Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, дипломная работа

Краткое описание

В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством.
На первое место в демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Содержание

Задание
Отзыв руководителя
Рецензия специалиста
Введение ……………………………………………… 5
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды и принципы …………..
9
Глава 2. Гражданство как важнейший элемент правового статуса личности ……………
23
2.1. Гражданство Российской Федерации и его принципы ………………………………………….
23
2.2. Основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства ………..
34
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина ……………………………………………
43
3.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гарантии и пределы их осуществления. Ограничение прав и свобод ……………………………………………


43
3.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации …………
63
Заключение …………………………………………… 74
Литература …………………………………………… 76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом, статус.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

       В то же время, по мнению Б.А. Страшуна, гарантируемые частью 2 ст. 61 Конституции защита и покровительство граждан, пребывающих за границей, к сожалению, как свидетельствует пресса, слишком часто остаются мертвой буквой. Дипломатические представительства и консульские учреждения, не говоря уже о Министерстве иностранных дел, полагают, что слишком заняты государственными делами, чтобы еще беспокоиться о попавших в трудное положение соотечественниках34.

       9. Законом о гражданстве  впервые вводится  такой институт, как  почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом, с его согласия. Решение о предоставлении Почетного гражданства принимает Президент Российской Федерации. 

    2.2. Основания и порядок  приобретения гражданства. Прекращение гражданства. 

       Закон «О гражданстве» 1991г. закреплял следующие  основания приобретения гражданства  Российской Федерации:

       1) в результате его признания  (в основном это касалось бывших  граждан СССР, постоянно проживающих  на территории России на день принятия этого закона, если они в течение года после этого дня не отказываются от российского гражданства);

       по  рождению, когда определялось гражданство  детей:

       а) родители которых являются гражданами Российской Федерации;

       б) один из родителей которых является российским гражданином;

       в) родители которых неизвестны;

       г) родители которых не состоят в  гражданстве Российской Федерации;

       в порядке его регистрации;

       в результате восстановления в гражданстве  Российской Федерации;

       в результате приема в гражданство;

       достижение  им возраста 18 лет;

       2) постоянное проживание на территории  Российской Федерации (для иностранцев  и лиц без гражданства - всего  пять лет или три года непрерывно  непосредственно перед обращением  с ходатайством, для беженцев - указанные сроки сокращались вдвое, а также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, и обстоятельства, при которых ходатайство о приеме в гражданство отклонялось);

       3) выбор гражданства при изменении  территории Российской Федерации  (оптация);

       4) по иным основаниям, предусмотренным законом.

       Теперь  российское гражданство можно приобрести:

       1) по рождению;

       2) в результате приема в гражданство; 

       3) в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации; 

       4) по иным основаниям (ст. 11 Закона «О гражданстве»).

       Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

       а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство  Российской Федерации;

       б) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно;

       в) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

       г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство (ч. 1 ст. 12 Закона «О гражданстве»).

       Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином  Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона «О гражданстве»).

       В настоящее время в Российской Федерации установлены два вида приема в гражданство. Это общий  порядок приема в гражданство (ст.13 Закона «О гражданстве») и упрощенный порядок приема в гражданство  Российской Федерации (ст. 14 Закона).

       Общий порядок приема в гражданство предусматривает предъявление к соискателям российского гражданства более строгих требований, чем это было по Закону 1991 г.

       1. Иностранные граждане и лица  без гражданства, достигшие возраста  восемнадцати лет и обладающие  дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

       а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения  с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

       б) обязуются соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

       в) имеют законный источник средств  к существованию;

       г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

       д) владеют русским языком.

       Срок  проживания на территории Российской Федерации, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из оснований:

       а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

       б) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

       в) признание лица беженцем.

       2) Лицо, имеющее особые заслуги  перед Российской Федерацией, может  быть принято в гражданство  Российской Федерации без соблюдения  всех перечисленных условий.

       3) Граждане государств, входивших  в состав СССР, проходящие не  менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения перечисленных условий, и без представления вида на жительство.

       Упрощенный  порядок приема в  гражданство претерпел серьезные изменения после внесения соответствующих поправок в Закон «О гражданстве» в ноябре 2003 года. Предпосылкой этому явилось выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина, который вынужден, был в своем майском послании Федеральному Собранию 2003 г. заявить: «Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить»35. Соответствующий (№ 151-ФЗ) Закон принят Государственной Думой Российской Федерации в октябре 2003 года.

       В соответствии с новыми правилами:

       1) Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия (предварительного 5-ти летнего срока проживания в Российской Федерации с момента получения вида на жительство), если эти граждане и лица:

       а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации  и проживающего на территории Российской Федерации;

       б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

       в) являются гражданами государств, входивших  в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

       2) Иностранные граждане и лица  без гражданства, проживающие  на территории Российской Федерации,  вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если они:

       а) родились на территории РСФСР и имели  гражданство бывшего СССР;

       б) состоят в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;

       в) являются нетрудоспособными и имеют  дееспособных сына или дочь, достигших  возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

       3) Нетрудоспособные иностранные граждане  и лица без гражданства, прибывшие  в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, и без представления вида на жительство;

       4) Иностранные граждане и лица  без гражданства, имевшие гражданство  СССР, прибывшие в Российскую  Федерацию из государств, входивших  в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

       5. В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Закона «О гражданстве», и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

       6. В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Закона «О гражданстве», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

       а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

       б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

       В дополнение к двум основаниям отклонения заявлений о приеме в гражданство  Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, закрепленным еще в предыдущем законе 1991 г. и сохранившимся в действующем (если лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности России; если лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)), новый Закон «О гражданстве» указывает еще пять.

       Отклонение  заявления о приеме или восстановлении в гражданстве возможно по отношению  к тем лицам, которые:

       1) в течение пяти лет, предшествовавших  дню обращения с заявлениями  о приеме в гражданство Российской  Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

       2) использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные  сведения;

       3) состоят на военной службе, на  службе в органах безопасности  или в правоохранительных органах  иностранного государства, если  иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Информация о работе Правовой статус личности