Защита прав потребителей при покупке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ

2.1. Качество товаров

2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Пункт 5 ст. 19 Закона предусматривает  дополнительные гарантии для потребителей, в случае если установленный договором  купли-продажи гарантийный срок является несоразмерно малым для  выявления скрытых недостатков: потребитель имеет право предъявить требования относительно недостатков, выявленных по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет. В этом случае потребителю надлежит доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Разумный срок в данном случае представляет собой срок за пределами гарантийного срока и составляет 2 года (как максимальный срок обнаружения недостатков, за которые изготовитель и продавец несут ответственность); исчисляется с момента передачи вещи потребителю.

 

Что касается сезонных товаров (одежда, обувь и проч.), то в случае обнаружения  недостатков до начала течения гарантийного срока (исчисляемого согласно п. 2 ст. 19 Закона с момента наступления  соответствующего сезона), потребитель вправе требовать замены товара до начала течения гарантийных сроков. Обязанности по доказыванию причин и времени возникновения недостатков, ответственность продавца (изготовителя) за них определяются в соответствии с п. 6 ст. 18 и п. 1 ст. 19 Закона, как если бы гарантийный срок не был установлен (так как до наступления соответствующего сезона гарантийный срок не течет и соответственно считается неустановленным). По наступлении сезона требования потребителя удовлетворяются с учетом положений этих же статей Закона, но уже как в отношении товаров, на которые гарантийный срок установлен.

 

Гарантийный срок может быть установлен и продавцом. Но это срок не может  быть меньше гарантийного срока, установленного на это товар изготовителем, и 2 лет, если изготовителем срок не установлен. При этом требования по истечении сроков, установленных изготовителем, но в период сроков, установленных продавцом, потребитель вправе предъявить только продавцу.

 

Законом не исключено право изготовителя устанавливать гарантийные сроки и сроки годности менее 2 лет. В этом случае и изготовитель, и продавец несут ответственность только в пределах этих (установленным изготовителем) сроков.

 

Существуют также обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя) от обязанности удовлетворить требования потребителя.

 

Продавец вправе отказаться от удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков  товара, если:

 

-           требования  заявлены по поводу недостатков,  которые были оговорены при  заключении договора купли-продажи;

 

-           требования  предъявлены по истечении сроков  исковой давности, установленных  законодательством;

 

-           недостатки, по поводу которых заявлено  требование, возникли после передачи  товара потребителю, в результате  нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки или непреодолимой силы и это доказано продавцом (п. 5 ст. 14).

 

Отсутствие кассового или товарного  чека либо иного документа, подтверждающего  факт оплаты товара, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, поскольку он вправе доказывать заключение договора при помощи иных доказательств, например свидетельских показаний.

 

2.3 Ответственность за нарушение  прав потребителей

 

 

 

Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее имущественный характер.

 

В зависимости от характера нарушения  или от оснований возникновения  ответственности различают договорную или внедоговорную гражданско-правовую ответственность.

 

Под договорной понимают ответственность, наступающую в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора. Внедоговорную ответственность, по общему правилу, влечет обязательство, возникшее не из договора, а вследствие причинения вреда и в некоторых других случаях такая ответственность применяется в отношении продавца или изготовителя.

 

Рассмотрим ответственность, которую  несет изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) за допущенное нарушение прав потребителя:

 

1) возмещение убытков;

 

2) уплата неустойки (пени);

 

3) исполнение обязательства перед  потребителем в натуре.

 

Для начала определим все три  понятия, обозначающие ответственность.

 

Под убытками в ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

 

Необходимо несколько слов сказать  о соотношении неустойки и  убытков. Различие их состоит в том, что для получения неустойки потребителю не нужно доказывать факта причинения убытков из-за нарушения продавцом его прав. То есть в любом случае неисполнения своих обязанностей продавец обязан выплатить потребителю неустойку. При взыскании убытков необходимо доказывать сам факт их наступления и их размер в денежном выражении. Общее правило ст. 394 ГК РФ устанавливает, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Однако ст. 13 Закона устанавливает, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки. Это, естественно, улучшает положение потребителя и устанавливает для продавца дополнительные меры ответственности[20].

 

Понятие неустойки (пени) содержится в ст. 330 ГК РФ: «Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков».

 

В соответствии со ст. 23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков  товара, о возмещении расходов на исправление  недостатков, о возмещении убытков  в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи (возвратом товара), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены продавец обязан уплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара.

 

Но, возникает вопрос, из какой цены товара исчисляется неустойка?

 

Если требование потребителя, за просрочку  удовлетворения которого предусмотрена  неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Например, 01.02.05 г. потребителем было заявлено требование о замене товара. В соответствии со ст. 21 Закона это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней, то есть не позднее 21.02.05 г. Требование потребителя было удовлетворено в 01.03.05 г., следовательно, просрочка замены товара составила 8 дней (с 21.02.05 г. по 01.03.05 г.). Потребителю должна быть выплачена неустойка в размере 8% цены товара по состоянию на 01.03.05 г., существовавшей в том месте, где требование потребителя должно быть удовлетворено. В данном случае, под местом удовлетворения требования подразумевается тот населенный пункт, где потребитель должен был получить предоставленный для замены товар. По правилам п. 7 ст.18 Закона по месту жительства потребителя, если товар крупногабаритный или весит более 5 кг, либо по месту нахождения организации, предоставившей товар для замены, если товар не крупногабаритный и весит 5 или менее кг.

