Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2    Анализ сбалансированности федерального бюджета в Российской Федерации

 

2.1  Анализ динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета

 

Разработка, исполнение и анализ бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а  также контроль за исполнением, что  получило название бюджетного процесса. Обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. [7]

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы бюджетов –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 БК РФ [2] доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов.

В доходы федерального бюджета зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

Налоговые доходы федерального бюджета  составляют:

- федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета  формируются за счет:

- доходов от использования имущества;

- доходов от продажи имущества;

- части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета  также учитываются:

- прибыль Банка России;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут  передаваться бюджетам субъектов Федерации  и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

На рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет РФ.

 

Рисунок 2.1 - Динамика по статьям доходов федерального бюджета России на

2009-2011 годы2

 

Ненефтегазовые доходы или еще их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет,   в 2010 году

составили 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2009 году.[10]

Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В  абсолютном выражении мы видим, что  к 2009 году происходит увеличение поступлений  на 50,38 млрд. руб., в 2010 году еще на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.

В соответствии с изменениями  в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, также повлекли изменения по ставке налога, а также налоговым контролем от скрывания прибыли.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2009 году, в 2010 году составляют 25,64%. К 2011 году увеличились на 1,64%. Было спрогнозировано, что в 2011 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2009 году.

В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в  поступлении налога на добавленную  стоимость в связи с введением  поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. В  динамике этого показателя темп роста к 2009 году составит 1,15%, а в 2011 году 1,33%. Сумма этого показателя выросло с 888,97до  1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя вырос и в 2011 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2009 году. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта. [16]

Прочие доходы. В связи  с тем, что в прогнозе поступлений  доходов федерального бюджета на 2009-2011 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей) - прочие доходы. [16]

Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли, в ВВП начиная с 2009 года.

Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению  к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составил 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в приложение А.

Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы оставалась достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимали бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам:   33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году.

На исполнение расходных  обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные  ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы  расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.

Динамика расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы представлена рисунком 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика расходов федерального бюджета России на

2009-2011 годы3

 

В реальном выражении  непроцентные расходы по сравнению  с темпами роста ВВП соответственно были установлены: в 2009 году по сравнению с 2008 годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.

Таким образом, начиная  с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматривались ниже темпов роста экономики (ВВП).

В 2011 году наибольший прирост  непроцентных расходов в номинальном  выражении по сравнению с утвержденными  расходами на 2008 год предусматривалось по разделам «Национальная экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).

Более чем на 40 % составил прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).

Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем  бюджетном периоде) предусмотрен в  соответствии со статьей 199 БК РФ - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.

Удельный вес бюджетных  ассигнований на исполнение публичных  нормативных обязательств в общей  сумме расходов (без учета условно  утвержденных расходов) на 2009 – 2011 годы ежегодно составил 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.

 

 

 

2.2  Анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета

 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного  снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8 процентных пункта к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП, которые представлены в приложении Б:

В 2009 году практически  весь объем дефицита финансировался за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 396,1 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 217,6 млрд. рублей). Большая часть дефицита 2010 года также финансировалась за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния.

В 2010 году дефицит федерального бюджета на 76,5% финансировался за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния и на 23,5% (691,0 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе  за счет государственных заимствований, в 2011 году был финансирован на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников (1171,7 млрд. рублей), в 2012 году – на 49,1% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 49,6% (798,5 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, которые представлены в приложении В.

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что он, окажется, полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд не пополнялся и пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансирование текущих расходов бюджета в течение года.

Предполагаемое     использование     средств     Фонда     национального

благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета (для финансирования дефицита Пенсионного  фонда) ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании  фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить   долгосрочную    сбалансированность  пенсионной   системы  при

одновременном достойном  уровне пенсионного обеспечения.[12]

После исчерпания средств  Резервного фонда в 2010 году бюджетная  политика в большей степени была ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью  государственных заимствований.

Низкий уровень  государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире. [12]

Политика в  области государственного долга  Российской Федерации на 2012 год будет  направлена на: обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; развитие национального рынка государственных ценных бумаг; активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации. [12]

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации (точка равновесия сроков дисконтированных платежей) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 год разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке. [13]

По оценке Минфина  России, сальдо по государственным  ценным бумагам 

составит: в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом  в 2011 году - привлечение составило 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году -

составит соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей. [13]

Минфин России для поддержания ликвидности  рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет  проводить размещение на рынке базовых  выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет. [35]

Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения