Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты, а также провести анализ современного государственного кредитования РБ. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены постановления Совета Министров и законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских и российских авторов в области кредитных ресурсов и займов, роль государственного долга в экономике Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………...................
1. Государственный кредит в системе национальных займов…………….
1.1 Понятие государственного кредита и история его
возникновения …………………………………………………………..
1.2 Функции и особенности государственного кредита …………….
1.3 Основные формы государственного кредита..................................
2. Внутренние государственные займы и их анализ……………………….
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики
Беларусь……………………………………………………………………….
4. Способы и методы управления государственным кредитом на современном этапе……………………………………………………………
5. Проблемы государственного кредита и пути их решения………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А………………………………………………………………...
По мнению А. В. Антонова, государственные займы характеризуются тем, «…что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг» [1, c.16].
По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление
государственных займов может осуществляться
двумя видами ценных бумаг - облигациями
и казначейскими
По мнению А. А. Килячкова, «… облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша» [14, с.78].
Могут быть:
- обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита);
- целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость (обозначенную сумму долга) и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Т. Б. Бердникова считает, что «…казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов» [3, c.120].
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют на:
- государственные;
- местные займы.
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
По характеру использования ценных бумаг бывают:
- рыночные;
- нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности Т. Б. Бердникова делит государственные займы на:
- залоговые;
- беззалоговые.
Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности - государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства [3, с.115].
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют на :
- краткосрочные (срок погашения до одного года);
- среднесрочные (от 1 до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода бывают:
- процентные;
- выигрышные;
- дисконтные (с нулевым купоном).
С. В. Новик считает, что государственный кредит «…делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика» [20, с.112]
Государственный
кредит формирует часть
В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита (рисунок 1.2)
Рисунок 1.2 – Формы государственного кредита
Примечание. Источник: [12]
Государственное заимствование осуществляется в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ - это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты - это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита.
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям.
В зависимости от категории заемщика различают:
- бюджетные;
- государственные кредиты.
Бюджетные кредиты - это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственные кредиты - это средства, предоставляемые на возвратной основе другими государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
По мнению О. Тимошенко, государственное
заимствование может
Международный государственный
кредит представляет собой отношения,
при которых государство
По мнению О. В. Бородко, международный
кредит - «…это движение ссудного капитала
в сфере международных
Объективной основой развития
международных отношений
Субъектами кредитных
отношений выступают
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный доход» [1, с. 44].
Международный государственный кредит может предоставляться в форме прямых кредитов правительства одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование сальдо платежного баланса.
В качестве кредиторов выступают главным образом развитые страны, которые при выдаче государственных кредитов чаще всего исходят из своих политических и экономических интересов, желания расширить сферу геополитического влияния (например, получить доступ к источникам сырья, обеспечить проникновение в кредитуемую страну частного национального капитала и т.д.). В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Решения о привлечении
и последующем использовании
иностранных кредитов, формирующих
внешнюю задолженность
Международный государственный кредит предоставляется также путем покупки правительством государственных ценных бумаг, выпущенных в другой стране. Например, государство может часть доходов от внешнеэкономической или другой деятельности разместить с целью обеспечения их сохранности в государственные ценные бумаги высокоразвитой страны с устойчивой свободно конвертируемой валютой, выполняющей функции резервной.
В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
В настоящее время масштабы прямого государственного кредитования стали незначительными в связи с развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования.
Подводя итог можно сделать вывод, что:
1. Государственный кредит - важная составная часть государственных финансов, особенностью которой является возвратность, срочность и платность предоставляемых взаймы средств
2. Государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.
ГЛАВА 2
ВНУТРЕННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ И ИХ АНАЛИЗ
Займы в настоящее время остаются одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны. Государственный заем, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, заем играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг.
В современный период, когда у Республики Беларусь сохраняется значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление. Однако названная система не лишена недостатков в финансово-правовом аспекте. Все это придает особую значимость правовой оценке названной проблемы [28, с. 45-49].
Информация о работе Государственный кредит Республики Беларусь