История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Следует также отметить, что некоторые  законы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ содержат в себе иные полномочия, которые могут применяться конституционными (уставными) судами в практической деятельности в связи с обеспечением правового статуса личности. Принимая во внимание, что законы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ имеют свойство повторять друг друга, иные полномочия конституционных (уставных) судах субъектов РФ, содержащиеся в этих законах, в некоторой степени выходят за рамки ранее предложенных правозащитных полномочий. К их числу следует отнести: 

1) рассмотрение запросов о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта РФ решения о назначении и проведении республиканского, областного или местного референдума (Кабардино-Балкарская республика, Республика Марий Эл); 

2) дача заключений о соответствии внутрифедеральных, международных договоров республики конституции (уставу) субъекта РФ и Конституции РФ;

3) разрешение споров  о компетенции между органами  государственной власти и органами  местного самоуправления (за исключением Ингушской Республики, республик Саха (Якутия) и Тыва);

4) рассмотрение дел о конституционности не вступивших в силу международных, межрегиональных договоров (соглашений) субъекта РФ;

5)вынесение предложения  о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела конституционным (уставным) судом субъекта РФ;

6) вынесение представления  об обращении внимания компетентных  органов и должностных лиц  на выявленные конкретные нарушения  конституции (устава) субъекта РФ  и законодательства, действующего на территории этого субъекта РФ (республики Башкортостан, Саха (Якутия), Ингушетия, Тыва);

7) реализация конституционными (уставными) судами субъектов  РФ права законодательной инициативы  по вопросам своего ведения;

 8) осуществление проверки конституционности актов правоприменительной практики органов исполнительной власти субъекта РФ (республики Ингушетия, Саха (Якутия));

9) представление председателем конституционного (уставного) суда субъекта РФ интересов суда в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, а также выступление с заявлениями по уполномочию конституционного (уставного) суда;

10) ежегодное направление в органы государственной власти субъекта РФ послания о состоянии конституционной законности в субъекте РФ.38

 

 

Глава 3. Общий порядок рассмотрения дел конституционными (уставными) судами субъектов РФ

§1. Обращение в конституционные (уставные) суды субъектов РФ

 

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь частью судебной системы Российской Федерации, осуществляют свою деятельность на основе общих для данной системы демократических принципов и правил судопроизводства.

Для рассмотрения любого дела судами конституционного контроля как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо прежде всего повод. Поводами к рассмотрению конституционным судом вопроса, входящего в его компетенцию, являются обращения в форме запроса, ходатайства и жалобы. В большинстве случаев право обращения в конституционный (уставный) суд имеют высшее должностное лицо и правительство субъекта РФ, законодательный орган и группа депутатов (отдельные депутаты) субъекта РФ, верховный (областной, краевой) и арбитражный суд субъекта РФ, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Специальный закон субъекта РФ может в общей форме определять круг субъектов, которые могут обратиться в конституционный (уставный) суд, например, «правомочные на то органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица и граждане»39. Однако региональный законодатель может указать конкретный перечень субъектов, имеющих право инициировать процедуру рассмотрения дела, в том числе, расширив круг субъектов, имеющих право на обращения. В частности,  в г. Москвы таким правом будут наделены мэр и Правительство г. Москвы, Московская городская дума, Московский городской суд, Уполномоченный по правам человека в г. Москве, Арбитражный суд г. Москвы, мировые судьи и прокурор города, главы муниципальных образований и представительные органы местного самоуправления муниципальных образований.

Уполномоченный по правам человека наделен правом обращения в конституционные суды в республиках Башкорстан, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, в уставные суды Красноярском крае, Калининградской, Курганской, Свердловской областях и г. Москве. В Республике Саха (Якутия) таким правом наделены Главный федеральный инспектор по Республике и Нотариальная палата Республики. В республиках Бурятия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания право обращения в конституционный суд предоставлено общественным объединениям. Законы республик Кабардино-Балкарская и Северная Осетия – Алания предоставляют право обращения в конституционный суд в порядке абстрактного нормоконтроля и гражданам. И все же самый широкий круг субъектов определен в законе Республики Карелия, где это может сделать любое физическое или юридическое лицо. Самый малочисленный состав субъектов установлен законодателем Санкт-Петербурга. Здесь с запросом могут обратиться только губернатор, Законодательное собрание, группа депутатов из пяти человек и органы местного самоуправления.40

Жалоба представляет собой специфическую форму обращения, характерную только для одной  из всех процедур в конституционном  судопроизводстве, когда оно возбуждается гражданином в интересах защиты его прав, нарушаемых законом в конкретном случае правоприменения. Поэтому конституционную жалобу справедливо относят к институту конкретного нормоконтроля в отличие от абстрактного41.

В Федеральном конституционном  законе «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. сформулированы следующие требования, которым должна удовлетворять жалоба, чтобы быть принятой Конституционным Судом РФ к рассмотрению:

- материально-правовое: жалоба допустима, когда речь  идет о законе, затрагивающем  конституционные права и свободы граждан;

- процессуально-правовое: жалоба на  нарушение законом конституционных  прав и свобод допустима, если  закон применен или подлежит  применению в конкретном деле, в котором в результате применения  данного неконституционного, по мнению гражданина, закона будут или уже нарушены его права. В качестве подтверждения исполнения данного требования к жалобе необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Таким образом, нельзя абстрактно, вне связи с конкретной угрозой для своих прав, обжаловать закон.

