Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, курсовая работа
В данной работе показано стремление к тому, чтобы при раскрытии темы: «Особенности правового регулирования договора перевозки грузов» найти правильное сочетание законодательного регулирования, теоретических исследований, а также сложившейся практикой.
Список сокращение______________________________________________ стр. 3
Введение_______________________________________________________ стр. 4
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов_____________ стр. 8
1.1. понятие и признаки договора перевозки грузов ________________ стр.8
1.2. Нормативно-правовое регулирование договора перевозки
грузов _____________________________________________________ стр. 11
1.3.Виды договора перевозки грузов ____________________________ стр.18
Глава. 2. Элементы и содержание договора перевозки грузов __________ стр. 23
2.1. Порядок заключения договора перевозки грузов ______________ стр. 23
2.2. Содержание и исполнение договора перевозки груза __________ стр. 31
Глава 3. Особенности отдельных видов договоров перевозки грузов ____ стр. 74
3.1. Особенности договора морской перевозки груза ______________ стр. 74
3.2. Особенности договора воздушной перевозки груза ____________ стр. 76
3.3. Соотношение договора перевозки грузов и договора транспортной экспедиции ____________________________________________________ стр. 78
Заключение ___________________________________________________ стр. 85
Список используемых источников и литературы _________
Конкретные сроки доставки грузов при перевозках по железным дорогам, а также порядок их исчисления применительно к различным видам железнодорожных перевозок установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 10 сентября 1998 г. N ЦМ-59342. Согласно указанным Правилам сроки доставки грузов должны определяться на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата, с учетом железнодорожных направлений, по которым осуществляются перевозки грузов.
Сроки доставки грузов могут увеличиваться на все время задержки вагонов в пути в некоторых определенных случаях: задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на одни сутки; задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза вагонов, допущенного по вине грузоотправителя, и т.д. Наличие данных обстоятельств, послуживших причиной задержки вагонов, а также продолжительность такой задержки удостоверяются актами общей формы.
Полученный таким образом срок доставки груза можно сравнить с фактической продолжительностью перевозки конкретного груза и на этой основе сделать вывод о соблюдении (или, напротив, нарушении) перевозчиком условия договора перевозки о сроке доставки груза.
Обеспечение сохранности груза
В
круг обязанностей перевозчика по договору
перевозки груза все
По общему правилу период ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза включает в себя время с момента принятия груза к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения. Порядок исчисления указанного периода, а также распределения бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, во многом зависит от специфики деятельности того или иного вида транспорта. Например, при железнодорожных перевозках погрузка грузов в вагоны на местах необщего пользования, их укладка, размещение и крепление внутри вагонов возлагаются на грузоотправителя, который в этом случае и несет ответственность за недостачу, повреждение, порчу груза, имевшую место в силу неправильной погрузки, ненадлежащей укладки или крепления груза внутри вагона (ст. 95 УЖТ РФ).
Иначе решается вопрос при перевозке груза по договору морской перевозки. Как отмечает Г.Г. Иванов, "груз размещается на судне по усмотрению капитана. При составлении грузового плана учитываются свойства конкретных грузов, их тара, возможность совместной перевозки в одном грузовом помещении и т.п. За правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне несет ответственность перевозчик"43.
В
определенной степени способствует
обеспечению сохранности
Аналогичные правила действуют на внутреннем водном транспорте. Согласно ст. 74 КВВТ загруженные трюмы судов, в том числе рефрижераторных, контейнеры должны быть опломбированы грузоотправителем, если он погрузил груз. Загруженные трюмы судов могут быть опломбированы перевозчиком по его усмотрению, если груз погружен перевозчиком. Перечень грузов, допускаемых к перевозке в трюмах судов без пломб, и порядок пломбирования судов и контейнеров устанавливаются правилами перевозок грузов.
Правда, следует заметить, что прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя при его не сохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче мест груза, но не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза.
