Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов. Так, Н.В. Витрук определяет правовой статус личности как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством317. В.А. Кучинский включает в юридический статус также юридическую ответственность318. Другие ученые включают в него общую правоспособность и гарантии, гражданство и другие элементы, например права и свободы человека319.
Права и свободы человека – это субъективные
права, выражающие
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»320 граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (п. 3 ст. 2). Субъектами государственно-правового отношения321 по поводу военной службы выступают, с одной стороны, Российское государство, в лице, например Федеральной службы безопасности РФ, иных войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с другой – граждане Российской Федерации (иностранные граждане), проходящие военную службу, т.е. военнослужащие.
В соответствии со ст. 71 Конституции
Российской Федерации вопросы
обороны и безопасности
Таким образом, Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства и основополагающие вопросы, касающиеся прохождения военной службы в Российской Федерации, и вытекающие из этого ограничения их прав и свобод как человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
На военнослужащих пограничной службы ФСБ России в полной мере распространяется законодательство, представляющее собой специальный комплекс правовых актов и норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, в том числе при исполнении гражданами Российской Федерации военной службы и именуемое военным.
Особенности военной службы, определяют существование особенностей правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права. Данная специфика определена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 1): «На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».
Особенности правового положения военнослужащих пограничной службы ФСБ России так же закреплены в федеральных законах «О Государственной границе Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации»322, иных нормативно-правовых актах.
Профессор А.М. Добровольский, в своих исследованиях отмечал: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и в, третьих, – существо военной службы, как службы государственной вообще»323.
Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан (лиц), в том числе военнослужащих. Указанные категории, базируясь на общем (конституционном) статусе человека и гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Таким образом, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина конкретизируется в статусе лиц, объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом военной службы определенных обязанностей.
Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в пограничных нарядах, в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются специальными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.
Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной службы ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчинения строго определенным лицам – начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая, в том числе своего непосредственного и других прямых начальников324.
В соответствии с законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» (ст. 30) военнослужащие пограничных органов и пограничных войск пограничной службы ФСБ России обладают следующими полномочиями в сфере защиты Государственной границы:
обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;
осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов и пограничных войск;
участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
проводят при необходимости пограничные поиски и операции.
Пограничные органы и пограничные войска в пределах приграничной территории имеют право:
1) возводить необходимые
2) находиться на любых участках
местности и передвигаться по
ним при исполнении служебных
обязанностей; требовать от владельцев,
пользователей земельных
3) осуществлять пограничными
4) осуществлять административное
задержание лиц, совершивших нарушения
режима Государственной
5) задерживать с санкции
6) содержать лиц, подвергнутых
7) приглашать лиц в
8) делать в документах на право
пересечения Государственной
9) передавать таможенным органам,
а в отсутствие таможенных
органов задерживать
10) временно ограничивать или
запрещать движение лиц и
11) при возникновении угрозы
интересам Российской
12) входить в любое время суток
в жилые и иные помещения
граждан, на территории и в
помещения предприятий, учреждений,
организаций, кроме имеющих дипломатический
иммунитет, и осматривать их при
преследовании лиц, в отношении
которых имеются достаточные
основания подозревать их в
нарушении режима