Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.
| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |
2. Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках
межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и
исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным
уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов Российской Федерации;
· принцип распределения доходных источников (формы и направление
поддержки дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов
субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который
предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых
затрат на предоставление
государственных и
расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же единый порядок
уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых
доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ
должны составлять
не менее 50% от суммы доходов
РФ.
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик
в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь
соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе
полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами
государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые
доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов.
Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные местные
органы власти функции, экономического и социального развития территорий,
сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего
уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы
– это федеральные и
по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет
Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты
субъектов Россйской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет
субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
3. Федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с
обеспечением
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного
комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства,
пионерного освоения
новых территориально-
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной
системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно
федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для
регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики
на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не
только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых
государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости
осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями
экономической политики на 1999 год были названы:
· рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного
производства не менее чем на 3 процента;
· прекращение
спада сельскохозяйственного
· создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный
сектор экономики;
· формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в
том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по
сравнению с фактическим уровнем 1998 года не более чем на 1 процент;
· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня
собираемости налогов;
· выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед
субъектами хозяйственной деятельности и населением;
· рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
· повышение инвестиционной активности, формирование источников реального
наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с
уровнем 1998 г. объемов капитальных вложений.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и
направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных
положений федерального бюджета на 1999 г. Федеральный бюджет на 1999 г. был
утвержден по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме
473676,1 млн. рублей
исходя из прогнозируемого
уровня инфляции 30 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный размер
дефицита федерального бюджета на 1999 год был установлен в сумме 101370,5
млн. рублей (2,54 % ВВП).
Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляли
налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составлял налог на
добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов
являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ
и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары
(работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ,
лишь 85 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из
всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы,
производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О
федеральном бюджете на 1999 год). Полностью в федеральный бюджет поступают
такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ,
таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи налог на
отдельные виды транспорта.
В доходы федерального бюджета на 1999 год включались средства следующих
целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда,
Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда
воспроизводства минерально-
Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда
развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой
службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
4. Региональные бюджеты.
Региональные бюджеты
– центральное звено
предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на
государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ
и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В современных условиях
все в большей степени
призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие
производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и
социальном развитии территорий.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации
Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства