Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:04, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей;
- изучение проблем защиты прав потребителей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6
1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6
1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12
1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35
2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49
2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66
3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66
3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74
3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
В части определения порядка исчисления гарантийного срока на новое комплектующее изделие или составную часть основного товара при их замене в порядке устранения недостатков. Гарантийный срок на отремонтированную часть изделия должен быть такой же продолжительности, как и на новые замененные части. Использованное в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» выражение "устанавливается гарантийный срок той же продолжительности" не означает необходимости каких-то специальных указаний об этом в документации, прилагаемой к товару, так как этот вопрос решается в порядке, предусмотренном законом.
Договором между потребителем и исполнителем - организацией, осуществляющей ремонт, продавцом (изготовителем) может быть предусмотрена иная продолжительность гарантийного срока на новые части, в том числе и меньше, чем на замененные.
Если такого условия в договоре нет либо отсутствует сам договор, гарантийный срок должен считаться равным гарантийному сроку на замененные части. В любом случае гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара после ремонта.
В то же время потребителям следует знать, что продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), обязаны хранить товар ненадлежащего качества, принятый у потребителя для ремонта. Такая обязанность возникает у продавца (изготовителя) одновременно с обязанностью принять товар ненадлежащего качества для удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков.
Согласно статье 906 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства хранения, возникающие в силу закона, как в данном случае, регулируются правилами главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (Хранение), если иное не установлено Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». 56
В настоящее время действующее законодательство стоит на позиции полного освобождения потребителя от несения расходов, связанных с восстановлением нарушенных прав. Таким образом, при проведении гарантийного ремонта хранение является безвозмездным в соответствии с правилом, предусмотренным пунктом 2 статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации, о возмещении расходов по хранению.
Вместе с тем в случае, если потребитель не явился за получением отремонтированного товара в оговоренные в договоре (квитанции и т.д.) сроки, такая неявка является отказом принять предложенное должником надлежащее исполнение, т.е. просрочкой кредитора (статья 406 Гражданского кодекса Российской Федерации).57 В данном случае при устранении недостатков в товаре потребитель выступает в качестве кредитора, а сервисная организация (продавец, изготовитель) - должника. Таким образом, применяя положения статьи 406, пункта 2 статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервисная организация вправе требовать от потребителя возмещения убытков в виде расходов на хранение вещи с момента начала просрочки. Дата устранения недостатка и факт уведомления потребителя об этом должны быть документально подтверждены.
В том случае, когда возможна замена товара ненадлежащего качества на иной, потребитель имеет право потребовать от исполнителя замены.
В данной статье содержится иной срок для замены товара, отличный от предыдущего. Ранее Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» говорил о "немедленном" исполнении требования потребителя о замене товара, комментируемая же статья Закона устанавливает семидневный срок для этого. На первый взгляд условия предыдущей редакции более выгодны для потребителя, однако слово "незамедлительно" таит в себе некую неопределенность и неоднозначность, не давая ответ на вопрос, сколько же дней, часов, минут входит в это понятие.
Современная же редакция Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определяет этот срок (семь дней), делает его более четким. В случае сомнений обязанного лица относительно недостатков, причины и времени их возникновения оно вправе провести проверку. В этом случае товар должен быть заменен в течение двадцати дней со дня предъявления требования. Срок замены товара увеличивается до одного месяца, если на день предъявления требования у обязанного лица отсутствует необходимый товар. В случае спора факт отсутствия товара должен быть документально доказан лицом, к которому обратился потребитель. 58
Государственный антимонопольный
орган в свое время отметил, что
если потребитель предъявил
Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от замены товара, а также принятия всех необходимых мер для замены лежит на продавце (изготовителе), организации, выполняющей функции продавца, изготовителя. В случае если товар состоит из нескольких частей и недостаток обнаружен в основном товаре, то замене подлежит товар в целом, то есть со всеми составными частями и принадлежностями.
В части удовлетворения требований потребителей - жителей районов Крайнего Севера и других районов, где сообщение затруднено и, в частности, получение товаров сопряжено с длительностью доставки товара, ограничением сроков навигации и пр., Законом определен срок удовлетворения требований потребителя, равный длительности периода очередной доставки, начала навигации и т.д.
Законодательство также определяет, что товар, на который производится замена товара ненадлежащего качества, должен быть новым, не бывшим в употреблении.
Немаловажно для потребителей также иметь в виду, что при замене некачественного товара гарантийный срок на новый (замененный) товар начинает течь заново.
В случае неудовлетворения требований потребителя рассмотренными нами способами возможно применение иных положений, например статьи 22 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», которая регламентирует сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.
Требования потребителя о:
- соразмерном уменьшении покупной цены товара,
- возмещении расходов
на исправление недостатков
- возврате уплаченной за товар денежной суммы,
а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. 60
Данная статья впервые введена в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции 1996 года и устанавливает срок выполнения денежных требований потребителя, равный десяти дням. Ввиду того, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» относительно указанного срока не дает дополнительных указаний, следует считать, что имеются в виду календарные дни.
Под убытками в данной статье следует понимать, в частности, все произведенные потребителем расходы, связанные с расторжением договора, в том числе и возврат денежных средств, уплаченных потребителем за товар, а в случае спора - расходы на консультации юристов, оплату их представительства.
За просрочку выполнения требований потребителя, если таковая будет иметь место по неуважительным причинам, исполнитель также должен нести ответственность.
Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя - одна из гарантий добросовестности выполнения исполнителя требований потребителя, предъявленных надлежащим образом.
В последней редакции Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сохранена ответственность всех обязанных лиц, которая была предусмотрена ранее в виде неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. Подобная ответственность наступает в случае:
- нарушения сроков устранения недостатков товара изготовителем (продавцом);
- нарушения сроков замены товара ненадлежащего качества;
- предоставления в пользование подменного товара;
- установления ответственности за нарушение срока выполнения денежных требований (о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возмещении убытков, причиненных потребителю в связи с расторжением договора).
Иными словами, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), например, не производит замену товара ненадлежащего качества в течение одного месяца со дня предъявления требования (при отсутствии товара) и не удовлетворяет требование потребителя о предоставлении во временное пользование на период замены аналогичного товара, то неустойка исчисляется за оба нарушения по отдельности.
Установлен порядок определения цены, исходя из которой исчисляется неустойка. Цена определяется по месту, в котором требование потребителя должно быть удовлетворено обязанным лицом, к которому предъявлено требование, на день его добровольного удовлетворения или вынесения решения суда. Здесь важно отметить, что цена, на основе которой исчисляется неустойка, определяется на день вынесения решения судом, а не на день подачи потребителем искового заявления в суд.
Независимо от взыскания неустойки потребитель в случае нарушения упомянутых сроков вправе предъявить любое другое требование, предусмотренное статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В этом случае неустойка взыскивается до предъявления нового требования.
В случае просрочки выполнения нового требования неустойка взыскивается на общих основаниях. При удовлетворении судом требования потребителя неустойка (пеня) взыскивается по день фактического исполнения решения.
В случае если требования потребителя не удовлетворены добровольно, потребитель может обратиться в суд, в частности, с требованием о выплате законной неустойки, однако суд в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.61 При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также имущественное состояние ответчика.
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится (статья 24 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). 62
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах. Такая доплата обязательна в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.
Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
Расчеты производятся (независимо от того, повысилась или понизилась стоимость товара) исходя из цены товара, устанавливаемой продавцом на момент удовлетворения соответствующего требования, а если требование не было удовлетворено добровольно - на момент вынесения судом решения об удовлетворении требования. Например, в случае замены товара на товар другой марки, стоимость которого превышает стоимость, оплаченную потребителем за некачественный товар, требование продавца доплатить ему разницу в стоимости товара правомерно. Вместе с тем, если товар, подлежащий замене, подорожал относительно цены, оплаченной за него покупателем, в расчет принимается новая цена такого товара, действующая на момент удовлетворения требования. То же самое правило действует и в том случае, если заменяемый некачественный товар на момент удовлетворения требования стоит дороже, чем товар, на который производится замена, т.е. покупателю выплачивается разница.
При предъявлении потребителем требования о понижении стоимости товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования потребителем либо вынесения соответствующего решения суда.