В целях обеспечения сохранности перевозимых грузов особым образом регулируются отношения, связанные с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, а также навалом или насыпью. Так, на железнодорожном транспорте утверждаются отдельные перечни грузов, перевозка которых допускается в открытом подвижном составе, а также грузов, которые могут перевозиться насыпью или навалом. Указанные перечни подлежат публикации в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Согласно Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте в открытом подвижном составе, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения РФ от 29 марта 1999 г. N 15Ц45, грузы, которые по своим свойствам не могут быть приравнены к указанным в соответствующем Перечне грузов, перевозка которых допускается в открытом подвижном составе46, могут допускаться к перевозке в открытом подвижном составе в установленном порядке только по разрешению Министерства путей сообщения РФ.
На морском транспорте особым образом регулируются отношения, связанные с перевозкой, так называемых палубных грузов. Согласно ст. 138 КТМ перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами либо обычаями делового оборота. Если перевозчик и отправитель достигли соглашения о том, что груз должен или может перевозиться на палубе, перевозчик обязан сделать указание о достижении такого соглашения в коносаменте или в другом документе, подтверждающем договор морской перевозки груза. В случае, если перевозчик не сделает такого указания, он должен доказать, что соответствующее соглашение было им заключено с отправителем. При нарушении указанных правил перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение груза или просрочку его доставки, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе. Перевозка груза на палубе при наличии соглашения о перевозке груза в трюме имеет для перевозчика то последствие, что он утрачивает право на ограничение ответственности в соответствии со ст. 172 КТМ.
Для
обеспечения сохранности
В соответствии с Правилами перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 27 мая 1999 г. N 9ЦЗ47, в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей (проводников) должны перевозиться повагонными отправками, в частности, следующие грузы: животные; птицы; растения и живые цветы; скоропортящиеся и продовольственные грузы, требующие при перевозке специального обслуживания; вино, виноматериалы и коньячный спирт, перевозимые наливом в специализированном передвижном составе; вино, водка, коньяк в открытых ящиках; специальные автомобили; грузы, перевозимые с частичной разгрузкой или догрузкой в пути следования, и т.д. В этих случаях в транспортной железнодорожной накладной грузоотправителем под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников, с указанием количества проводников, их фамилий, имен и отчеств, а также паспортных данных и сведений о командировочных удостоверениях.
Необходимо отметить, что сопровождение перевозимого груза проводниками грузоотправителей или грузополучателей не может служить обстоятельством, автоматически освобождающим железную дорогу от ответственности за не сохранность грузов. Для этого железная дорога должна доказать, что утрата, недостача, повреждение или порча перевозимого груза имели место по причинам, связанным с действиями (бездействием) проводников, сопровождавших указанный груз.
Выдача груза получателю
Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу48.
Необходимо сразу же обратить внимание на то, что выдача доставленного по договору перевозки в пункт назначения груза получателю является обязанностью перевозчика, которую последний несет как перед грузоотправителем, так и перед получателем груза как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор.
Дело в том, что действующие транспортные уставы и кодексы (за исключением КТМ) устанавливают обязанность получателя принять от перевозчика груз, доставленный в его адрес. Так, в соответствии со ст. 36 УЖТ РФ в случае прибытия в адрес грузополучателя груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Грузополучатель может отказаться от принятия груза только в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования такого груза. Аналогичные нормы можно обнаружить и в иных транспортных уставах и кодексах (п. 2 ст. 111 ВК, п. 3 ст. 79 КВВТ).
По этому поводу в современной юридической литературе высказаны различные суждения. Во-первых, некоторые авторы лишь констатируют установленную транспортным законодательством обязанность получателя принять от перевозчика доставленный в его адрес груз, никак не оценивая соответствующие законоположения. Так, О.Н. Садиков отмечает: "В случае прибытия незаказанного груза получатель обязан принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться грузом, согласно полученным указаниям его действительного собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных вследствие принятия незаказанного груза"49. Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов указывают: "Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем"50.
Другие
авторы высказываются в поддержку
соответствующих
И
наконец, отдельные авторы выражают
категорическое несогласие с нормами
транспортного
Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозки грузов