Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);
Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………
Бюджетными организациями составляются также сводные сметы доходов и расходов внебюджетных средств в целом по бюджетной организации (Приложение Ж).
Анализируя данные приведенной в Приложении Ж таблицы, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое учреждение осуществляет эффективную внебюджетную деятельность, т.к. даже после уплаты всех налогов и сборов в бюджет, у организации остаются свободные средства, которые она может направить на формирование фондов материального поощрения и производственного и социального развития. Однако в фонд материального поощрения может быть направлено не более 40 % средств от суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, полученных по результатам приносящей доходы деятельности. Оставшиеся средства направляются в фонд производственного и социального развития. Таким образом, в фонд материального поощрения в 2010 году планируется направить 16,8 млн рублей. При этом средства фонда материального поощрения могут использоваться на премирование и оказание материальной помощи работникам организации, установление надбавок работникам организации за высокие профессиональные производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ, повышение заработной платы работников организации.
На формирование фонда производственного и социального развития планируется направить остающиеся средства в размере 25,1 млн рублей.
На основе представленных смет республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, централизованные бухгалтерии при учреждениях здравоохранения составляют свод смет доходов и расходов внебюджетных средств.
Несмотря на развитие в последние годы механизма привлечения внебюджетных источников и увеличение доходов организаций социальной сферы от оказания платных услуг, привлечение внебюджетных источников сопряжено с некоторыми проблемами, как было отмечено в параграфе 3.1.
Так, например, чрезмерный контроль со стороны государства за использованием средств, полученных от приносящей доходы деятельности, может привести к снижению стимулов для ее развития.
С 2011 г. предполагается передача городскими бюджетными организациями средств, полученных от внебюджетной деятельности в собственность бюджета г. Минска, что может привести к полному исчезновению таких стимулов.
Автором предлагается усилить контроль за использованием бюджетных средств учреждениями социальной сферы, а превышение доходов над расходами от приносящей доходы деятельности, остающееся в распоряжении учреждения, использовать на усмотрение учреждения.
При таком подходе усиливается роль финансового менеджмента в бюджетных учреждениях, что может привести к получению дополнительных доходов.
Для решения проблемы распределения рабочего времени медицинского персонала на оказание платных и бесплатных услуг предлагается выделить три группы платных услуг:
1. Платные услуги, которые должны выполняться строго во внерабочее время.
Необходимость выделения данной группы объясняется тем, что их выполнение в рабочее время неизбежно привело бы к двойной оплате работников и уменьшению оказания бесплатной помощи. К платным услугам, которые должны выполняться строго во внерабочее время, могут относиться виды платных услуг, требующих длительного времени, а также сроки оказания которых можно запланировать заранее: плановые операции; оказание платных услуг на дому; платные услуги, оказываемые по предварительной записи).
2. Платные услуги, которые могут оказываться в основное рабочее время, но требуют специальных мер в целях недопущения двойной оплаты или уменьшения объемов бесплатно предоставляемых услуг. В качестве таких мер могут выступать:
- продление времени основной
работы на время оказания
- премирование работника по итогам месяца, квартала и т.д. Вместо оплаты за оказание платных услуг и т.д.
3. Платные услуги, которые могут оказываться работниками в свое основное рабочее время без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи (например, медсестра в периоды ожиданий может заниматься выдачей платных справок).
Таким образом, расширению объемов оказания платных услуг государственными учреждениями образования способствовало бы четкое разграничение видов платных услуг, которые могут оказываться в рабочее или внерабочее время.
В целях совершенствования организации оказания медицинской помощи населению на платной основе целесообразно обеспечить потребителей доступной и достоверной информацией об услугах. Информация должна содержать:
- перечень оказываемых услуг, порядок и формы их предоставления;
- стоимость оказываемых услуг, порядок и формы их оплаты;
- льготные цены на отдельные виды услуг некоторым категориям граждан, если таковые предусмотрены исполнителем;
- график приема специалистов;
- сведения о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платные услуги и др.
Кроме оказания платных медицинских услуг в качестве альтернативных источников финансирования в медицине выступают обязательное и добровольное страхование.
В этом плане заслуживает внимания опыт России, где в 1991 г. вышел Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования граждан. Закон предусматривал введение нового источника финансирования - взносов работодателей на страхование работающего населения и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы. Основным недостатком Закона являлось то, что предлагаемые в нем механизмы не обеспечивали равного доступа населения к медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования как по горизонтали (между различными группами населения внутри региона), так и по вертикали (равенство между регионами).
В соответствии с принятым законодательством основными целями введения обязательного медицинского страхования являются:
- расширение финансовых
- децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям.
Богатый опыт частного медицинского страхования имеют Соединенные Штаты Америки, где в настоящее время насчитывается более 1800 частных компаний по страхованию жизни и от несчастных случаев, выполняющих также операции и по страхованию здоровья. Но главными компаниями, занимающимися медицинским страхованием, являются две некоммерческие страховые организации - «Голубой крест» и «Голубой щит». Предприниматели при участии рабочих вносят определенные страховые суммы на счета частных страховых компаний, т.е. выделяют специальные фонды, идущие на оплату лечения рабочих и служащих. В целом американские компании платят за медицинское обслуживание сумму, равную 40% их прибыли. В Соединенных Штатах Америки существует чрезвычайно большое число отдельных форм частного медицинского страхования.
В Беларуси переход к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений может стать основным направлением реформирования здравоохранения. Субъектами нового хозяйственного механизма в здравоохранении должны стать страховые компании, деятельность которых позволит реализовать конкурентные принципы организации рынка медицинских услуг.
Нельзя забывать и о привлечении в здравоохранение частных инвестиций, как внутренних, так и внешних, что поспособствует формированию конкурентной среды деятельности государственных и частных медицинских организаций, развитию рынка медицинских услуг, повышению качества предоставляемых услуг, внедрению новейших медицинских технологий.
В сфере образования осуществление внебюджетной деятельности возможно только при соблюдении двух основных условий:
- осуществление внебюджетной
- осуществление внебюджетной
Для повышения доходов от внебюджетной деятельности в образовании должны получить дальнейшее развитие следующие виды деятельности:
- платное обучение;
- организация кружков
- сдача в аренду свободных помещений;
- производственная деятельность
учащихся профессионально-
- реализация товаров, изготовленных
в учебно-производственных
- плата, взимаемая с проживающих в общежитиях профессионально-технических училищ.
Приоритетным направлением развития образования является технологическая модернизация – информатизация учебных заведений, широкое использование новейших образовательных технологий, качественное обновление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети.
Снижение бюджетных ассигнований на отрасли физической культуры, спорта, культуры и искусства может осуществляться на основе соответствующих республиканских и региональных целевых программ, направленных на расширение и модернизацию физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением платных и бесплатных услуг, повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения.
Основными направлениями реформирования управления финансами в области социальной защиты населения являются:
- обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств;
- развитие институтов
- создание условий для
- поэтапный переход к единому социальному пособию по нуждаемости.
В целом, совершенствование управления расходами бюджета на социальную сферу предполагает реализацию ряда мероприятий:
- усилить приоритетность в
- оптимизировать структуру учреждений социальной сферы, более полно использовать имеющиеся ресурсы (в том числе помещения);
- внедрять в учреждения
- улучшить качество
- расширить сферу применения программно-целевого метода бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
- создать базу для расширения
использования внебюджетных
- усилить контроль за эффективны
По нашему мнению, это позволит создать качественную систему управления бюджетными средствами, направленную на повышение эффективности их использования и определение приоритетов расходования бюджетных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного научного исследования по теме «Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)» нами были детально изучены теоретические основы управления социальной сферой, уточнено понятие социальной сферы, исследованы особенности организации процесса управления расходами бюджета на социальную сферу в г. Минске, проведён анализ динамики состава и структуры расходов бюджета г. Минска на социальную сферу, рассмотрены проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь и предложены основные направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Республика Беларусь является
государством с социально