Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать нормы законодательства о рекламе, регламентирующие общие положения рекламной деятельности на территории РФ, более глубоко изучить сущность такого вида предпринимательской деятельности как рекламная, раскрыть его специфику, а также изучить актуальные проблемы и противоречия в законодательстве. Для того чтобы реализовать данную цель, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие рекламы, историю развития законодательства о рекламе, а также изучить современную систему законодательства о рекламе в РФ.
2. Проанализировать особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения, выявить основные проблемы в законодательстве и ответственность за нарушения данного законодательства.
3. Изучить тенденции и перспективы развития законодательства о рекламе в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство о рекламе.docx

— 90.08 Кб (Скачать файл)

Специальные правила телерекламы  в детских и образовательных  передачах сводятся к установлению объема рекламы в зависимости  от продолжительности телепередачи. Распространение рекламы допускается  только непосредственно в начале передачи и перед ее окончанием в определенном объеме

Отнесение телепередачи к  детской, образовательной или религиозной  определяется, исходя из тематики передачи и ее целевой аудитории.

Для трансляции в прямом эфире или в записи спортивного  соревнования установлены следующие  специальные правила распространения  рекламы:

1) трансляция может прерываться  рекламой, в том числе спонсорской,  только в перерывах в ходе  спортивных соревнований или  во время их остановок;

2) трансляция спортивного  соревнования, в котором не предусмотрены  перерывы или остановки, может  прерываться рекламой таким образом,  чтобы прерывание трансляции  не привело к потере части  существенной информации о спортивном  соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Для прерывания рекламой иных телепередач, в том числе художественных фильмов, действует ограничение: продолжительность  каждого прерывания указанных телепередач  рекламой не должна превышать четыре минуты.

Из перечисленных выше общих и специальных правил имеются  исключения.

1. Разрешается распространение  спонсорской рекламы в начале  и перед окончанием религиозных  передач и передач продолжительностью  менее 15 минут общей продолжительностью  до 30 секунд.

2. Все перечисленные правила,  за исключением требования к  уровню звука рекламы, не распространяются  на телепрограммы, которые зарегистрированы  в качестве средств массовой  информации, специализирующихся на  сообщениях и материалах рекламного  характера, и транслируются на  основании лицензии на вещание,  при условии, что в таких  телепрограммах продолжительность  рекламы составляет 80 процентов  и более времени фактического  вещания в течение суток.

3. Ограничения, установленные  Законом о рекламе в отношении  рекламы отдельных видов товаров,  не распространяются на следующие  виды рекламы:33

• реклама, размещенная в  месте события, транслируемого в  прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных  для трансляции постановок;

• реклама, распространяемая в телепрограммах, телепередачах  по телеканалам, доступ к которым  осуществляется исключительно на платной  основе с применением декодирующих технических устройств.

4. Все перечисленные правила  не распространяются на размещаемую  в телепрограммах информацию  о телепередачах, транслируемых  по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию  о данной телепрограмме.

В целом, объем телерекламы  должен значительно сократиться, поскольку  в период действия утратившего силу закона о рекламе перерывы для  рекламы на телеканалах в часы массового просмотра телепередач  составляли в среднем семь минут  и повторялись через каждые 15 минут. Общий объем рекламы на телевидении ранее не должен был  превышать 20 процентов эфирного времени, однако в законе не было указано, в  соотношении с каким временным  периодом (час, сутки, неделя, год) следует  определять данные 20 процентов. Также  в ранее действовавшем законе были установлены ограничения на повтор рекламы.

Для реализации правила об уровне звука трансляции рекламы  необходимо принять специальный  нормативный акт – технический  регламент, в котором должны быть определены параметры соотношения  уровней звука. Также важно определить методику измерения звука и его  сравнительной оценки, выбрать технические  устройства, измеряющие звук для целей  оценки и составления отчета по результатам  измерений.

Реклама в радиопрограммах  и радиопередачах

Правовое регулирование  радиорекламы во многом совпадает с  правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение  рекламы одним способом – это  прерывание радиопрограммы или радиопередачи  рекламой.

Для рекламы на радио установлены  следующие общие требования.

1. Прерывание радиопрограммы  или радиопередачи рекламой должно  предваряться сообщением о последующей  трансляции рекламы, за исключением  прерывания передачи спонсорской  рекламой.

2. В радиопрограммах, не  зарегистрированных в качестве  средств массовой информации  и специализирующихся на сообщениях  и материалах рекламного характера,  продолжительность рекламы не  может превышать 20 процентов времени  вещания в течение суток.

3. Не допускается прерывать  рекламой религиозные радиопередачи  и радиопередачи продолжительностью  менее 15 минут. Исключение сделано  для спонсорской рекламы, которая  может распространяться в начале  и/или в конце радиопередачи  общей продолжительностью не  более 30 секунд.

4. Не допускается прерывать  рекламой, в том числе спонсорской,  трансляцию агитационных материалов.

5. Не допускается размещать  рекламу в радиопередачах, транслируемых  в соответствии с Законом о  порядке освещения деятельности  органов государственной власти  в государственных СМИ.

