Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.
Действующие конституционные (уставные) суды субъектов РФ, рассматривая обращения граждан, становятся дополнительным инструментом по защите прав и свобод граждан.
Примером активной работы с обращениями
граждан может служить
Таким образом, в Свердловской области
гражданам дополнительно
Вместе с тем некоторые субъекты РФ переняли зарубежный опыт защиты конституционных прав граждан по индивидуальной публичной жалобе гражданина в процедуре абстрактного нормоконтроля49. Это республики Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия).
Можно выявить следующие преимущества такого абстрактного конституционного судебного контроля по сравнению с конкретным:
1) простота в обосновании обращения гражданина в конституционный (уставный) суд. Для заявителя отсутствует обязанность доказывания непосредственной связи оспариваемой правовой нормы с нарушением ею конституционного права этого гражданина. Акт подвергается судом проверке на конституционность с позиций потенциальной возможности нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) возможность защиты конституционного права индивида еще до его нарушения неконституционной нормой права (превентивная защита);
3) доступность конституционного правосудия для гражданина. Заявителю нет необходимости обращаться в промежуточные инстанции для получения подтверждения факта, что оспариваемая им норма подлежит применению в его конкретном деле. Следует понимать, что для большей части граждан защита в суде их нарушенных прав является психологически сложным испытанием. И необходимость обращения в суд общей юрисдикции в качестве первой обязательной ступени, предшествующей обращению в конституционный (уставный) суд, может послужить для гражданина причиной его отказа от борьбы за защиту и реализацию своих конституционных прав;
4) восстановление судом нарушенного конституционного права гражданина путем признания недействительным неконституционного нормативного правового акта происходит в значительно более короткий срок, чем в случае необходимости предварительного обращения гражданина в иные правозащитные органы;
5) конституционный (уставный) суд при рассмотрении индивидуальной жалобы в процессе абстрактного нормоконтроля ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов и не связан необходимостью решать конкретные споры гражданина в других отраслях права, что делает процедуру рассмотрения дела более рациональной, позволяя суду абстрагироваться от конкретного спора;
6) сравнительно легкий способ реализации права на судебную защиту конституционных прав в специализированном суде субъекта Федерации снизит поток жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации.
По мнению В.А. Кряжкова50, упрощение процедуры подачи жалобы, допуская возможность ее рассмотрения не только в порядке конкретного, но и абстрактного нормоконтроля, могло бы способствовать развитию региональной конституционной юстиции.
С учетом изложенного законодателям субъектов РФ необходимо снять излишние и не обоснованные для регионального уровня ограничения возможности обращения граждан в конституционные (уставные) суды. Это позволит расширить средства защиты прав и свобод человека и гражданина, увеличит их альтернативность в механизме юридических гарантий.
Также специальными законами
субъектов устанавливается
1) суд, в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя
(в жалобе гражданина –
3) необходимые данные
о представительстве заявителя,
4) точные данные об объекте судебного конституционного контроля (например, название, номер, дата принятия, источник опубликования и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке);
5) правовые основания, дающие право на обращение в суд и на рассмотрение обращения в суде;
6) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы конституции (устава) субъекта РФ;
7) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к суду;
8) перечень прилагаемых к обращению документов.51
Типичным способом принятия обращения к рассмотрению является следующий: обращение регистрируется аппаратом суда, затем председатель суда поручает предварительное рассмотрение кому либо из судей или нескольким судьям либо отказывает в принятии обращения к рассмотрению. Как правило, законодатель субъекта РФ определяет сроки принятия обращения к рассмотрению, устанавливает перечень обстоятельств, влекущих отказ в принятии обращения к рассмотрению (например, если заявление не подведомственно конституционному (уставному) суду, по форме и содержанию не соответствует требованиям закона субъекта РФ, по предмету обращения конституционным (уставным) судом ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу и т.д.).
В частности, Закон г. Москвы «Об Уставном суде г. Москвы» устанавливает, что поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд. Обращение регистрируется Канцелярией Уставного Суда, затем Председатель Уставного суда поручает одному из судей Уставного суда предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее пятнадцатидневного срока с момента регистрации обращения. Если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду и по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу, Уставной суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
В Конституционном суде Республики Тыва регистрация и рассмотрение обращений осуществляется Секретариатом Конституционного суда, который вправе вынести заключение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. За 2009 год Секретариатом Конституционного суда Республики Тыва вынесено более 30 заключений об отказе в принятии обращения на основании явного не подведомственности52. Законодатель предоставил заявителю право об оспаривании решении Конституционного суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению. В данном случае, Председатель Конституционного суда Республики Тыва поручает одному из судей провести проверку обоснованности принятого решения, результаты проверки не позднее месяца докладывается судьей в заседании.
§ 2. Подготовка к судебному разбирательству и рассмотрение дел в конституционном (уставном) суде субъектов РФ
Подготовка к судебному разбирательству – самостоятельное и обязательное стадия конституционного (уставного) судопроизводства. Главная цель его – это подготовка дела к слушанию, составления проекта решения. Для изложения материалов в заседании конституционных (уставных) судов назначается один или несколько судьи-докладчики. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями конкретных органов конституционного правосудия субъектов РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
В настоящее время, как
отмечают специалисты, рассмотрение дел
в органах конституционной
Типичной является процедура рассмотрения дел Конституционным судом Республики Марий Эл53. Так, решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного суда Республики Марий Эл принимается Конституционным судом в заседании не позднее чем через 10 дней после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел, при этом рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания.
Участниками процесса в
Конституционном суде Республики Марий
Эл считаются стороны, их представители,
свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами
в конституционном
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи54. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами с другой стороны.
Заседание Конституционного суда Республики Марий Эл проходят открыто. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного суда. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
Руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума, открывает заседание Конституционного суда Марий Эл и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.55
В заседании Конституционного суда ведется протокол, требования которому устанавливаются регламентом суда. В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений.
Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного суда. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный суд Республики Марий Эл заслушивает предложение сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного суда Марий Эл по порядку исследования вопросов рассматриваются судом безотлагательно.
Затем председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного суда и другой стороной, а с разрешения суда также экспертами.
В заседание Конституционного суда Марий Эл может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным судом Республики. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. В заседании Конституционного суда Республики по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы, имеющие отношение к делу, не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