Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, дипломная работа
В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством.
На первое место в демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.
Задание
Отзыв руководителя
Рецензия специалиста
Введение ……………………………………………… 5
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды и принципы …………..
9
Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности ……………
23
2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы ………………………………………….
23
2.2. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства ………..
34
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина ……………………………………………
43
3.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии и пределы их осуществления. Ограничение прав и свобод ……………………………………………
43
3.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации …………
63
Заключение …………………………………………… 74
Литература …………………………………………… 76
Приложения
В то же время, по мнению Б.А. Страшуна, гарантируемые частью 2 ст. 61 Конституции защита и покровительство граждан, пребывающих за границей, к сожалению, как свидетельствует пресса, слишком часто остаются мертвой буквой. Дипломатические представительства и консульские учреждения, не говоря уже о Министерстве иностранных дел, полагают, что слишком заняты государственными делами, чтобы еще беспокоиться о попавших в трудное положение соотечественниках34.
9.
Законом о гражданстве
впервые вводится
такой институт, как
почетное гражданство. Почетное гражданство
может быть предоставлено лицу, не являющемуся
гражданином Российской Федерации, имеющему
выдающиеся заслуги перед Российской
Федерацией или мировым сообществом, с
его согласия. Решение о предоставлении
Почетного гражданства принимает Президент
Российской Федерации.
2.2.
Основания и порядок
приобретения гражданства.
Прекращение гражданства.
Закон «О гражданстве» 1991г. закреплял следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:
1)
в результате его признания
(в основном это касалось
по рождению, когда определялось гражданство детей:
а) родители которых являются гражданами Российской Федерации;
б) один из родителей которых является российским гражданином;
в) родители которых неизвестны;
г) родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации;
в порядке его регистрации;
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
в результате приема в гражданство;
достижение им возраста 18 лет;
2)
постоянное проживание на
3)
выбор гражданства при
4) по иным основаниям, предусмотренным законом.
Теперь российское гражданство можно приобрести:
1) по рождению;
2)
в результате приема в
3)
в результате восстановления
в гражданстве Российской
4) по иным основаниям (ст. 11 Закона «О гражданстве»).
Ребенок
приобретает гражданство
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации;
б)
один из его родителей имеет
в)
один из его родителей имеет
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство (ч. 1 ст. 12 Закона «О гражданстве»).
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона «О гражданстве»).
В настоящее время в Российской Федерации установлены два вида приема в гражданство. Это общий порядок приема в гражданство (ст.13 Закона «О гражданстве») и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации (ст. 14 Закона).
Общий порядок приема в гражданство предусматривает предъявление к соискателям российского гражданства более строгих требований, чем это было по Закону 1991 г.
1.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, достигшие
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.
б)
обязуются соблюдать
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
д) владеют русским языком.
Срок проживания на территории Российской Федерации, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем.
2)
Лицо, имеющее особые заслуги
перед Российской Федерацией, может
быть принято в гражданство
Российской Федерации без
3) Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения перечисленных условий, и без представления вида на жительство.
Упрощенный порядок приема в гражданство претерпел серьезные изменения после внесения соответствующих поправок в Закон «О гражданстве» в ноябре 2003 года. Предпосылкой этому явилось выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина, который вынужден, был в своем майском послании Федеральному Собранию 2003 г. заявить: «Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить»35. Соответствующий (№ 151-ФЗ) Закон принят Государственной Думой Российской Федерации в октябре 2003 года.
В соответствии с новыми правилами:
1) Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия (предварительного 5-ти летнего срока проживания в Российской Федерации с момента получения вида на жительство), если эти граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
2)
Иностранные граждане и лица
без гражданства, проживающие
на территории Российской
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
3)
Нетрудоспособные иностранные
4)
Иностранные граждане и лица
без гражданства, имевшие
5.
В гражданство Российской
6.
В гражданство Российской
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
В дополнение к двум основаниям отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, закрепленным еще в предыдущем законе 1991 г. и сохранившимся в действующем (если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности России; если лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)), новый Закон «О гражданстве» указывает еще пять.
Отклонение заявления о приеме или восстановлении в гражданстве возможно по отношению к тем лицам, которые:
1)
в течение пяти лет,
2)
использовали подложные
3)
состоят на военной службе, на
службе в органах безопасности
или в правоохранительных