6. Не допускается распространять  рекламу в дни траура, объявленные  в Российской Федерации.

7. При трансляции рекламы  уровень ее звука, а также  уровень звука сообщения о  последующей трансляции рекламы  не должны превышать средний  уровень звука прерываемой рекламой  радиопрограммы или радиопередачи.  Для определения требований к  параметрам соотношения уровня  звука рекламы и уровня звука  прерываемой ею радиопрограммы  или радиопередачи должен быть  принят технический регламент.34

Специальные требования установлены  для рекламы в детских и  образовательных радиопередачах: реклама  может распространяться непосредственно  в начале и перед окончанием радиопередачи, а ее разрешенная продолжительность  зависит от продолжительности радиопередачи  и совпадает с продолжительностью, установленной для телерекламы  в аналогичных передачах.

Специальные требования к  рекламе в период радиотрансляции  в прямом эфире или в записи спортивных соревнований полностью  совпадают с аналогичными требованиями к рекламе на телевидении.

Специальные требования для  прерывания радиорекламой иных передач  заключаются в разрешении прерывать  рекламой передачу столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно  спонсорской рекламой непосредственно  в начале и перед окончанием радиопередачи, при условии, что общая продолжительность  такой спонсорской рекламы не превышает 30 секунд.

Все перечисленные выше требования не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании  лицензии на вещание, при условии, что  в таких радиопрограммах продолжительность  рекламы составляет 80 процентов  и более времени фактического вещания в течение суток.

Установленные ограничения  не относятся к размещаемой в  радиопрограммах информации о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу, сообщениям о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также к иной информации о  данной радиопрограмме.

Требования к радиорекламе изменились в новом законе не столь  существенно, как требования к рекламе  на телевидении. Ограничение количества радиорекламы установлено в виде 20 процентов времени вещания в  течение суток, в то время как  на телевидении реклама не должна занимать более 15 процентов времени  вещания в течение часа.35

Реклама в периодических печатных изданиях

Периодическим печатным изданием в соответствии с Законом о  средствах массовой информации является газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.36 Иные печатные издания не являются периодическими, и специальные требования к рекламе в таких изданиях законом не установлены.

К рекламе в периодических  печатных изданиях установлены два  общих требования:

1) размещение рекламы  должно сопровождаться пометками  «реклама» или «на правах рекламы»;

2) объем рекламы в неспециализированных  изданиях должен составлять не  более 40 процентов объема одного  номера периодических печатных  изданий.

Указанные требования не распространяются на периодические печатные издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании

В целях защиты кинозрителей от излишнего количества рекламы  законом установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а также  на совмещение рекламы с демонстрацией  фильма способом «бегущей строки» или  иными способами ее наложения  на кадр демонстрируемого фильма при  кино– и видеообслуживании. Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении правил по киновидео-обслуживанию населения»37, под кино– и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино– и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино– и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке.

Закон не устанавливает ограничения  на время демонстрации рекламы до начала фильма, и практика показывает, что число рекламных материалов в кинотеатрах является весьма существенным при отсутствии нарушений установленных  действующим Законом о рекламе  правил.

Кроме того, требует законодательного регулирования вопрос рекламы определенных товаров, товарных знаков и производителей, включенной в сценарий фильма. Понятны  интересы кинопродюсеров, получающих таким образом средства на создание фильма, однако интересы кинозрителей также должны обеспечиваться, хотя бы указанием в законе на необходимость информирования потребителей о подобной рекламе.

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

Развитие современных  информационных и цифровых технологий предоставило рекламодателям и рекламораспространителям новые средства для доведения своей рекламы до потребителей: телефонную (мобильную), факсимильную, радиосвязь, электронную почту, интернет и т. п. Однако законодательство отставало от развития технологий, и до принятия нового закона такая реклама практически не ограничивалась.

Каждый владелец электронного почтового ящика получает большое  количество рекламных писем, содержащих ненадлежащую рекламу (например, рекламу  информационных баз данных, включающих конфиденциальные сведения о гражданах). В практике антимонопольных и  судебных органов практически не было случаев привлечения к ответственности  за подобную рекламу.

В Законе о рекламе (статья 18) установлены следующие общие  требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи:

1) распространение такой  рекламы допускается только при  условии предварительного согласия  абонента или адресата на получение  рекламы. В целях защиты потребителей  установлены также два жестких  правила: реклама признается распространенной  без предварительного согласия  абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено; рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием;

2) не допускается использование  сетей электросвязи для распространения  рекламы с применением средств  выбора и (или) набора абонентского  номера без участия человека (автоматическое  дозванивание, автоматическая рассылка).38

Специальные требования к  рекламе установлены для справочного  телефонного обслуживания (как платного, так и бесплатного). Реклама при  таком обслуживании может предоставляться  только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. Если оплата телефонного обслуживания является повременной, то время, в течение  которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении  стоимости услуг телефонной связи.

Информация о работе Общая характеристика законодательства о рекламе в РФ