Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;
2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип 36
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет? 44
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53
Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защита права на фирменное наименование 60
3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара 63
Заключение 70
Библиография 73
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФИЛИАЛ
Дальневосточного
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
в г.Петропавловске-Камчатском
______________________________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей
по специальности 030501 Юриспруденция
Научный руководитель
(к.ю.н, доцент) Руденченко Н.А.
Петропавловск-Камчатский 2005
Содержание
Введение
Глава 1. Средства индивидуализации
участников гражданского оборота и производимой
ими продукции, работ, услуг
1.5 Доменное имя - средство
индивидуализации компании или
только адресное имя в сети
Интернет?
3.1 Защита права на
фирменное наименование
3.2. Защита прав на товарный
знак, знак обслуживания и
Библиография
Приложение
В
условиях современной рыночной
экономики в России все более
важным элементом становятся
такие важные объекты
Средства индивидуализации являясь относительно новым институтом, уже прочно входят в нашу повседневную жизнь - шоколадные "Мишки", молочные "Му-му", шипучий "Буратино"... Вкус, знакомый с детства. "Жигулевское", "Столичная", валидол - такие знакомые названия, но мало кто задумывается, что сегодня эти товарные знаки стоят миллионы долларов и за них идет настоящая война - соответственно правовая охрана исключительных прав на средства индивидуализации занимает одно из важнейших мест в области охраны интеллектуальной собственности.
Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать
основные понятия объектов
2.Осветить актуальные
проблемы законодательного
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, а так же приложений.
Основная часть включает в себя три главы, которые, в свою очередь, разбиты на разделы.
В первой главе освещаются основные понятия, раскрывается сущность основных средств индивидуализации, исторический путь развития законодательства, а так же освещаются актуальные проблемы в этой области.
Вторая глава работы раскрывает способы передачи исключительных прав, уделяя особое внимание некоторым видам договоров раскрывая их существенные условия.
Третья глава посвящена правовой охране исключительных прав на средства индивидуализации, рассмотрены основные виды ответственности за незаконное использование.
В ходе исследования были изучены и сравнены точки зрения различных ученых – цивилистов, работающих над проблемными вопросами в этой области в Российской Федерации.
В работе были использованы нормативно-правовые акты различных уровней: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров», нормативные акты, утвержденные Роспатентом, а так же важнейшие международные нормы.
Кроме того, на настоящий момент накоплена судебная практика в виде обобщений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (и постановлений его Президиума по конкретным делам, которые так же были использованы при исследовании темы работы.
Использование литературных источников для написания данной работы было затруднено в виду отсутствия доступа к новым и, что очень важно для научного исследования - узко специализированным источников, имеющаяся же в наличии литература в основном либо рассматривает эту темы лишь в общих чертах, либо устарела в следствии существенных изменений законодательства, в результате - в данной работе в основном использованы материалы предоставленные: редакциями специализированных журналов в этой области, таких «Патенты и лицензии», «Интеллектуальная собственность», службой поддержки пользователей электронно-правовой системы «Гарант» в виде электронных версий статей и комментариев к законодательству, учебные пособия, материалы научно-практических конференций опубликованных кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву, а так же личные архивы авторов публикаций и патентных поверенных.
Тема дипломной работы - «Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей - вызывает повышенный интерес правоведов, научных работников, юристов и это не случайно, поскольку в условиях развивающихся рыночных отношений предоставление участникам оборота возможности индивидуализации особо актуально. Потребность в такой индивидуализации диктуется рядом факторов и прежде всего жесткой конкурентной борьбой, которая ведется между однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком и знаком обслуживания юридическое лицо и индивидуальный предприниматель реализует возможность на индивидуализацию своего участия в обороте.
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг
Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIXв.
В доктрине российского торгового права и судебной практике существовало два основных подхода к вопросу о юридической природе фирмы.
Согласно первой точке зрения, фирменное наименование (фирма) рассматривалось как торговое имя лица, производящего торговлю (единоличного - купец или коллективного - товарищество).
В соответствии с другой точкой зрения фирма признавалась наименованием самого торгово-промышленного предприятия. [2.31 C.150]
Часть первая ГК РФ посвящает фирменным наименованиям ряд норм общего характера (п. 4 ст. 54), содержит требования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст. 69,82,87,95,96 и др.), а также указывает, что фирменное наименование включается в понятие интеллектуальной собственности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст. 132). В части второй ГК РФ о фирменных наименованиях упоминается в правилах о договорах купли-продажи (ст. 559) и аренды (ст. 656) предприятий, а более подробно говорится в правилах о договоре коммерческой концессии (ст. 1027-1040). [1.5] Имеется также ряд других законодательных и подзаконных актов, содержащих отдельные нормы о фирменных наименованиях.
Основное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов:
- ведущим принципом является принцип истинности фирмы - Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.
Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. [2.65 C.573]
Словесное обозначение, которое используется в качестве фирменного наименования, должно строиться по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять две части фирменного наименования — основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. [2.65 C.574] Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ)[1.12]
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т.д. Другие добавления, типа указаний «универсальный», «специализированный», «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы, относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.
Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий, например использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности [1.10] . Примеры образованных фирменных наименований см. в приложении №1.
Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием.
Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.