Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:00, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что в повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей – приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.
Содержание
Актуальность данного исследования заключается в том, что в повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей – приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.
Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно – в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.
7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд.
Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.
Цель данной работы – рассмотреть защиту прав заказчиков.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
– выявить особенности защиты прав заказчиков.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Законодательство о защите прав потребителей – это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей.
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.1
Как известно, объектом гражданского правоотношения является то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность. Каждому объекту соответствует определенный вид гражданских правоотношений, Так, в правоотношениях собственности их объектом являются вещи, в обязательственных правоотношениях – действия и т.д.
Поскольку в отношениях между потребителями и их контрагентами речь идет об обязательственных правоотношениях, то объектами правоотношений с участием потребителей являются действия участников соответствующих договоров (розничной купли-продажи, бытового подряда, возмездного оказания услуг и пр.).
Содержание гражданского правоотношения – это составляющие его субъективные права и обязанности. Название «субъективные» они получили потому, что принадлежат конкретным участникам возникших гражданских правоотношений и, таким образом, отличаются от гражданских прав и обязанностей в объективном смысле. В последнем случае речь идет об абстрактных предписаниях норм права, выраженных в различных нормативных актах государства.
Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Возникают они одновременно, однако в дальнейшем содержание гражданского правоотношения может меняться: у участников гражданского правоотношения могут появиться новые права и обязанности.
Обязательство – гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу и т.п., – либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей (п. 1 ст. 307 ГК РФ).
Как известно, большинство обязательств облекаются в форму договора, который представляет собой сделку, имеющую двусторонний характер.
Договор – это наиболее распространенный вид сделок, является юридическим фактом. Под термином «договор» понимают гражданское правоотношение, возникшее из договора, заключенного в письменной форме, а с точки зрения гражданского законодательства – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ) в области потребительских отношений.
Договор с участием потребителей, или, как традиционно он именуется в экономической и юридической литературе, договор в сфере обслуживания, является основной гражданско-правовой формой удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.
Отметим, что доктрине гражданского права известны так называемые обязательные договоры – договоры, заключение которых является обязательным для одной или обеих сторон.
С позиции доктринальной гражданско-правовой классификации частным случаем такого договора является публичный договор (ст. 426 ГК РФ), имеющий особое значение в гражданском обороте. С точки зрения легального определения публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.
В целях правильного применения норм, регулирующих отношения с участием граждан-потребителей, законодательство о защите прав потребителей содержит ряд ключевых понятий. Следует последовательно раскрыть содержание предложенных законодателем для целей правоприменения категорий.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель является активным участником потребительского рынка. Кроме того, необходимо отметить, что потребитель – это особый правовой статус человека, который участвует в соответствующих отношениях.
Особенность потребительской правоспособности заключается в том, что для ее реализации гражданину приходится вступать в отношения с заранее противопоставленными ему субъектами, многие из которых несут установленные законодательством обязанности в рамках осуществления потребителем его прав, защиты его законных интересов.2
Как следует из вышеприведенных определений, иностранная терминология несколько отлична от российской, и в первую очередь в обозначении природы такого субъекта. Если за рубежом потребитель обозначается как «человек», «физическое лицо», то российский законодатель использует обобщающий термин «гражданин».
Кроме того, российский законодатель не воспользовался при конструировании понятия «потребитель» распространенными также в зарубежных литературе и законодательстве терминами: «конечное лицо», «конечный потребитель», «личный (конечный) потребитель», «пользователь товара».
Такая позиция законодателя представляется вполне разумной, поскольку в реальной действительности не всегда потребитель – приобретатель товара пользуется им или использует, потребляет его непосредственно (лично) – он может использовать его, скажем, для кормления животных (например, Whiskas – кошкам). В одном из переведенных с английского на русский язык словарей справедливо отмечается, что покупатель (под которым понимается consumer – потребитель) не всегда является потребителем товара. Например, корм для домашних животных.
Следует учесть, что законодательство при формулировании понятия «потребитель» использовало ряд существенных признаков, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Потребителем признается гражданин, который:
Первый из означенных признаков (намерение) означает, что некоторые нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» применимы еще на преддоговорной стадии, до возникновения конкретного правоотношения между изготовителем (продавцом, исполнителем) и гражданином-потребителем.
Второй признак (заказывает, приобретает) знаменует собой начало возникновения конкретного потребительского правоотношения, участниками которого являются сам гражданин-потребитель и индивидуализированный продавец (изготовитель) либо исполнитель.
Чрезвычайно важен третий признак, признающий потребителем гражданина, непосредственно использующего товары (работы, услуги). Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Иначе говоря, потребителем является как гражданин, купивший мобильный телефон, так и гражданин, который пользуется этим телефоном (например, член семьи гражданина, купившего телефон; гражданин, которому этот телефон был подарен).
Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Изготовитель должен производить товары для реализации потребителю. Если изготовитель реализует изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, то он не может руководствоваться в этом случае нормами Закона.
Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, что нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели – защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Информация о работе Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей