Отдельные вещные права на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Объект - общественные отношения регулирующие право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Предмет - нормы права регулирующие предмет право собственности и другие вещные права на земельные участки.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является комплексное исследование право собственности и другие вещные права на земельные участки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 6
Глава 1. Общая характеристика земельного участка ………………...... 9
Глава 2. Право собственности на земельные участки .….......................... 23
2.1. Основания возникновения и прекращения права собственности
на земельные участки ……………………..…………………………………. 23
2.2. Отдельные виды право собственности на земельные участки.............. 40
2.3. Формы собственности на земельные участки.......................................
Глава 3. Отдельные вещные права на земельные участки …………........ 54
3.1. Сервитут на земельный участок ……………………………………….. 54
3.2. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком …. 60
3.3. Аренда земельных участков …………………………………………....... 63
3.4. Безвозмездное срочное пользование земельными участками ……......... 69
Заключение ………………………………………………………………….. 72
Список использованных источников ……………………………………. 79

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 133.06 Кб (Скачать файл)

Законодательное регулирование муниципальной собственности за последние годы прошло несколько этапов. Впервые право муниципальной собственности на землю было зафиксировано в Законе РФ от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации»50 (ст. 37). Дальнейшее развитие данная сфера отношений получила в Конституции РФ (ч. 2 ст. 9, ст. 132), ГК РФ, ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»51, ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»52.

 От  имени муниципального образования  права собственника осуществляют  органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением  и (или) образуемые представительным  органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения) и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

 Следует отметить, что согласно ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием признается:

- городское  поселение (город или поселок  с прилегающей территорией (в  составе городского поселения  также могут находиться сельские  населенные пункты, не являющиеся  сельскими поселениями в соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления) или:

- сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления),

- муниципальный  район (несколько поселений или  поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное  самоуправление осуществляется  в целях решения вопросов местного  значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации),

- городской  округ (городское поселение, которое  не входит в состав муниципального  района и органы местного самоуправления  которого осуществляют полномочия  по решению установленных ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) либо

- внутригородская  территория города федерального  значения (часть территории города  федерального значения, в границах  которой местное самоуправление  осуществляется населением непосредственно  и (или) через выборные и иные  органы местного самоуправления).

 Примером  отнесения земельных участков  к муниципальной собственности  может служить, в частности, ФЗ  РФ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно п. 6 ст. 2 которого особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

 Разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации (ст. 17 ЗК РФ), собственность субъектов  Российской Федерации (ст. 18 ЗК РФ) и собственность муниципальных  образований производится по правилам ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Причем следует отметить, что муниципальная собственность не является государственной, она представляет собой самостоятельную форму собственности.53

 Муниципальные  образования как субъекты гражданского  права выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими  и физическими лицами. К ним  применяются нормы для юридических  лиц, если иное не вытекает  из закона или особенностей  данных субъектов.

 Об  основаниях приобретения права  собственности на земельные участки, предусмотренных гражданским законодательством, см. комментарий к п. 1 ст. 18 ЗК РФ. Здесь отметим лишь одно из  специфических оснований, установленных ГК РФ, - признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ст. 225).

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, в соответствии со ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», является включение этих земельных участков в состав:

 - земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в ст. 3 и 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в ст. 3 и 4 названного Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

 - земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

 Безвозмездная  передача земель, находящихся в  федеральной собственности и  собственности субъектов Российской  Федерации, в собственность муниципальных  образований позволяет создать  основу для более динамичного  развития муниципальных образований  и успешного решения вопросов  местного значения органами местного  самоуправления.

 Остановимся  подробнее на одном из примеров  законодательного регулирования  безвозмездной передачи в собственность  муниципальных образований предприятий, учреждений и иного имущества.

 Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны были передать, а органы местного самоуправления обязаны принять имущество субъектов Российской Федерации на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2005 г.

 Федеральные  органы исполнительной власти  обязаны были передать, а органы  местного самоуправления обязаны  принять федеральное имущество  на основании решений Правительства  РФ в трехнедельный срок после  принятия решения, но не позднее 30.11.2005 г.

 Указанными  в п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ  решениями утверждались перечни  передаваемого имущества, включавшие  государственные или муниципальные  унитарные предприятия, государственные  или муниципальные учреждения, которые  подлежат передаче, а также иное  имущество.

 Федеральные  органы исполнительной власти, исполнительные  органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке  соответствующими полномочиями  по передаче (принятию) имущества, в  установленный срок после принятия  решения о передаче имущества  передают (принимают) его в государственную  или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт  о принятии имущества в государственную  или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят  изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.54

 Основанием  возникновения права собственности  Российской Федерации на имущество, принимаемое от субъекта Российской  Федерации, а также права собственности  субъекта Российской Федерации  и муниципального образования  на передаваемое Российской Федерацией  имущество, является решение Правительства  РФ.

 Основанием  возникновения права собственности  субъекта Российской Федерации  на имущество, передаваемое ему  муниципальным образованием, а также  права собственности муниципального  образования на имущество, передаваемое  ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации.

 Право  собственности на имущество, передаваемое  в указанном порядке, возникает  с момента, устанавливаемого соответствующим  решением Правительства РФ, исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации  о передаче (приеме) имущества.

 Решения  о передаче имущества из собственности  Российской Федерации, субъекта  Российской Федерации в муниципальную  собственность, а также из муниципальной  собственности в собственность  субъекта Российской Федерации  принимались до 01.11.2005 г.

 Установлено, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной  передаче имущества в связи  с разграничением полномочий  между федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, нормы  ГК РФ и ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.

 Норме  п. 4 ст. 19 ЗК РФ корреспондируют положения п. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О разграничении государственной собственности на землю»: основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

 Определенные  в п. 4 ст. 19 ЗК РФ особенности  формирования муниципальной собственности  в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге объясняются  тем, что в указанных субъектах  Федерации в соответствии с  их уставами местное самоуправление  осуществляется органами местного  самоуправления на внутригородских  территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Вещные права на земельные участки

3.1. Земельный сервитут

 

Кроме права собственности возможны еще вещные права ограниченного содержания или вещные права на чужую вещь – jure in re aliena.  Уже древнейшая эпоха цивильного права в области вещных отношений знает и некоторые jure in re aliena.

Вещь принадлежит на праве собственности одному, но другое лицо имеет на нее такое же непосредственное, следовательно вещное, право, лишь ограниченное по своему содержанию.  Эти jure in re aliena, в свою очередь, распадаются на две группы.  Первую группу составляют вещные права пользования чужой вещью.  Сюда относятся, главным образом, так называемые сервитута. Вторую группу jure in re aliena составляют вещные права на распоряжение чужой вещью. Таково закладное или залоговое право.

Самым ранним из вещных, права на чужие вещи в Риме являются сервитута. Сервитут можно определить как вещное право пользоваться чужой вещью в том или ином отношении. Самые ранние из них - сервитуты предиальные (земельные) или вещные – servitutes praediorum. Сервитуты этого рода предоставляют право пользования не данному (именем) определенному лицу, а всякому, кто окажется в положении собственника какой- либо другой вещи: например, я предоставляю право переезда через мое имение к реке всякому собственнику соседнего имения.  Экономически мое имение служит хозяйственным нуждам другого.55

Начиная с римского частного права, сервитуты завоевали прочные позиции в законодательстве многих стран и народов, порождая все новые и новые свои разновидности.

При этом центральная конструкция, общее абстрактное понятие сервитута развивалось не столь стремительно. Римское право его по существу не знало, признавая и описывая лишь частные случаи сервитута. К сожалению, современное законодательство тоже не создало понятие, которое воплотило бы в себе все своеобразие этого вещного права в абстрактной формулировке. Статья 274 ГК РФ под сервитутом понимает право ограниченного пользования соседним земельным участком или другой (ст. 277) недвижимостью. Из предельно лаконичной легальной формулы ясно, что право это ограниченное, состоит главным образом в правомочии пользования и возникает на недвижимое имущество.

Однако современная судебно-арбитражная практика свидетельствует, что за кажущейся простотой и изученностью древнейшей конструкции сервитутного права скрывается глубина и многочисленные проблемы, связанные с ее применением на практике.

В 2001-2006 гг. количество арбитражных дел, связанных с применением гражданско-правовых норм о сервитутах, имеет ярко выраженную тенденцию к росту - сейчас они исчисляются десятками, тогда как на рубеже веков, до принятия ЗК РФ, дела об установлении сервитутов были единичными56.

Еще одна отчетливая тенденция - крайняя осторожность судов в решении вопросов, требующих применения норм об установлении сервитутов, и, соответственно, низкий процент удовлетворенных исковых притязаний.

Информация о работе Отдельные вещные права на земельные участки