
подвержены исламу, переживая в настоящее время активное возрождение
исламских религиозных ценностей.
1
1
Права женщин в Кыргызстане: мусульманские традиции, исламские ценности и современное право:
(Программа повышения правовой грамотности)/Под общ. ред. Л. Сыдыковой. – Б., 2001. – С. 5.
24Что касается регулирования заключения и расторжения брака в
мусульманском праве, то отметим следующие основные особенности.
Брак мужчины и женщины, сопровождающийся рождением детей,
являлся религиозной обязанностью, а безбрачие – прискорбным состоянием.
Препятствиями для заключения брака для мужчин и женщин были:
кровосмешение, в том числе, «родство по молоку»; запрещенное общение,
связи; видение обнаженной женщины; незаконченное паломничество лиц.
Женщина не могла выйти замуж, если имелось согласие на вступление с нею в
брак другого лица; если у нее не закончился срок возможного рождения
ребенка и годичный срок после смерти мужа; если будущий муж является не
принадлежит к мусульманской религии.
Согласия на брак фактически не требовалось, его давали родители или
доверенные лица жениха и невесты. В некоторых случаях молчание невесты
признавалось согласием. В любом браке обязателен выкуп за невесту, при
неуплате которого невеста могла отказаться выйти замуж. Традиционные
мусульманские нормы исходили из наличия брачного договора при заключении
брака и предусматривали
основания для его
1
Также довольно подробное регулирование получили неимущественные
отношения супругов, что довольно непривычно для светского подхода к
пониманию брака. Отсутствие равноправия мужчины и женщины также ярко
прослеживается в порядке
расторжения брака и его
2
Таким образом, в современном Кыргызстане получают частичное
развитие и дальнейшее применение некоторых из названных подходов к
пониманию сущности и целей брака, установленных в источниках
мусульманского права.
Мы не считаем возможным давать оценку данному явлению, отметим
лишь, что никаких правовых последствий применение таких норм не
привлечет.
1
Там же. – С. 20-21.
2
Об этом подробнее см.: там же. – С. 21-22.
25Из приведенного краткого описания института брака в мусульманском
праве видно, что светская концепция значительным образом упростила
понимание брака и свела его, по сути, к договору.
Нужно отметить, что мы считаем возможным присоединиться к мнению
тех ученых, которые говорят о невозможности применения концепции
гражданско-правового договора к браку.
Это объясняется следующим. При использовании названного подхода
придется признать, что брак, будучи договором, обладает всеми признаками,
присущими последнему. Отметим, что некоторые признаки брака и договора
схожи. Например, наличие субъектов, цели, требований к форме, условий,
оснований для признания недействительным и т.д. Однако, несмотря на
кажущееся сходство, даже сравнение брака и договора по названным критериям
сразу же показывает их несоответствие друг другу. Так, брак не может быть
многосторонним. Цель любого договора, в сущности, состоит в исполнении
контрагентом определенных действий в определенный срок, для брака же эта
цель неприемлема, в противном случае он может быть признан фиктивным.
Форма договора и форма брака абсолютно разнятся между собой, как по
внешним признакам, так и
по требованиям законодательства.
По нашему мнению, единственное обстоятельство, по которому брак
может быть сравним с договором, это наличие оснований, по которым брак
может быть признан недействительным. Фактически имеют место пороки воли,
содержания, формы и субъектного состава брака.
Однако внешне сходные основания для признания брака и договора
недействительными не дают повода считать эти институты похожими или
смежными. Это неверно и некорректно с юридической точки зрения. Кроме
того, в данном случае следует вспомнить о нравственной стороне брака,
которая фактически теряется при рассмотрении его как гражданско-правового
договора.
Понимание брака как союза между мужчиной и женщиной, на наш
взгляд, очень похоже на понимание брака как договора. В данном случае союз
26подразумевает под собой создание условий, при которых участниками этого
союза может быть достигнута определенная цель. Брак в данном случае
напоминает договоры о совместной деятельности, которые являются особой
разновидностью гражданско-
том, что его участники совместно определяют цель создания союза и стремятся
к ее достижению. При этом такой договор может быть как срочным, так и
бессрочным. То есть аргумент
противников концепции
договора о том, что для брака характерна бессрочность, в том время, как
договор всегда носит срочный характер, в данном случае оказывается
неактуальным. При этом цель брака, как договора о совместной деятельности
мужчины и женщины, состоит в создании семьи со всеми вытекающими
отсюда последствиями.
Если же рассматривать брак как институт особого рода, то в данном
случае, с одной стороны, это подход, который позволяет и сравнивать брак с
иными институтами, и в то же время признавать его полную
институциональную самостоятельность, а, с другой стороны, это самый легкий
подход, потому как определить явление, не подающееся единообразному
пониманию, через особую категорию наиболее просто.
Анализируя имеющиеся
в науке семейного права
природу брака, сравним их с определением брака, содержащимся в
отечественном законодательстве.
Так, СК КР в норме ст. 2 содержит следующее определение брака: «Брак
– это равноправный союз мужчины и женщины, заключенный при свободном и
полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания
семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения
между супругами».
Из приведенного определения видно, что законодательно выбрана
концепция понимания брака как союза между мужчиной и женщиной.
27Проанализировав таким образом имеющиеся в науке и законодательстве
подходы к определению сущности брака, нам хотелось бы раскрыть
собственное видение данного вопроса.
Как нам кажется, рассмотренные концепции брака страдают недостатком,
заключающимся в том, что при установлении сущности брака происходит
смешение отношений, подпадающих и не подпадающих под правовое
регулирование. Формулировки брака направлены на охват подавляющего
большинства отношений, которые могут возникнуть в ходе заключения брака и
его дальнейшего существования. По нашему мнению, это не совсем верно.
Существует группа отношений, которая ни при каких обстоятельствах не
должна становиться объектом правового регулирования, поскольку составляет
часть интимной жизни каждого человека. Поскольку каждая из имеющихся
концепций так или иначе затрагивает такие отношения, либо намеренно их
игнорируя (понимание брака как договора), либо акцентируя внимание на
некоторых из них (понимание брака как союза и института особого рода), на
наш взгляд, все они не совсем верно объясняют сущность института брака.
С целью выработки приемлемой концепции брака, зададимся вопросом: в
чем цель заключения брака на современном этапе с точки зрения
законодательства? Ответ на данный вопрос очевиден – цель заключения брака –
в достижении тех правовых последствий, которые закон связывает с фактом
заключения брака. Брак отличается от фактических брачных отношений только
этими последствиями, которые закон не признает за фактическими брачными
отношениями.
Правовые последствия состоят в возникновении у супругов
определенных прав и обязанностей,
часть которых носит
часть – личный характер. Отметим, что эти правовые последствия не могут
возникнуть в связи с каким-либо иным действием или событием, то есть в
данном случае брак выступает как юридический факт особого рода,
порождающий имущественные и личные неимущественные правоотношения
между лицами, заключившими брак.
28Иные последствия неправового характера, например, рождение детей,
Информация о работе Государственное образовательное учреждение