Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о рекламе.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Тема, которой посвящена данная курсовая работа, на сегодняшний день является очень актуальной. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, той важной ролью, которую играет реклама в развитии рыночных отношений и добросовестной конкуренции. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования. Таким образом, развитие товарно-денежных и прочих экономических и гражданских отношений приводит к необходимости законодательного определения и обоснования рекламной деятельности.

В связи с этим особую важность приобретают вопросы четкого  правового регулирования отношений  в области коммерческой рекламы. При этом необходимо обеспечивать соблюдение прав не только потребителей, но и самих предпринимателей. Учитывая выше изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.

Цель курсовой работы – проанализировать  нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие рекламы,  историю развития законодательства  о рекламе, а также изучить  современную систему законодательства  о рекламе в РФ.

2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.

3. Изучить тенденции и  перспективы развития законодательства  о рекламе в РФ.

Первая глава посвящена  общей характеристике законодательства о рекламе и состоит из четырех  параграфов. В первом параграфе данной главы рассматривается понятие, признаки и общие требования, предъявляемые  к рекламе. Чтобы раскрыть понятие  рекламы я обратилась к основным чертам, а также к правовой природе  данного термина. Во втором параграфе  данной главы изучается история  становления и развития рекламной  деятельности и законодательства о  рекламе. Третий параграф посвящен изучению и анализу современной системы  законодательства о рекламе, перечислены  основные нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную сферу. В четвертом  параграфе проанализированы акты в отношении наружной рекламы, в том числе и акты г. Петрозаводска.

Вторая глава посвящена  проблемам и особенностям законодательства о рекламе и состоит из пяти параграфов. В первом параграфе раскрываются особенности правового регулирования  рекламы в зависимости от способа  ее распространения: особенности рекламы  в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи. Во втором параграфе данной главы мною рассмотрены актуальные проблемы законодательства о рекламе и предложены пути их решения. Третий параграф посвящен ответственности за нарушения рекламного законодательства. В четвертом параграфе рассматриваются основные тенденции рекламного рынка. В последнем параграфе изучаются возможности и перспективы развития рекламного законодательства.

Характеристике данного  вида предпринимательского права посвящено  достаточно много литературы. Для написания своей курсовой работы я использовала в основном действующее законодательство, а также исследования современных ученых. Более полно, на мой взгляд, законодательство о рекламе описал Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. «Российское предпринимательское право»1, Жилинский С.Э. «Предпринимательское право»2, Спектор Е.И «Постатейный комментарий к Федеральному Закону о рекламе»3.

 

 

Глава 1. Общая характеристика законодательства о рекламе в  РФ.

1.1. Правовая характеристика рекламы как вида предпринимательской деятельности

Слово «реклама» происходит от латинского слова «reclame», что в переводе означает «кричать, выкрикивать». В те времена реклама представляла собой устное или письменное объявление, которое должно было расхваливать какой-либо товар или услугу. Развитию рекламы поспособствовало открытие человеком различных массовых средств коммуникаций, например, таких как книгопечатание. В середине XV столетия Иоан Гутенберг изобрел печатный станок, а спустя 20 лет на одном из них был получен первый оттиск самого настоящего печатного рекламного объявления.4 Вторым переворотом в рекламе было появление радио и телевидения.

В настоящие время, также  как и в те времена, реклама  это двигатель торговли, другими словами она сопровождает торговлю. Ее основная задача заключается в том, чтобы привлечь потребителей к конкретному товару и заставить их приобрести этот товар или услугу. Таким образом, можно сказать о том, что содержание понятия «реклама» осталось практически неизменным и означает любую информацию о потребительских свойствах товаров, услуг, распространяемую с целью создания спроса на них.5

Термин реклама обычно употребляется в трех значениях:

1) информация о товарах (работах, услугах), а также их производителях (продавцах, исполнителях);

2) продукт профессиональной деятельности, который создается в целях продвижения какого-либо товара на рынке;

3) распространение сведений о лицах или предметах с целью создания их популярности у потребителей (рекламирование).

В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме  и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная на привлечение  внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».6

Важно отметить, что реклама тесно соприкасается с предпринимательством, поскольку она несет информацию о физических или юридических лицах, которые являются субъектами предпринимательской деятельности и о товарах, т.е. результатах (предметах) предпринимательской деятельности. Посредством рекламы, доведения информации до сведения неопределенного круга лиц обеспечивается продвижение товара, работы или услуги на рынке. Средствами доведения рекламы товаров, работ и услуг до потребителя является телевидение, кино, радио, наружная, почтовая реклама; отдельные издания (каталоги, плакаты, открытки) периодические издания (газеты, журналы, статьи).