При этом, исходя из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и практики Конституционного Суда РФ, обжалуемый закон или иной нормативный правовой акт может быть помимо суда применен и иным правоприменительным органом.42

При переносе указанных положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» на региональный уровень общий подход законодателей субъектов РФ в отношении обращений граждан в конституционные (уставные) суды субъектов РФ можно сформулировать следующим образом: правом на обращение в органы конституционного правосудия субъектов РФ с жалобой на нарушение их прав и свобод обладают граждане, объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законами и иными нормативными правовыми актами, примененными или подлежащими применению в конкретном деле.

К настоящему времени право обращения  граждан и их объединений в  конституционные (уставные) суды субъектов  РФ с жалобами на нарушение их конституционных  прав и свобод закреплено в конституциях республик Адыгея, Бурятия, Дагестан, Коми, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Татарстан. В этих республиках как показывает практика, интенсивность работы достаточно высока. Например, в 1994 - 1998 гг. конституционными судами Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Уставным судом Свердловской области рассмотрено более трех десятков дел по жалобам граждан и их объединений.

Например, в Конституционный суд  Республики Татарстан за пять лет, прошедших  с момента образования, поступило свыше 300 заявлений от граждан и их объединений43. Все это яркое подтверждение востребованности органа конституционного правосудия со стороны общества.

Однако законодатели ряд субъектов  РФ не предоставляют правом обращения  в конституционные (уставные) суды граждан и их объединений. В частности, Конституция Республики Тыва не предусматривает права граждан непосредственного обращения в Конституционный суд Республики Тыва с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод.

В Конституционный суд Республики Тыва с 2003 по 2005 г. поступило 20 письменных обращений, а более половины из поступивших обращений остались нерассмотренными по формальным признакам, а именно, в силу того, что в Конституции республики не предусмотрено право непосредственного обращения граждан в Конституционный суд Республики Тыва в случае нарушения их основных (конституционных) прав и свобод. По мнению заместителя председателя Конституционного суда Республики Тыва А.П. Саая44, причиной стало то, что новая Конституция Республики Тыва, в соответствии, с которой сформирован Конституционный суд, была принята в республиканском референдуме в 2001 году. Полномочия Конституционного суда республики были установлены в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года. На тот период данная федеральная норма в республике воспринималась как носящая исчерпывающий характер.

Вместе с тем, концепция и  содержание конституционной поправки находит понимание как со стороны  Председателя Правительства Республики Тыва, так и со стороны части депутатов парламента. Положительную роль в таком понимании сыграла правовая позиция Конституционного Суда РФ выраженная в Определении от 6 марта 2003 г. № 103-О, согласно которой установленный в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. перечень вопросов, предусмотренный для рассмотрения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, нельзя считать исчерпывающим45.

В настоящее время Конституционным судом готовятся дополнения в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва», согласно которым правом на обращение с конституционной жалобой будет наделяться любой гражданин либо объединения граждан, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Разрешая вопрос о самой возможности  обращения граждан с индивидуальной и коллективной жалобами в конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также об установлении критериев допустимости данных обращений, содержании критериев допустимости, региональному законодателю, как представляется, необходимо исходить из следующего:

1. Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены в качестве высшей ценности, а следовательно, вопрос об эффективном обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина приобретает исключительное, приоритетное значение.

Права и свободы личности, являясь  непосредственно действующими, должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и надлежащим образом обеспечиваться правосудием. Основная конституционная цель правосудия, вне зависимости от процессуальных форм его осуществления состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина.

Соответственно признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства, всех его  органов и должностных лиц (в  том числе и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, являющихся органами государственной власти).

Нормы статьи 45 Конституции РФ провозглашают  гарантированность государственной  защиты прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  в целом, следовательно, и в ее субъектах46.

2. Конституция РФ устанавливает, что любой нормативный акт органа государственной власти может быть обжалован в суд без каких-либо ограничений.

Именно конституционная юрисдикция является одним из наиболее эффективных средств защиты прав человека и гражданина. В результате конституционного (уставного) судопроизводства судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли бы быть нарушены. Акты конституционных (уставных) судов имеют такое нормативное содержание, которое по своему характеру и значению сопоставимо с законодательными актами высшей юридической силы. Значение правовых позиций конституционных (уставных) судов состоит также и в том, что в них нередко содержатся ориентиры для дальнейшей деятельности законодательных или нормотворческих органов, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Если граждане видят в суде эффективный  инструмент восстановления нарушенных прав, их обращения в соответствующий  институт судебной власти становятся все более и более многочисленными. Об этом свидетельствует статистика Конституционного Суда РФ. Как отмечает его судья Б.С. Эбзеев47, ежегодно в Конституционный Суд РФ обращаются не менее 10 - 13 тысяч человек и ежегодно число обращений в Конституционный Суд РФ становится на 1000 больше. Если на первом этапе деятельности Конституционного Суда РФ половину обращений составляли запросы органов государственной власти, а другую половину - конституционные жалобы граждан, то, по мере того как политические и правовые институты России приобретали необходимую устойчивость, обращений граждан становилось все больше, и сегодня 98% поступающих в Суд обращений составляют жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