Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37
По данным департамента финансов, предусмотреть в областном бюджете денежные средства для обеспечения жилыми помещениями граждан сразу после постановки на учет не представляется возможным в связи с дефицитом бюджета. Таким образом, возможно ожидание получения жилья сроком до 1-2 лет. На этот период органы местного самоуправления по месту жительства гражданина должны обеспечить его временным жильем.
Данная проблема требует решения на уровне глав муниципальных образований области.
Еще одной сложной проблемой, требующей решения, является обеспечение сохранности закрепленных жилых помещений, которое осуществляется через контроль органов опеки и попечительства за фактическим пользованием жилым помещением. Департаментом образования разработаны и направлены в муниципалитеты методические рекомендации по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые помогут систематизировать работу органа местного самоуправления по данному направлению.
Действующее законодательство не содержит понятия «закрепленное жилое помещение». За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняется право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение. Органами местного самоуправления допускаются случаи неправомерного закрепления за детьми-сиротами жилых помещений, их использования без согласия законных представителей, а также разрушение данного жилья.
Департамент проанализировал данные муниципальных образований по сохранности жилых помещений, где проживали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По ряду причин, как объективных (например, утрата жилья вследствие пожара), так и субъективных (например, разрушение жилья вследствие отсутствия надлежащего ухода за ним), на сегодня 638 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утратили жилье.
Нередки случаи, когда коммунальные службы в судебном порядке взыскивают с детей, вернувшихся из школ-интернатов, задолженность по оплате коммунальных услуг, накопленную родителями, лишенными родительских прав. Такие задолженности могут достигать нескольких десятков тысяч рублей. Чтобы предотвратить подобные инциденты, органу местного самоуправления необходимо своевременно принимать меры по взысканию долгов с родителей, вплоть до выселения в судебном порядке лиц, проживающих в данных помещениях, до возвращения ребенка на территорию муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления должны поставить перед собой в числе прочих следующие цели и задачи при организации деятельности по защите и охране прав детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечить
профилактику социального
- организовать межведомственный контроль и комплексное сопровождение детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью соблюдения их законных прав и интересов в соответствии с законодательством;
- обеспечить
государственные гарантии
социальной поддержки детей-
- формировать и
развивать систему обучения
и воспитания молодёжи в духе
семейного образа жизни,
Исходя из условий региона и текущего момента в области сформирована и развивается модель семейного жизнеустройства детей-сирот, в основе которой лежит комплексный межведомственный подход в решении проблем детей, детей-сирот, направленный на развитие и совершенствование семейных форм жизнеустройства детей-сирот.
Совместными усилиями мы должны создать эффективную систему, обеспечивающую защиту прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Необходимо помнить, что в центре всей нашей деятельности – ребёнок со своими слабостями, трудностями, способностями. И только от нас, взрослых, зависит его будущее. Очень хочется, чтобы оно стало счастливым! «Даже самый трудный ребёнок хочет стать хорошим. Только он нуждается в помощи, признании, уважении и любви окружающих, которую он ждёт от нас», - говорил Лев Семёнович Выготский.
Опеку и попечительство следует отличать от других явлений. Так, много сходства с опекой и попечительством имеют различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основное различие их заключается в том, что опека и попечительство устанавливается не только над несовершеннолетними, но и над взрослыми гражданами, признанными судом недееспособными.
Однако следует
различать опеку и
Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью. При назначении опекунов и попечителей учитывается, что им оказывается большое доверие - наиболее полно обеспечить интересы и благополучие подопечных, их воспитание, заботу об их здоровье. В целях наиболее полного учета интересов подопечных закон устанавливает ряд общих требований к опекунам и попечителям. В первую очередь должны приниматься во внимание их нравственные и иные личные качества. Они должны быть способны к определенному самоограничению ради принимаемого под опеку или попечительство человека, который социально слабо защищен.
На территории
Омской области наблюдается устойчивая
тенденция к росту числа детей-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень документов,
необходимых для установления опеки (попечительства)
1. Заявление кандидата в опекуны.
2. Заявления совершеннолетних членов семьи о согласии на установление опеки (попечительства) над несовершеннолетним.
3. Заявление несовершеннолетнего старше 10 лет о согласии на установление опеки (попечительства).
4. Заявление о назначении денежных средств.
5. Свидетельство о рождении ребенка.
6. Документы, подтверждающие факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родителей родительских прав и т.п.).
7. Справка с места жительства несовершеннолетнего или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
8. Справка об обучении в образовательном учреждении ребенка.
9. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
10. Опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему.
11. Справка УСЗН о выплате ежемесячного пособия.
12. Характеристика с места работы опекуна (если опекун не работает, то из домоуправления).
13. Краткая автобиография.
14. Характеристики на совершеннолетних членов семьи опекуна.
15. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы опекуна (для пенсионеров – о получении пенсии).
16. Справка с места жительства опекуна.
17. Медицинское заключение о состоянии здоровья опекуна, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
18. Справка ОВД об отсутствии судимости опекуна и других совершеннолетних членов семьи.
19. Акт обследования жилищно-бытовых условий.
Приложение 2
Социологический опрос на тему: Опека и попечительство.
1.Могли вы взять под свою опеку или усыновить ребенка, лишенного родительского попечения?
А. да
Б. нет
В. Не готов(а) сейчас ответить.
2. Какой пол
ребенка для вас
A. мальчик
Б. девочка
В. Все равно
3. Какой возраст
ребенка для вас
А. До шести лет
Б. 6-12
В. старше 12
4.Готовы ли вы усыновить ребенка с отклонениями в физическом или психическом развитии?
А. Да
Б. нет
5. Готовы ли взять ребенка не вашей национальности?
А. Да
Б. нет
В. все равно.
6. Как вы относитесь к семьям у которых есть усыновленный, взятый под опеку ребенок?
A. положительно
Б. отрицательно
В. все равно.
Приложение 3
Органы опеки и попечительства Омска и Омской области:
1. Управление
Министерства труда и
2.Отдел Кировского
административного округа
7. Управление Министерства труда и социального развития по Азовскому немецкому национальному району (646230, Омская область, с. Азово, ул. Банковский переулок, 1)
8. Управление
Министерства труда и
9. Управление
Министерства труда и
10. Управление
Министерства труда и
11. Управление
Министерства труда и