Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов. Так, Н.В. Витрук определяет правовой статус личности как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством317. В.А. Кучинский  включает в юридический статус также юридическую ответственность318. Другие ученые включают в него общую правоспособность и гарантии, гражданство и другие элементы, например права и свободы человека319.

Права и свободы человека – это субъективные права, выражающие                            не вероятные, а реальные возможности индивида, закрепленные в Конституции и законах. Права, закрепленные Конституцией, включены в структуру конституционного статуса, а в текущем законодательстве они развиваются и закрепляются, составляя основное содержание правового статуса (положения) личности.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»320 граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (п. 3 ст. 2). Субъектами государственно-правового отношения321 по поводу военной службы выступают, с одной стороны, Российское государство, в лице, например Федеральной службы безопасности РФ, иных войск, воинских формирований и органов, в  которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с  другой – граждане Российской Федерации (иностранные граждане), проходящие военную службу, т.е. военнослужащие.

 В соответствии со ст. 71 Конституции  Российской Федерации вопросы  обороны и безопасности отнесены  к ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование в  этой сфере относится к компетенции  федеральных органов государственной  власти.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства и основополагающие вопросы, касающиеся прохождения  военной службы в Российской Федерации, и вытекающие из этого ограничения их прав и свобод как человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

На военнослужащих пограничной службы ФСБ России в полной мере распространяется законодательство, представляющее собой специальный комплекс правовых актов и норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, в том числе при исполнении гражданами Российской Федерации военной службы и именуемое военным.

Особенности военной службы, определяют  существование особенностей   правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права. Данная специфика определена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 1): «На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».

Особенности правового положения военнослужащих пограничной службы ФСБ России так же закреплены в федеральных законах «О Государственной границе Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации»322, иных нормативно-правовых актах.

Профессор А.М. Добровольский, в своих исследованиях отмечал: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и в, третьих, – существо военной службы, как службы государственной вообще»323.

Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан (лиц), в том числе военнослужащих. Указанные категории, базируясь на общем (конституционном) статусе человека и гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Таким образом, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина  конкретизируется в статусе лиц, объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом военной службы определенных обязанностей.

Военнослужащие  при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в пограничных нарядах, в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных  обстоятельствах  выполняют  специальные  обязанности, устанавливаемые законодательством.

Для  исполнения  специальных  обязанностей  военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются специальными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной службы ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчинения строго определенным лицам – начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая, в том числе своего непосредственного и других прямых начальников324.

В соответствии с законом Российской Федерации  «О государственной границе Российской Федерации» (ст. 30) военнослужащие пограничных органов и пограничных войск пограничной службы ФСБ России обладают следующими полномочиями в сфере защиты Государственной границы:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов и пограничных войск;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

Пограничные органы и пограничные войска в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические  сооружения, осуществлять строительство  линий связи и коммуникаций, размещать  и использовать технику и вооружение  на предоставляемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным  нормам;

2) находиться на любых участках  местности и передвигаться по  ним при исполнении служебных  обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков  в пограничной зоне выделения  мест для передвижения пограничных  нарядов, оборудования и содержания  в надлежащем состоянии проходов  через ограждения, переходов через  другие препятствия; сопровождать  российские и иностранные суда  и иные транспортные средства  и располагать на них пограничные  наряды; в целях предотвращения  и пресечения нарушений режима  Государственной границы, пограничного  режима, режима в пунктах пропуска  через Государственную границу  проверять необходимые документы  у лиц и документы транспортных  средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых  на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами  задержание и личный досмотр  лиц, в отношении которых имеются  основания подозревать их в  нарушении режима Государственной  границы, пограничного режима, режима  в пунктах пропуска через Государственную  границу, доставление таких лиц  в расположение подразделений, частей  пограничных органов и пограничных  войск или иные места для  выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать  пограничными кораблями российские  и иностранные суда, допустившие  нарушения указанных режимов, и  доставлять (конвоировать) их в ближайший  российский порт для выяснения  обстоятельств нарушения. Во время  осмотра и конвоирования судна  работа его радиостанций не  допускается. О каждом случае  осмотра, задержания судна составляется  протокол. К протоколу задержания  судна прилагаются изъятые у  капитана судовые и грузовые  документы;

4) осуществлять административное  задержание лиц, совершивших нарушения  режима Государственной границы, пограничного режима или режима  в пунктах пропуска через Государственную  границу, на срок до трех часов  для составления протокола, а  в необходимых случаях для  установления личности и выяснения  обстоятельств правонарушения - до  трех суток с сообщением об  этом письменно прокурору в  течение двадцати четырех часов  с момента задержания или на  срок до десяти суток - с санкции  прокурора, если правонарушители  не имеют документов, удостоверяющих  их личность; подвергать задержанных  личному досмотру, а также досматривать  и при необходимости изымать  находящиеся при них вещи, другие  вещи, находящиеся в их собственности  или владении, и документы. О каждом  случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся  при нем вещей составляется  протокол;

5) задерживать с санкции прокурора  иностранных граждан и лиц  без гражданства, совершивших незаконное  пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному  задержанию в помещениях пограничных  органов и пограничных войск, специально оборудованных для  этих целей, лиц, задержанных в  уголовно-процессуальном порядке  по подозрению в совершении  преступления, и подозреваемых, в  отношении которых в качестве  меры пресечения применено заключение  под стражу, - в изоляторах временного  содержания или в помещениях  пограничных органов и пограничных  войск, специально оборудованных  для содержания лиц, подвергнутых  административному задержанию, в  необходимых случаях помещать  таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания  и другие специально оборудованные  помещения органов внутренних  дел;

7) приглашать лиц в подразделения  пограничных органов и пограничных  войск и получать от них  объяснения об известных им  обстоятельствах незаконного пересечения  Государственной границы или  иного нарушения режима Государственной  границы, нарушения пограничного  режима или режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу. В необходимых случаях  получение объяснений об обстоятельствах  указанных нарушений может осуществляться  и в иных местах;

8) делать в документах на право  пересечения Государственной границы  соответствующие отметки и при  необходимости временно изымать  такие документы, а также изымать  недействительные документы; продлевать  действие просроченных российских  виз иностранным гражданам и  лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства  Департамента консульских служб  Министерства иностранных дел  Российской Федерации. За продление  действия российских виз, просроченных  до десяти дней включительно, взимается плата, равная десяти минимальным размерам оплаты труда; за продление действия российских виз, просроченных более десяти дней, - семнадцати минимальным размерам оплаты труда;

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных  органов задерживать обнаруженные  пограничными органами и пограничными  войсками при выполнении возложенных  на них задач по защите Государственной  границы в пределах приграничной  территории перемещаемую через  Государственную границу контрабанду  и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или  запрещать движение лиц и транспортных  средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения  по льду, а также не допускать  граждан на отдельные участки  местности, обязывать их остаться  там или покинуть эти участки  в целях защиты здоровья и  жизни людей при проведении  пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также  действий по уголовным делам  и делам об административных  правонарушениях;

11) при возникновении угрозы  интересам Российской Федерации  на Государственной границе временно  с уведомлением органов местного  самоуправления, заинтересованных  предприятий, учреждений, организаций  ограничивать производство различных  работ, за исключением работ оборонного  значения и работ, связанных со  стихийными бедствиями или особо  опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток  в жилые и иные помещения  граждан, на территории и в  помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический  иммунитет, и осматривать их при  преследовании лиц, в отношении  которых имеются достаточные  основания подозревать их в  нарушении режима Государственной  границы. Если вход в жилое  помещение осуществлен без согласия  проживающих в нем лиц, об этом  в течение 24 часов уведомляется  прокурор;

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы