Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
По данным, представленным в
таблице, можно сказать, что объемы финансирования
подпрограммы на протяжении 2007-2010 гг. остаются
практически неизменными. Из федерального
бюджета финансируется примерно 30 %. Из
внебюджетных источников 3%. Наибольшая
доля приходится на бюджеты субъектов
РФ 67%.
Динамика финансирования подпрограммы
"Одаренные дети" федеральной целевой
программы "Дети России" на 2007 - 2010
годы представленна в табл. 11.1.
Таблица 11.1. - Динамика финансирования
подпрограммы «Одаренные дети» федеральной
целевой программы «Дети России» на 2007-2010
гг. по источникам финансирования (млн.
руб.)
Источники
финансирования
Изменение, млн руб.
Темпы
роста, %
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
Федеральный
бюджет
-135,5
-192,3
-516,42
93,2
90,4
74,2
Бюджеты
субъектов РФ
117
-275,3
-336
102,7
93,5
92,1
Внебюджетные
источники
13,4
25,1
36,2
108,4
115,8
122,7
По данным таблицы видно, что
финансирование за счет федерального
бюджета за 2007-2010 гг. сократилось на 25,8%,
за счет бюджетов субъектов РФ сократилось
на 7,9%, за счет внебюджетных источников
увеличилось на 22,7%.
Задачами подпрограммы являются
создание государственной системы выявления
и адресной поддержки одаренных детей,
в том числе на основе инновационных технологий
выявления и поддержки одаренных детей,
проживающих в сельской местности, населенных
пунктах, удаленных от крупных центров
культуры, образования, науки; координация
деятельности базовых центров по работе
с одаренными детьми и их поддержка; оказание
консультационной помощи родителям и
педагогам, работающим с одаренными детьми;
формирование информационной базы данных
о существующих творческих, интеллектуальных
ресурсах будущего российского общества.
В ходе реализации подпрограммы
"Одаренные дети" намечено создать
государственную систему выявления, развития
и адресной поддержки одаренных детей,
охватывающую до 40% детского населения
школьного возраста, направленную на сохранение
национального генофонда страны, формирование
будущей высокопрофессиональной элиты
в различных областях интеллектуальной
и творческой деятельности.
В табл. 12 представлены
объемы финансирования подпрограммы
"Дети и семья" федеральной
целевой программы "Дети России"
на 2007 - 2010 годы.
Таблица 12 - Объемы финансирования
подпрограммы "Дети и семья" федеральной
целевой программы "Дети России"
на 2007 - 2010 гг. по источникам и основным
направлениям (млн. рублей, в ценах соответствующих
лет)
Источники
финансирования
Направление
финансирования
Всего
Капитальные вложения
НИОКР
Прочие нужды
Сумма
Удельный
вес, %
2007 год
Федеральный
бюджет
-
1
22,3
23,3
5,5
Бюджеты
субъектов РФ
205
-
190,2
395,2
93,3
Внебюджетные
источники
-
-
4,9
4,9
1,2
Всего
205
1
217,4
423,4
100
2008 год
Федеральный
бюджет
-
1
24,3
25,3
5,4
Бюджеты
субъектов РФ
244
-
196,8
440,8
93,4
Внебюджетные
источники
-
-
5,7
5,7
1,2
Всего
244
1
226,8
471,8
100
2009 год
Федеральный
бюджет
-
1
26,3
27,3
5,5
Бюджеты
субъектов РФ
269,6
-
198,7
468,3
93,7
Внебюджетные
источники
-
-
4,3
4,3
0,9
Всего
269,6
1
229,3
499,9
100
2010 год
Федеральный
бюджет
-
0,5
28,8
29,3
5,6
Бюджеты
субъектов РФ
282,5
-
206,4
488,9
93,3
Внебюджетные
источники
-
-
6,1
6,1
1,2
Всего
282,5
0,5
241,3
524,3
100
2007
- 2010 годы
Федеральный
бюджет
-
3,5
101,7
105,2
5,5
Бюджеты
субъектов РФ
1001,1
-
792,1
1793,2
93,4
Внебюджетные
источники
-
-
21
21
1,1
Всего
1001,1
3,5
914,8
1919,4
100
В отличие от подпрограмм «Здоровое
поколение», «Одаренные дети» финансирование
подпрограммы «Дети и семья» из средств
бюджетов субъектов РФ увеличено до 94
%, что больше на 10%, чем в подпрограмме
«Здоровое поколение», и на 27%, чем «Одаренные
дети».
Динамика финансирования подпрограммы
"Дети и семья" федеральной целевой
программы "Дети России" на 2007 - 2010
гг. приведена в табл. 12.1.
Таблица 12.1. - Динамика финансирования
подпрограммы "Дети и семья" федеральной
целевой программы "Дети России"
на 2007 - 2010 гг. по источникам финансирования
(млн. руб.)
Источники
финансирования
Изменение, млн руб.
Темпы
роста, %
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
2007 г.
к
2008 г.
2007 г.
к
2009 г.
2007 г.
к
2010 г.
Федеральный
бюджет
2
4
6
108,6
117,2
125,7
Бюджеты
субъектов РФ
45,6
73,1
93,7
111,5
118,5
123,7
Внебюджетные
источники
0,8
-0,6
1,2
116,3
87,7
124,5
Финансирование за счет федерального
бюджета за 2007-2010 гг. в отличие от вышеперечисленных
подпрограмм увеличилось на 25,7%, за счет
бюджетов субъектов РФ увеличилось на
23,7%, за счет внебюджетных источников увеличилось
на 24,5%.
Целями подпрограммы "Дети
и семья" федеральной целевой программы
«Дети России» на 2007-2010 годы являются защита
и улучшение положения детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, профилактика
социального сиротства и семейного неблагополучия,
комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами,
обеспечение их полноценной жизнедеятельности
и интеграции с обществом, развитие семейных
форм устройства детей-сирот.
В связи со спецификой проблем
различных категорий детей в рамках указанной
подпрограммы предусмотрены такие направления,
как "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних",
"Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты".
В рамках направления "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
предусматривается решение задач развития
форм профилактики социального неблагополучия
семей с детьми; защиты прав и интересов
детей; укрепления системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развития инновационных технологий и
форм профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в том числе в условиях
сельской местности; обеспечения доступности
социальной реабилитации и адаптации
детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации; создания условий для творческого
развития, оздоровления и временной занятости
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, а также детей, проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях.
В рамках направления «Семья
с детьми-инвалидами» предусматривается
решение, в частности, такой задачи, как
обеспечение территориальной доступности
комплексной реабилитации детей с ограниченными
возможностями, что имеет важное значение
для северных регионов.
В рамках направления «Дети–сироты»
предусматривается профилактика социального
сиротства, развитие различных форм семейного
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, сокращение детей в детских
интернатных учреждениях.
По данным Генеральной прокуратуры
в России свыше 730 тыс. детей, оставшихся
без попечения родителей, причем только
5% из них – настоящие сироты, остальные
– это дети, ставшие сиротами при живых
родителях. Ежегодно выявляется свыше
130 тыс. детей, оставшихся без попечения
родителей. В интернатных учреждениях
находится более 200 тыс. детей. Это одна
четвертая часть всех зарегистрированных
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. 30% детей рожают женщины, не
состоящие в зарегистрированном браке
(в 2005 году – 437 тыс. детей).
Причинами такого положения
является широкое распространение семейного
неблагополучия, пренебрежение интересами
детей со стороны родителей, распространение
бедности среди семей с детьми, недостаточные
возможности семей для организации содержательного
досуга детей и их развития.
К сожалению, до настоящего
времени организации, занимающиеся северными
проблемами, не услышаны, и сегодня северные
детские проблемы «растворены» в средних
по стране показателях программы «Дети
России», которая не полностью учитывает
специфику работы с детьми в условиях
Севера.
Учитывая важнейшее значение
для настоящего и особенно будущего страны
решения существующих проблем в области
здоровья, воспитания, образования, культуры
детей и подростков, представляется целесообразным
рассмотреть вопрос о создании в РФ единого
федерального органа, ответственного
за определение государственной политики
в сфере защиты детства, семьи и реализации
положений Конвенции о правах ребенка.
3.2 Анализ реализации областной
программы «Дети Новосибирской
области на 2008-2012 года»
Численность детского населения
Новосибирской области (по состоянию на
01.01.2007) составляет около 496042 человек -
19% от общего количества жителей[55].
Из них наиболее уязвимыми категориями
детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей (13 тыс. 545 детей),
дети-инвалиды (8 тыс. 468 детей) и дети, находящиеся
в социально опасном положении, из неблагополучных
семей (14 тысяч 587 детей). Характерной особенностью
возрастного состава в последние годы
стало сокращение численности и доли детей,
демографическое старение населения.
Современные параметры рождаемости в
настоящее время в 1,6 раза меньше, чем требуется
для замещения поколений.
Необходимость проведения в
области мероприятий по ранней профилактике
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних подтверждают следующие
статистические данные. На учете в подразделениях
по делам несовершеннолетних состоит
более 9000 семей, не исполняющих должным
образом обязанностей по воспитанию и
содержанию своих детей. На учете в подразделениях
по делам несовершеннолетних состоит
13836 детей, из них 30% - за совершение общественно
опасных деяний. Увеличивается количество
повторных преступлений, а также преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Остается высоким уровень преступлений,
совершаемых подростками в состоянии
алкогольного опьянения.
В области действует ряд областных
целевых программ, направленных на социальную
поддержку населения, патриотическое
воспитание граждан, развитие культуры,
профилактику правонарушений, противодействие
злоупотреблению наркотиками, привлечение
населения к занятиям физической культурой
и спортом, популяризацию массового спорта,
обеспечение молодых семей жильем.
Областная целевая программа
"Дети Новосибирской области" на
2008 - 2012 годы является логическим продолжением
предыдущих программ, существенным дополнением
к действующим областным целевым программам,
реализация мероприятий которых позволяет
улучшить положение детей и семей с детьми
в той или иной области.
Накопленный опыт использования
программно-целевого метода для осуществления
мер по улучшению положения детей, результаты
анализа реализации мероприятий ранее
действовавших областных целевых программ,
а также социально-экономическая и демографическая
ситуация в Новосибирской области подтверждают
необходимость и целесообразность продолжения
работы по улучшению положения детей в
рамках Программы.
Новизна Программы состоит
в следующем:
- ориентированность как на
поддержку и развитие детей, так и на профилактику
семейного неблагополучия и поддержку
семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
- использование современных
технологий и инноваций при решении проблем
семей с детьми в целом и проблем детей,
в частности;
- направленность мероприятий
Программы на достижение измеряемых результатов,
оцениваемых целевыми индикаторами.
Основной целью Программы является
создание благоприятных условий для комплексного
обеспечения жизнедеятельности детей
Новосибирской области, поддержки и развития
их духовно-нравственного потенциала.
Программа предусматривает
решение следующих задач:
- охрана здоровья детей и подростков,
в том числе репродуктивного здоровья,
обеспечение безопасного материнства;