Особенности правового регулирования договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.

Содержание

Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа (чистовик).doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

    Глава. 2. ЭЛЕМЕНТЫ  И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

    2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов

    Заключение  договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю  груза транспортной накладной, коносамента  или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

    По  общему правилу транспортная накладная  заполняется грузоотправителем  и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и, по сути, представляет собой письменную форму этого договора. На данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают: "Договор перевозки грузов - строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством"22. О.Н. Садиков подчеркивает: "Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения"23. В.А. Егиазаров пишет: "Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами"24.

    Однако  в последнее время в различных комментариях к УЖТ можно встретить и иные суждения о порядке заключения договора железнодорожной перевозки груза, его форме и правовом значении железнодорожной транспортной накладной. Так, по мнению Т.Е. Абовой следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же, как на всех иных видах транспорта, - путем вручения груза, подтверждаемого накладной"25. Аналогичный вывод находим в работе К. Холопова, который пишет: "Несмотря на то, что договор железнодорожной перевозки груза не сопровождается составлением конкретного документа, накладная не является договором перевозки груза, а лишь подтверждает его наличие"26.

    Видимо, в данном случае авторы хотели поправить  ошибку законодателя, исключившего из определения договора перевозки груза признаки реального договора. Однако неоправданное противопоставление письменной формы договора перевозки его реальной модели приводит к умалению значения транспортной накладной как письменного документа, содержащего все существенные условия договора перевозки, т.е. письменной формы этого договора. Вместе с тем реальный характер договора имеет своим следствием лишь то, что указанный договор считается заключенным с момента передачи имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Данное обстоятельство вовсе не исключает необходимости соблюдения требований, предъявляемых к форме сделок и договоров. В силу п. 1 ст. 161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. Поэтому заполнение грузоотправителем железнодорожной накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему железнодорожной квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (железнодорожная транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику.

    Правовое  значение и роль железнодорожной транспортной накладной не ограничивается тем, что она представляет собой письменную форму договора перевозки груза. Помимо этого накладная является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки27. Исходя из этого, транспортное законодательство, регулирующее деятельность железнодорожного транспорта, предъявляет жесткие требования к оформлению железнодорожной накладной и заполнению всех ее реквизитов.

    Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными  Приказом министра путей сообщения28, определен порядок заполнения, в зависимости от вида отправок и использование транспортной железнодорожной электронной накладной формы.

    Порядок заполнения накладной на перевозку  грузов маршрутами или группами вагонов, а также комплекта перевозочных документов на перевозку грузов в  контейнерах и их формы установлены Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной и Правилами перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте.

    Бланки  перевозочных документов заполняются  машинописным, а также компьютерным способом и вручную (чернильными (шариковыми) ручками). Отдельные сведения указываются в виде штемпелей.

    При необходимости изменений сведений, внесенных грузоотправителем в  перевозочный документ, грузоотправитель должен заполнить новый бланк  такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции.

    Оформленная грузоотправителем в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

    Накладная вместе с дорожной ведомостью следует  с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

    Электронная накладная заполняется и передается с использованием технических и программных средств Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ) на железнодорожном транспорте. При этом АИС ЭДВ должна обеспечивать сохранность данных электронной накладной, соблюдение конфиденциальности и защиту от несанкционированного доступа к сведениям29.

    В соответствии УЖТ РФ грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной. Железные дороги, наделены правом выборочно, проверять соответствие массы грузов и других, указанных в транспортных железнодорожных накладных сведений данным, внесенным грузоотправителями в такие накладные.30

    За  неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги.

    Аналогичное железнодорожной транспортной накладной  значение при внутренних водных перевозках имеет транспортная накладная. В  соответствии со ст. 67 КВВТ оформленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, являющаяся основным транспортным документом, а также входящие в комплект транспортной накладной дорожная ведомость и квитанция подтверждают заключение договора перевозки. Транспортная накладная (с заполненными реквизитами) представляется грузоотправителем перевозчику при предъявлении груза к перевозке. Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя. Перевозчик вправе проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной. В удостоверение приема груза к перевозке перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию. За неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (п. 1 ст. 120 КВВТ).

    Не  отличается своеобразием и заключение договора воздушной перевозки груза, который удостоверяется грузовой накладной. Приходится, однако, констатировать, что, в отличие от иных транспортных уставов и кодексов, ВК не содержит каких-либо требований, предъявляемых к оформлению грузовой накладной, определяя лишь, что такие требования устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (ст. 105 ВК).

    Необходимо  отметить, что нормы транспортных уставов и кодексов (за исключением  КТМ) в части регулирования заключения договора перевозки конкретного  груза, сконструированного по модели реального  договора, не учитывают истинного значения транспортной накладной как документа, который мог бы служить объектом имущественного оборота. Для этого было бы достаточно придать транспортной накладной характер товарораспорядительного документа, как это сделано в КТМ в отношении коносамента. В этом случае основой для активного использования транспортных накладных в имущественном обороте могла бы служить норма ГК (п. 3 ст. 224), согласно которой к передачи вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

    Такой подход можно обнаружить в зарубежном законодательстве, включая последние  кодификации гражданского права. Например, по Гражданскому кодексу Квебека  коносаменту (письменный документ, подтверждающий всякий договор перевозки имущества) законом или договором может быть придан режим оборотной ценной бумаги. В этом случае передача коносамента осуществляется посредством совершения индоссамента и вручения, или же только посредством вручения, если это коносамент на предъявителя. Вместе с коносаментом к ее держателю переходит и право требования к перевозчику о передаче перевезенного имущества (ст. 2043 - 2044)31.

    При отсутствии у разработчиков новых  транспортных уставов и кодексов желания использовать зарубежный опыт достаточно было бы обратиться к отечественным традициям в деле правового регулирования перевозок грузов. Ведь уже согласно Общероссийскому уставу железных дорог 1885 г. накладная и дубликат накладной рассматривались в качестве оборотных ценных бумаг. Остается выразить надежду, что в транспортные уставы и кодексы будут внесены соответствующие изменения32.

    Совершенно  особым образом (по сравнению со всеми  остальными транспортными уставами и кодексами) регулируется заключение договора морской перевозки груза. Как уже отмечалось, КТМ обеспечивается регулирование двух видов договора морской перевозки груза: с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (чартер) или без такого условия. Чартер заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же я хотел обратиться к положениям КТМ, регулирующим заключение договора морской перевозки без условия о предоставлении всего судна, его части или судовых помещений (договор перевозки груза по коносаменту), поскольку именно этот вид договора морской перевозки груза соответствует модели договора перевозки конкретного груза, регулируемого, в том числе и всеми иными транспортными уставами и кодексами.

    По  договору перевозки груза по коносаменту  обычно перевозятся грузы в линейном сообщении. Как отмечает А.Г. Калпин, "содержание договора перевозки груза по коносаменту предопределено установленными в одностороннем порядке условиями работы конкретной линии. Объявляя состав судов, выполняющих линейные рейсы, расписание движения между определенными портами и существующие на линии тарифы, судовладельческое предприятие тем самым предлагает грузовладельцам вступить в договор перевозки груза на определенных условиях. При таком положении грузовладельцу остается только согласиться (или не согласиться) с предложенными условиями. Таким образом, условия договора перевозки груза по коносаменту вырабатываются перевозчиком и принимаются отправителем путем присоединения к предложенному договору в целом. Следовательно... его нужно отнести к договорам присоединения (ст. 428 ГК)"33.

    По  мнению А.Г. Калпина, и в линейном судоходстве возможно заключение договора перевозки груза по коносаменту  по модели консенсуального договора, в частности в ситуации, когда  отправителем осуществляется бронирование на судне места для груза, в особенности в тех случаях, когда бронирование места оформляется букингнотом. "Такое соглашение... - указывает А.Г. Калпин, - остается одним из двух подвидов договора перевозки груза по коносаменту34. Основное отличие от чартера при этом сохраняется. По букингнотовому договору перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя. Такой договор следует отнести к консенсуальным. Таким образом, договор перевозки груза по коносаменту может быть признан только тогда реальным, когда передаче груза не предшествует соглашение сторон, выражающее их волю совершить перевозку и ее оплатить"35.

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов