Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат
ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".
Как видим, информационный подход к профилактике безнадзорности предполагает серьезное переосмысление. Отсутствие целевой информации о последствиях, которые наступают, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с распространением у нас наркомании. Следовательно, нужно обратиться к опыту других стран. Так, в США антинаркотическая пропаганда, наряду с другими мерами оказала существенное влияние на снижение наркомании среди населения, хотя она и остается все еще высокой. Если в середине семидесятых годов уровень наркотизации там был 40 млн. человек, то в 1995 году он снизился до 13 миллионов Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект, 1995. С. 89.. Не менее, важное значение приобретает в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, чьи родители из-за алкоголизма лишены родительских прав или просто не выполняют своих родительских обязанностей, а зачастую, и привлекают к употреблению алкоголя своих детей. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с детьми алкоголиков и их родителями.
В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий.
Однако вряд ли можно
абсолютизировать значение информированности
на образ действий человека и его
поведение в той или иной реальной
жизненной ситуации, потому что знание
или незнание социальных норм конкретной
личностью не является единственным
условием обязательного следования
требуемым правилам или уклонения
от них. Социальные нормы всего лишь
один из множества фактов, определяющих
поведение человека. Поэтому не всегда
степень информированности о
социальных нормах адекватно преломляется
в его поведении, что обусловливается
как видом самих норм, так и
конкретными обстоятельствами. Например,
большинство людей, не будучи знакомы
с нормами уголовного права, не допускают
уголовно наказуемых правонарушений,
ведут достойный образ жизни.
И в то же время криминальная практика
показывает, что многие осужденные,
совершившие преднамеренное преступление,
не только хорошо ознакомлены с соответствующими
статьями уголовного кодекса, но и в
совершенстве владеют тонкостями уголовного
и уголовно-процессуального
Этот кажущийся
парадокс обусловливается тем, что
между социальными нормами
В целом, в рамках данного подхода, профилактические мероприятия сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а следовательно, и поведение человека.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебной деятельности (учения);
эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
психологической защищенности.
Последнее обстоятельство
самым непосредственным образом
связано с гарантированной
знание учащимися своих прав и обязанностей;
их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих
требований позволяет вести учебно-
В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Наиболее успешное
и полноценное проведение той
работы предполагает разработку методов
выявления подростков, нуждающихся
в тех или иных видах общей
и специализированной помощи, разработку
методов и приемов оказания этой
помощи, исправления (коррекции) имеющихся
в развитии личности, поведении, деятельности
школьников различных возрастов, создание
для них функционально
Социально-профилактический
подход может быть в целом эффективным
только тогда, когда профилактические
меры будут носить общегосударственный
характер. Возьмем к примеру такие
социальные проблемы, как трудовая
занятость населения, вынужденная
миграция и беженство, обнищание
значительной части населения страны,
специфические вопросы
Одним словом, профилактическая
деятельность учреждений социального
обслуживания населения, других служб
и общественных объединений должна
стать всеохватывающей и носить
комплексный характер, отвечать современному
уровню предъявляемых к ней
Профилактика безнадзорности является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
Вывод:
Ст.1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы
оказывать социально-
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Но, какими бы причинами
ни было обусловлено попадание ребенка
в категорию безнадзорных, суть заключается
в том, что он попадает в трудную
жизненную ситуацию, объективно нарушающую
его жизнедеятельность (сиротство;
болезнь; малообеспеченность; отсутствие
определенного места
Эффективное решение данной проблемы возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.
В настоящее время
в этой проблеме ведущую роль играет
Федеральный закон "Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних",
принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный
закон определил основные направления
деятельности, установил ответственность
федеральных министерств и
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности.
Актуальность проблемы
безнадзорности несовершеннолетних ставит
перед обществом в качестве одной
из основных задач необходимость
концентрации усилий, направленных не
только на борьбу с данным явлением,
но и, главным образом, на его предупреждение,
т.е. устранение коренных причин и условий,
прямо или опосредованно
Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
Глава II. Исследование профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних в Новосибирской области
2.1 Современное состояние
Итак, процесс превращения
подростка в правонарушителя
или преступника занимает длительное
время. По мере нарастания выраженности
социальной дезадаптации, девиантный
подросток становится объектом воздействия
разных институтов, занимающихся профилактикой
детской безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Они, в зависимости
от выполняемых ими функций, могут
быть разделены на четыре категории
Рябухин С.Н. Детская безнадзорность
и преступность несовершеннолетних
как следствие социально-
Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов
Учреждения первичной
специальной профилактики (социальные
приюты, реабилитационные центры для
детей с ограниченными
Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних