Договор перевозки грузов различными видами транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
2) Выделить и изучить отдельные элементы договора перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
3) Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.

Содержание

Cодержание………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1.Правовое регулирование договора перевозки грузов………………...7
1.1.Источники правового регулирования ………………………………………7
1.2.Правовая природа договора………… …………………………………........9
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17
2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17
2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21
2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23
Глава 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза…….30
3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30
3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37
Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42
4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42
4. 2Претензионный порядок и особенности судебного разрешения споров по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников…………………………………………..56
Приложение. …………………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

курсак гражданка.docx

— 109.89 Кб (Скачать файл)

                             Министерство внутренних дел  Российской Федерации 

Омская академия

Факультет права  и экономики

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая  работа

по дисциплине «Гражданское право»

специальность 030501.65 Юриспруденция

специализация гражданско-правовая

 

Договор перевозки  грузов различными видами транспорта.

 

Выполнил  студент 

3  курса  381 группы 

Скрябиков  Артур Андреевич __________________

(ф.и.о.)

Научный руководитель

к.ю.н. Резина Н.А __________________

(уч. степень,  уч. звание,

фамилия, инициалы)

 

Работа защищена

«__» _________ 200 __ г.

оценка _______________

зав. кафедрой (уч. степень, уч. звание,

фамилия инициалы)

_____________________

(подпись)                                                        Омск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Cодержание………………………………………………………………………..2

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава1.Правовое регулирование  договора перевозки грузов………………...7

1.1.Источники правового регулирования  ………………………………………7

1.2.Правовая природа договора…………  …………………………………........9

Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17

2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17

2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21

2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23

Глава 3. Особенности отдельных  видов договора перевозки груза…….30

3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30

3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37

Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42

4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42

4. 2Претензионный порядок и особенности   судебного разрешения споров  по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49

Заключение………………………………………………………………………51

Список использованных источников…………………………………………..56

Приложение. …………………………………………………………………….60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт образует самостоятельную сферу  экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако  не всякое территориальное перемещение  объектов или людей с помощью  транспортных средств приводит к  возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом  особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездньк началах. Так называемые технологические  перевозки, выполняемые собственным  транспортом какого-либо лица (перевозка  сырья со склада в цех, готовой  продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся “на” и “в” самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).1

Следовательно, в силу обязательства перевозки  перевозчик обязуется доставить  груз или пассажира в указанный  пункт назначения, а отправитель  груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром  транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство.

Таким образом, транспортными называются обязательства  по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

В современном  обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный  и воздушный транспорт2. Кроме  того, выделяется также особая разновидность  транспорта — трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин “трубопроводный транспорт” имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК).

Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности  отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.

Реализация  поставленной цели требует решения  следующих задач:

      1. Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
      2. Выделить и изучить отдельные элементы договора  перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
      3. Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.

Предметом работы является гражданское законодательство, регулирующее отношения субъектов договора по перевозке грузов.

Объектом исследования являются урегулированные правовыми нормами общественные отношения, возникающие в сфере действия договора перевозки грузов, а именно, исполнение перевозчиком возложенных на него обязанностей по перевозке груза.

Методологической  основой настоящего исследования стали общеправовые (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и т.п.) и частноправовые методы познания (диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, системный метод и др.), применение которых позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, всесторонне и объективно. 

Нормативную основу работы составили такие нормативные  правовые акты как: Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40),  Закон РФ «О защите прав потребителей», ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ,некоторые Постановления Правительства РФ и т. д. в юридической литературе вопросам грузоперевозки  посвящено большое количество работ. Аналогичную тему в свое время разрабатывали такие научные деятели как: Брагинский М. И., Витрянский В. В Медведев Д.А., Смирнов В.Т., и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Правовое регулирование  договора перевозки  грузов.

1.1 Источники правового регулирования.

 

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира  и багажа, а также иных транспортных обязательств (т. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности се субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее  время приняты и действуют четыре новых общих транспортных закона: а)Воздушный кодекс РФ от 19марта 1997г.;б)2Транспортный устав железных дорог РФ от 8 января 1998г.;в)Кодекс Торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г.; г)Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7марта  2001г.

Из предусмотренных  ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Закон РФ “О федеральном  железнодорожном транспорте” от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ “О защите прав потребителей”.

Наиболее  важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерством транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Единообразие  судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ4.

С учетом активного вовлечения России в мировое  экономическое сообщество все более  часто применяются международные  транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.

1.2 Правовая природа договора перевозки  грузов.

  Прежде чем перейти к анализу понятия и правовой природы договора перевозки грузов отграничим понятие «перевозки грузов» от встречающегося в действующем законодательстве в ряде законов и постановлений Правительства РФ понятия «транспортировки грузов».

Применяемые в законодательстве понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов», безусловно, не идентичны, так как означают различные  формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе от 27.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Общее определение  договора перевозки грузов (применительно  ко всем видам транспорта) дано в  ст.785 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК). Согласно п.1 ст.785 ГК, под договором  перевозки груза понимается такое  соглашение, по которому перевозчик обязуется  доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение  груза лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.

Информация о работе Договор перевозки грузов различными видами транспорта