 

Если требование потребителя добровольно  удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из цены той местности, где требование должно было быть удовлетворено.

 

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона требования потребителя об уплате неустойки  подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки.

 

При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной  Законом РФ «О защите прав потребителей», суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она  явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие «явно несоразмерна» законодательствам не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки. Потребитель в обоснование соответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательства перед ним может привести следующий довод.

 

Закон, устанавливая ответственность  за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде неустойки  в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1% цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования, предусмотренного ст.18 Закона. Следовательно, неустойка в размере 10% цены товара соразмерна такому последствию нарушения обязательства перед потребителем, как 10-дневная просрочка замены товара (ремонта, уменьшения покупной цены и т.д.) Неустойка в размере 500% цены товара соразмерна 500-дневной просрочке.

 

В сторону увеличения ответственности  для продавца изменено и общее  правило ст. 396 ГК РФ относительно исполнения обязательства в натуре. Уплата неустойки и возмещение убытков по ст. 13 Закона не освобождают его от надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей перед потребителем. То есть даже после возмещения всех убытков потребителю, оплаты неустойки (пени) за нарушение его прав продавец должен надлежащим образом исполнить свои обязанности перед потребителем.

 

Закон предусматривает случай, когда  продавец не отвечает за неисполнение своих обязательств перед потребителем, - если неисполнение имело место  вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные и непредотвратимые происшествия, не зависящие от воли обязанного лица. К ним относятся, в частности, наводнения, ураганы, сели, иные стихийные бедствия и катастрофы. В данном случае на продавце лежит обязанность доказать, что неисполнение им своих обязанностей произошло ввиду таких обстоятельств.

 

Порядок удовлетворения требований потребителя  об уплате неустойки (пени) может быть добровольным либо судебным. При  предъявлении потребителем требований к продавцу об уплате неустойки последний может или уплатить неустойку, или отказать потребителю в ее уплате. В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки. Естественно, что в такой ситуации продавцу было бы выгодней всегда отказывать в уплате неустойки, даже в случае бесспорного права у потребителя на ее получение. Возлагая путем отказа на потребителя обязанности по обращению в суд, доказыванию своего права, продавец тем самым в худшем для себя случае откладывал бы оплату неустойки на длительный срок. Но Закон лишил его такой возможности, предусмотрев наложение судом штрафа за несоблюдение добровольного порядка в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 

Предусматривается также перечисление 50 процентов взысканного штрафа в пользу общественных объединений потребителей, в случае когда они выступают от своего имени в защиту прав потребителя. Это положение Закона является закрепленной формой государственной поддержки общественных объединений потребителей. При помощи данного механизма не только осуществляется частичное финансирование государством этих объединений, но и сами объединения потребителей стимулируются к совершению более активных действий по защите прав конкретных потребителей.

 

Ст. 14 Закона предусмотрена имущественная  ответственность за вред, причиненный  вследствие недостатков товара.

 

Субъектами, несущими ответственность  за вред, причиненный вследствие недостатков  товара, являются изготовитель и продавец. Первое, что следует отметить, - это соотношение ответственности изготовителя и продавца. Они несут ответственность перед потребителем солидарно, т.е. каждый из них обязан удовлетворить требования потребителя о возмещении вреда в полном объеме в случае предъявления таких требований к нему. При этом потребитель вправе предъявить требования к любому из них по своему выбору, без каких-либо ограничений, устанавливающих очередность предъявления требований между изготовителем и продавцом.

 

Необходимо сказать о таком признаке наступления ответственности, как вина субъекта в причинении вреда. В соответствии с нормами Закона ответственность изготовителя (продавца) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, наступает независимо от их вины, за исключением случаев действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

 

Объектами, которым может быть причинен вред, подлежащий возмещению, являются жизнь, здоровье и имущество потребителя.

 

Следует также отметить, что в  законе закреплено право требовать  возмещения вреда не только за непосредственным потребителем как участником договорных отношений с изготовителем (продавцом), но и за любым человеком, которому вследствие недостатков товара причинен вред.

 

Далее рассмотрим условия наступления  ответственности за вред, причиненный  вследствие недостатков товара.

 

Главными условиями, с которыми Закон связывает наступление  ответственности, являются сроки службы и сроки годности товара, в которые причинен вред, наличие обязанности у изготовителя по установлению таких сроков и соблюдение этой обязанности.

 

Под сроком годности следует понимать период, по истечении которого товар  считается непригодным для использования по назначению. Такой срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.

 

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе (а в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 5 Закона, - обязан) устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 Закона.

Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров