Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;
2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;
3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,
Введение 3
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 6
Фирменное наименование 6
Товарный знак, знак обслуживания 15
Наименование мест происхождения товара 27
Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип 36
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет? 44
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48
Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием 48
Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания 49
Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав 53
Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации 60
3.1 Защита права на фирменное наименование 60
3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара 63
Заключение 70
Библиография 73
1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет?
В последнее время с развитием информационных технологий человеческая жизнь изменилась до неузнаваемости. Инновации насквозь пронизывают нашу жизнь. Став универсальным средством получения любой информации на любом языке в любой точке мира, Интернет теперь прост и понятен. Однако, будучи простым и понятным для пользователя, Интернет является сложным феноменом с точки зрения права. Как было отмечено в докладе В.Ю. Райкина и А.Г. Серго на IV Всероссийской конференции "Право и Интернет: теория и практика", "в России, как и повсюду в мире, идут дискуссии о правовом регулировании Интернета, фрагменты которого все еще являются внеправовым пространством, где нарушаются авторские и смежные права, права на фирменные наименования и товарные знаки". [2.67 C.33] Особенно большой резонанс вызывает проблема регистрации и опротестования используемых в Интернете адресов по причине участившихся нарушений прав владельцев товарных знаков. Поскольку при регистрации адресов поиск в массиве зарегистрированных товарных знаков не проводится, то возникает много споров и по сходным адресам, и в связи с нарушением прав владельцев товарных знаков. [2.27]
Особенности домена состоят в том, что доменное имя уникально и доступно из любой точки земного шара, т.е. доменные имена идентифицируют адрес компьютера, подключенного в Сеть. В связи с проникновением Интернета во многие сферы жизни и деятельности то обстоятельство, что домен (доменное имя) приближается иногда к средствам индивидуализации, становится весьма актуальным. Вследствие этого сайт превращается в эффективнейший инструмент ведения дел. Так, с его помощью владелец имеет возможность предлагать товары и услуги, размещать необходимую информацию, которая будет доступна неограниченному количеству лиц. Чтобы зарегистрировать домен, нужно придумать ему имя. Данный этап работы администратора домена можно сравнить с созданием товарного знака или выбором наименования для создающейся фирмы. Во всех этих случаях ставится одна и та же цель - добиться узнаваемости. [2.34]
Условно администраторов, которые намереваются зарегистрировать домен можно представить в виде схемы. (Приложение №4)
Система индивидуализации виртуального, сетевого мира существует как бы параллельно системе индивидуализации "реального" мира: т.е. фирменным наименованиям и товарным знакам. Естественно, постепенно данные две системы индивидуализации начали вступать в противоречие.
Отсутствие судебной
практики и несогласованность
Российская судебная практика по «Доменным спорам» показала, что отечественное правосудие не готово к рассмотрению дел данной категории. [2.67 C.34]
Ярким примером неэффективности российского правосудия и действующего законодательства может служить совокупность решений по делу о домене Kodak.ru. Истец и ответчик прошли в общей сложности 16 (!) инстанций (3 иска), и в конечном итоге все иски были удовлетворены: суд запретил ответчику использовать фирменное наименование "Kodak" в доменном имени. Однако удовлетворение требований истца не способствовало удовлетворению его интереса в отношении доменного имени, т.к. сразу же после исполнения решения суда доменное имя было "захвачено" иным лицом., напротив кинонцерн "Мосфильм" в споре с "РосНИИРОС" в 1999 г. отстоял свое право на единоличное использование своего фирменного наименования суд решил: запретить РосНИИРОС использовать и регистрировать имена доменов, содержащих в себе фирменное наименование киноконцерна "Мосфильм", и домен "Mosfilm.ru" принадлежит киноконцерну по настоящее время. [2.64 С.57]
Уже не раз выдвигались
предложения кардинального
Вместо революционного
подхода к решению "доменных"
споров целесообразнее было бы пойти
более "мягким" путем. Наличие
правил, призванных разрешать "доменные"
дела силами высококвалифицированных
специалистов-юристов, где главный
критерий обладания доменом добросовестн
Наиболее эффективным способом решения данной проблемы в России остается принятие соответствующего нормативного правового акта на уровне федерального закона. Внесение изменений в существующие нормативные правовые акты только усилит противоречия, т.к. не позволит в полной мере учесть специфику доменных имен. Чем раньше начнется работа по созданию такого нормативного акта, тем эффективнее будет результат. [2.67] и я думаю принятие соответствующего нормативного акта наконец даст нам окончательный ответ – являются ли доменные имена – средством индивидуализации или нет.
Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации
2.1 Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием.
В отличие от
других объектов промышленной
собственности, которые, как
Законом допускается только один случай перехода права на фирменное наименование к другому лицу. Согласно п. 12 Положения о фирме, право на фирменное наименование может быть передано другому лицу одновременно с передачей самого предприятия. Возможность такого перехода подтверждает и ст. 132 ГК РФ, которая, с одной стороны, указывает, что предприятие может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, а с другой стороны, определяет предприятие как единый имущественный комплекс, в состав которого входит и право на фирменное наименование.
Несмотря на свое, казалось бы, однозначное разрешение в законодательстве, вопрос оборотоспособности права на фирменное наименование продолжает оставаться дискуссионным.
Так одни цивилисты полагают, что включение в состав предприятия права на фирменное наименование является юридической "неточностью", поскольку "в современном российском праве оно является средством индивидуализации не предприятия, а его собственника - коммерческой организации"[2.31]., другие наоборот имеют абсолютно противоположную точку зрения.
Как представляется, сторонники
неотчуждаемости фирмы не учитывают
имущественную сторону этого
права, которая в российской юридической
науке традиционно связывалась
с деятельностью торгово-
Каждое предприятие в процессе своей деятельности нарабатывает фактические отношения с покупающей публикой - особый нематериальный элемент предприятия его фактическое положение на рынке, деловая репутация, сложившиеся коммерческие связи все то, что в современном мире именуется по-французски "achallandage", по-немецки "Unternehmensmehrwert", по-английски "goodwill" клиентела от лат. Сlientela [2.44] (здесь необходимо отметить, что в современной литературе существует особое мнение, что все вышеперечисленные характеристики относятся к «особыми нематериальными элементами предприятия» и существуют отдельно от понятия фирменного наименования [2.70], на по мой взгляд такое разграничение не логично и «клиентела» и фирменное наименование являются скорее двумя половинками образующим одно целое, причиной и следствием, нежели отдельными объектами).
Таким образом, вне зависимости от различия во взглядах на природу фирмы российские цивилисты были едины в главном - фирма как воплощение известной имущественной ценности, безусловно, отчуждаема и может быть предметом ограниченного числа гражданско-правовых сделок. Причем переход права на фирму связывался российскими учеными с переходом самого торгово-промышленного предприятия.
До недавнего времени российское законодательство исключало не только уступку права на фирменное наименование, но и выдачу разрешения на его использование. С принятием части второй ГК РФ, закрепившей правила о договоре коммерческой концессии (договоре франчайзинга), такая возможность у фирмообладателей появилась.
Итак, передача (переход) исключительного права на фирменное наименование возможна:
Важным правомочием
владельца товарного знака
Статьи 25, 26 и 27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товарного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т.е. предметом купли-продажи.
Согласно статье 25 Закона о товарных знаках товарный знак может быть уступлен (т.е. продан) по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров. Однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. [1.8]
Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) также по лицензионному договору. Этот договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и, что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Данная оговорка преследует цель защиты, как деловой репутации лицензиара, так и его имущественных интересов и интересов потребителей, ориентирующихся при выборе товара на хорошо зарекомендовавший себя товарный знак [2.40]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России предусмотрена свободная передача права на товарный знак, т.е. возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на него, при этом без обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, которое использует этот знак.
В связи со статьей 26 следует отметить, что лицензия на товарный знак представляет собой соглашение, в соответствии с которым владелец товарного знака на определенных условиях передает свой знак третьему лицу.
В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть:
исключительная - в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию;
неисключительная (простая) - право на использование имеет лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака - лицензиар - может заключать лицензионные договора с другими лицами;
сублицензия - лицензиат
может сам предоставлять
Кроме этого, различают лицензии:
полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;
частичные, когда право
на использование товарного знака
касается только части товаров, для
которых зарегистрирован
Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов поставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака (в случае угрозы досрочного прекращения правовой охраны из-за непрерывного неиспользования товарного знака в течение 3 лет). [2.54]
Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный (сублицензионный) договор регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными. Регистрация названных выше договоров осуществляется на основе специальных Правил регистрации договоров о передаче исключительного права [1.16]. Образец договора об уступке товарного знака см. в приложении №5.
Среди существенных
положений которые должны