Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, дипломная работа

Краткое описание

В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством.
На первое место в демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Содержание

Задание
Отзыв руководителя
Рецензия специалиста
Введение ……………………………………………… 5
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды и принципы …………..
9
Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности ……………
23
2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы ………………………………………….
23
2.2. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства ………..
34
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина ……………………………………………
43
3.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии и пределы их осуществления. Ограничение прав и свобод ……………………………………………


43
3.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации …………
63
Заключение …………………………………………… 74
Литература …………………………………………… 76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом, статус.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

       Индивидуальный  статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, и некоторые иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

       Рассмотренные три вида статуса соотносятся  между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

       Разумеется, что специальные, индивидуальные и  все прочие статусы не могут противоречить  общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному. В ныне действующей Конституции РФ получили выражение и закрепление, следующие принципы правового статуса личности19.

       Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод означает, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно, у государства возникают обязанности: признать эти права, то есть закрепить их в национальном законодательстве; соблюдать эти права, то есть не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; защищать права и свободы, в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане Российской Федерации, ни те, кто законно проживает на ее территории) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; российское государство оказывает покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами20.

       Принцип соответствия прав и  свобод личности международно-правовым стандартам предполагает, что эталоном признания и закрепления основных прав и свобод в национальном законодательстве служат международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав и свобод 1948 г., Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), региональная Европейская Конвенция по правам человека 1950 г. и др. Согласно данному принципу общепризнанные нормы и принципы международного права в данной области одновременно должны признаваться составной частью системы основных прав и свобод РФ независимо от того, закреплены они в действующем законодательстве или нет. Этому требованию отвечает положение Конституции РФ, закрепленное в ч. 4 ст. 15.

       Принцип непосредственного действия прав и  свобод указывает на обязанность суда, иных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц признавать, защищать основные права и свободы независимо от того, детализированы ли они в действующем законодательстве или нет. Данный принцип получил закрепление в действующей Конституции РФ. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       Принцип равноправия конституционно закрепляет положение о юридическом равенстве всех граждан перед законом и судом. Соответственно, данный принцип означает, что все люди равны между собой в принадлежащих им правах и свободах, а государство обеспечивает им равные права независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, полай иных обстоятельств. Содержание принципа равноправия включает также равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и обязанности, в том числе и в отношении к суду, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособность, дипломатический иммунитет).

       Принцип гарантированности  прав и свобод человека и гражданина означает реализуемость прав и свобод, возможность пользоваться теми благами, которые предусмотрены правами и свободами.  Без законных оснований человек не может быть ограничен в этих правах и свободах, что предусмотрено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55), согласно которой человек (гражданин) не может быть лишен принадлежащих ему прав и свобод, быть ограниченным в своих правах и свободах не иначе как законом и только в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

       Принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей отражен двумя аспектами: во-первых, предоставляемым гражданам конституционным правам и свободам корреспондируются соответствующие обязательства государства. Так, если Конституция предоставляет право на охрану частной жизни, то государство обязано гарантировать это право, исключить вмешательство в частную жизнь гражданина; Во-вторых, предоставление гражданам конституционных прав одновременно сопровождается возложением на них соответствующих обязанностей. Перечень основных обязанностей исчерпывающе закреплен в главе 2 Конституции РФ (обязанность соблюдать Конституцию, платить законно установленные налоги, сборы и др.). Такой подход вытекает из гуманистического принципа, означающего невозможность жить в обществе и быть свободным от этого общества. Кроме того, указанный принцип означает, как это вытекает из Конституции (ч. 3 ст. 17), что осуществление прав и свобод одним лицом не должно нарушать права и свободы других лиц.

       Есть  еще один частный аспект данного  принципа: если между субъектами конституционного права возникает правовое отношение, то стороны такого отношения связаны взаимными правами и обязанностями, например, праву граждан (избирателей) выдвинуть кандидата на выборную должность, собрав требуемое законом число подписей в его поддержку, корреспондируется обязанность избирательной комиссии зарегистрировать такое лицо в качестве кандидата; праву субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект в Государственную Думу, соответствует обязанность Государственной Думы в установленном порядке принять такой законопроект к официальному обсуждению и т.д.

       Итак, понятие «правовой  статус»:

       1) отражает правовое положение  личности, то есть ее положение  в обществе, государстве, выраженное  в законодательстве (прежде всего  в Конституции (Основном законе) государства);

       2) имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев;

       2) отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных, отношений;

       3) позволяет увидеть права и  обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде;

       4) дает возможность проводить сравнение  статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности 

       2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы

       Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный Конституцией РФ и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства21.

       В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Проживание на территории государства — наиболее типичный вид фактической связи лица с государством. Наличие этой связи закрепляется юридически — институтом гражданства. Социальную основу гражданства, таким образом, составляет принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.

       Трактовка гражданства как членства лица в  государстве логична с позиций  понимания государства в качестве публично-правового союза населения  в рамках определенной территории, политически организованной общности людей. Принадлежность лица к государству определенно следует понимать не буквально, а как членство в государстве, как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности. Таким образом, гражданство, это правовое, а не фактическое состояние человека. Кроме того, с юридической точки зрения гражданство выступает как явление, с одной стороны, «объективного права», а с другой — «субъективного права». В первом случае гражданство представляет собой институт конституционного права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной (закрепленной) законом принадлежности лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства (его приобретения, утраты, восстановления и проч.).

       Довольно  распространенным в юридической  литературе является рассмотрение гражданства  в качестве правоотношения, субъектами которого выступают государство  и гражданин22. Различие во мнениях определяется лишь расхождениями в наборе их взаимных прав и обязанностей. Тем не менее, следует учитывать, что с признанием принадлежности лица к государству последнее берет на себя одновременно обязанность защиты этой правовой связи. Здесь просматривается внутренняя, прямая связь двух сторон в деятельности одного субъекта (государства): признание принадлежности и охрана этого признания, через которую и проявляется в данном случае его социальная сущность и назначение. Следовательно, это отношение не может быть подменено связью разных субъектов, как это делается при рассмотрении гражданства в качестве правоотношения. Признание за лицом гражданства со стороны государства не может быть поставлено в один ряд с установлением юридических прав и обязанностей лица, выступающего гражданином данного государства. Возникающие при этом связи разноплановы и не могут быть отождествлены друг с другом. Таким образом, здесь нужно четко различать связи разных порядков.

       В настоящее время отношения, связанные с гражданством регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ23. Наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ). Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве». Оно определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»24. Немаловажно, в этой связи вспомнить, что  вспомнить, что в Законе РФ 1991 г.25 гражданство определялось как «устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека». Иными словами, по прошествии всего трех лет, закрепляя понятие гражданства, российский законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным, находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами.

       Согласно  п. «а» ст. 89 Конституции, Президент  РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации. Кроме того, на основе вышеназванного Закона «О гражданстве» Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 132526 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Помимо этого, положения о гражданстве в РФ содержатся также в ряде других нормативных актов непосредственно субъектов Федерации, в Семейном кодексе Российской Федерации27, международных договорах России.

       Гражданство каждого человека юридически оформляется  документами, подтверждающими это  гражданство. Ими являются паспорт  гражданина Российской Федерации, свидетельство  о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.28, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.)

Информация о работе Правовой статус личности