Поскольку реклама является информацией, которая рассчитана на большую аудиторию, к ней предъявляется  ряд общих и специальных требований: непосредственной распознаваемости, достоверности, добросовестности, этичности.

В первую очередь реклама  должна распознаваться без использования  технических средств и специальных знаний, иными словами она должна быть сделана таким образом, чтобы непосвященный потребитель не перепутал ее ни с чем другим, она должна быть понятной.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Исходя из этого, в  рекламе не допускаются некорректные сравнения с другими товарами, запрещена реклама порочащая  честь достоинство и деловую  репутацию конкурентов. Недостоверной  считается реклама, которая содержит ложные сведения о каких-либо характеристиках товара.

В соответствии с ч.4 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама не должна побуждать  к противоправным действиям, призывать  людей к насилию и жестокости.7 Также к общим требованиям, предъявляемым к рекламе, относится распространение рекламы на русском языке. Запрещено использовать в рекламе бранные слова. Если рекламируемая деятельность требует лицензии, то обязательно указывается номер лицензии.

Специальные требования касаются отдельных видов рекламы, например таких как, реклама табачных изделий  и алкоголя, реклама финансовых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, реклама оружия и т.п.

Помимо понятия рекламы  необходимо раскрыть и другие ключевые понятия. Так, ключевым понятием, пронизывающим весь понятийный аппарат и отсутствовавшим в Федеральном законе о рекламе 1995 г., является объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Термин «спонсорство» имелся и в Федеральном законе о рекламе 1995 г., но ничего не говорилось о том, что есть спонсорская реклама и кто есть спонсор. Федеральный закон о рекламе 2006 г. четко идентифицировал спонсорскую рекламу как распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Спонсором же выступает лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного либо иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

В Федеральном законе о рекламе 1995 г. шла речь о социальной рекламе, но не показывалась ее специфика, что допускало смешение социальной рекламы с другими видами рекламной информации. Федеральный закон о рекламе 2006 г. выделил две яркие особенности социальной рекламы. Первая — ее направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки'. Вторая особенность социальной рекламы — направленность на обеспечение интересов государства.8

Необходимо также конкретизировать понятия участников рекламных отношений. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителъ — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; реклама- распространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Может, конечно, сложиться  ситуация, когда все три названных участника рекламных отношений выступают в одном лице (рекламодатель сам производит и распространяет рекламную информацию) или в двух лицах (рекламодатель сам лишь производит продукцию, а распространяет ее через других лиц; возможно и такое, что одно лицо по заданию рекламодателя производит и распространяет рекламную продукцию). Однако подобное случается редко, дилетантство здесь неуместно.

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель являются творцами рекламы, поэтому они могут быть объединены словосочетанием субъекты рекламной деятельности. Субъекты рекламной деятельности образуют как бы одну сторону рекламных отношений. Вторая сторона, куда нацелены их объединенные усилия, — потребители рекламы: лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Именно оказание ожидаемого влияния на потребителей составляет конечную цель субъектов рекламной деятельности.

Несмотря на то, что государство  в новых экономических условиях предоставляет хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, оно все-таки должно обеспечить правовое регулирование рекламного рынка, иначе это может повлечь за собой серьезные негативные последствия.

Существует два способа  создания нормативной базы в регулировании  рекламной деятельности: первый способ заключается в кодификации правовых норм, что означает объединение всех норм, регулирующих рекламу, в одном  правовом документе; второй способ –  это способ поэтапного принятия отдельных  правовых актов, которые регулируют разные стороны рекламного процесса.

Россия не пошла не по одному из этих путей, она выбрала свой «смешанный путь», в результат которого российское законодательство имеет Закон РФ «О рекламе», который является кодифицированным источником, а также ряд иных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты рекламной деятельности.

К основным целям, которые  преследует законодательство о рекламе можно отнести защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителя в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц.

1.2. Становление и развитие  рекламной деятельности и законодательства  о рекламе в РФ

С X-XI вв. начинается история развития рекламы в России, уже в те времена русские купцы рекламировали свои товары при помощи зазывал, которые выходили на площадь и громко кричали обо всех достоинствах продаваемого товара. 9

Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