Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.
Следует отметить, что самый первый закон о банкротстве - Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-I16 - даже не содержал такой процедуры, как наблюдение. Однако впоследствии эта процедура была введена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ2 (далее - Закон о банкротстве 1998 г.).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ3 (далее - Закон) под наблюдением принимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Однако Законом установлен ряд случаев, когда в отношении должника наблюдение как процедура банкротства не применяется. Такое возможно, например, в случае банкротства финансовых организаций (ст. 182 Закона) или отсутствующего должника (ст. 228 Закона). Об этом следует помнить кредиторам при подготовке и подаче в арбитражный суд заявления о признании соответствующего должника банкротом17.
Кто же может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом? Пункт 1 ст. 7 Закона предоставляет такое право должнику, конкурсному кредитору и уполномоченным органам. Если понятие «должник» вопросов не вызывает, то на других понятиях следует кратко остановиться.
Под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.
Следовательно, кредитор, имеющий право требовать от должника передачи ему, например, недопосталенных ста тонн комбикормов по договору поставки, не будет включен в реестр конкурсных кредиторов, так как данное требование денежным не является. Выход: взыскать продукцию в судебном порядке и в дальнейшем изменить порядок и способ исполнения судебного акта (ст. 324 АПК РФ)18.
Под уполномоченными лицами Закон понимает федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» выполнять эти функции уполномочена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).
В настоящее время в арбитражных судах еще есть дела, возбужденные по заявлениям ФСФО и поданные им до 28 октября 2002 г., но в силу тех или иных причин не рассмотренные судом (например, повторное рассмотрение дела после прохождения им кассационной инстанции). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве 1998 г. правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают «уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы». Однако федеральный закон о делегировании ФСФО соответствующих полномочий не принимался. Есть только постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 848 и от 1 июня 1998 г. № 537, аналогичные упомянутому выше постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100, и, естественно, не являющиеся федеральными законами. Поэтому все указанные заявления, подписанные представителями ФСФО, подлежат оставлению без рассмотрения, как подписанные лицами, не имеющими на это права. Следует отметить, что такое определение суд выносит только в случае соответствующего заявления должника.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 АПК РФ и п. 1 ст. 33 Закона заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление кредитора подается в письменной форме и подписывается его руководителем. В заявлении, помимо наименования и адресов арбитражного суда, кредитора и должника, должны быть обязательно указаны:
- размер
требований кредитора к
- обязательство,
из которого возникло
- вступившее
в законную силу решение суда,
рассматривавшего требования
- доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;
- доказательства
оснований возникновения
- наименование
и адрес саморегулируемой
- перечень
прилагаемых к заявлению
Кроме документов, предусмотренных ст. 126 АПК РФ, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
- обязательства
должника перед конкурсным
- доказательства
оснований возникновения
- иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
К заявлению кредитора обязательно прикладываются вступившие в законную силу решения арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам прикладывается решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Таким образом, подготовив заявление кредитора уплатив государственную пошлину в размере одной тысячи рублей, можно направлять заявление в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве должника.
Судья арбитражного суда принимает заявление признании должника банкротом и не позднее пяти дней с даты поступления в суд выносит определение его приеме.
Судебное заседание по проверке обоснованных требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии я явления о признании должника банкротом.
Конституционный Суд РФ постановлением от 21 апреля 2003 г. № 6-П уже сказал свое мнение в отношении добросовестного приобретения имущества физическими лицами. Данное постановление на основании ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) вполне может быть применено и к правоотношениям, возникающим между юридическими лицами.
Судья может отказать в принятии заявления по следующим основаниям:
- требования
к должнику — юридическому
лицу в совокупности
- заявление
подается в отношении должника,
против которого арбитражным
судом уже возбуждено дело
о банкротстве и введена одна
из процедур банкротства. Статья
43 Закона предусматривает еще
одно условие «...наличие
Кредитор, направляющий в арбитражный суд заявке о признании должника банкротом, также должен помнить, что в случае нарушения им формы и содержания заявления (ст.ст. 37—41 Закона) оно будет возращено судом. На первый взгляд, это действие суда можно расценить как незаконное. Ведь в случае нарушения формы и содержания искового заявления АПК РФ предусматривает оставление его без движения устранения заявителем выявленных судом недостатков указанный в определении срок.
Однако в нашем случае приоритет будет отдан, во-первых, специальному закону, каким является Закон о банкротстве, а во-вторых, закону, который был принят позднее, — опять же Закон, а не АПК РФ. Следовательно необходимо очень внимательно относиться к подготовке заявления о признании должника банкротом.
Ряд арбитражных судов в ситуации с банкротством ликвидируемого должника отказывают кредиторам в принятии заявления о банкротстве должника, мотивируя отказ обязанностью должника самостоятельно подать в суд соответствующее заявление и отсутствием такого права у кредитора. Судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда в порядке, установленном АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. К указанным особенностям следует отнести отсутствие в Законе проведения установленных АПК РФ собеседования со сторонами и предварительного судебного заседания.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
- о признании
требований заявителя
- об отказе
во введении наблюдения и об
оставлении заявления без
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания суда. Требования иных заявителей, поступившие в суд, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона.
Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения выносится в случае признания требований заявителя необоснованными, а также при наличии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом. Арбитражный суд объединяет указанные заявления и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона.
Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при условии отсутствия иных заявлений кредиторов о признании должника банкротом в случае признания требований кредитора необоснованными или если на дату заседания арбитражного суда требование кредитора удовлетворено должником.
В определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения, утверждение временного управляющего, а также размер и источник выплаты его вознаграждения. Данное определение подлежит немедленному исполнению21.
Введение судом наблюдения в отношении должника не означает прекращения его деятельности и последующей ликвидации юридического лица. Это лишь тревожный звонок о необходимости принять активные меры, чтобы вывести предприятие из сложившейся ситуации.
На предприятии появляется «наблюдатель» - временный управляющий, права и обязанности которого определены в ст.ст. 66 и 67 Закона. Органы управления должника обязаны предоставлять ему любую информацию, касающуюся деятельности должников.
Руководить текущей деятельностью предприятия продолжает единоличный исполнительный орган юридического лица. Однако в случае нарушения руководителем должника требований, установленных гл. IV Закона, он может быть отстранен от должности определением суда по ходатайству временного управляющего. При этом определением суда исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на лицо, представленное суду учредителями (участниками) должника, его коллегиальным исполнительным органом управления или собственником имущества должника — унитарного предприятия.
Информация о работе Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России