Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:37, дипломная работа
Цель работы: проанализировать кредитование предприятий корпоративного бизнеса.
В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты темы;
проанализировать динамику развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
проанализировать особенности и проблемы развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
проанализировать возможности развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса.
Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитования корпоративного бизнеса 7
1.1. Сущность, особенности и значение кредитования для развития корпоративного бизнеса 7
1.2. Методы оценки эффективности кредитования предприятий корпоративного бизнеса 13
1.3. Зарубежный опыт кредитования предприятий корпоративного бизнеса и возможности его использования в РФ 19
2. Анализ современной практики кредитования корпоративного бизнеса 29
2.1. Анализ основных показателей кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье 29
2.2. Оценка эффективности кредитования корпоративного бизнеса в РФ 35
2.3. Проблемы и перспективы кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье в условиях вступления в ВТО 44
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение 76
Таблица 2.3.3
Параметры групп кредитоспособности
Группа кредитоспособности |
Максимальное отклонение, % |
Параметры группы, % |
Высокая |
25 |
100 - 75 |
Средняя |
50 |
74 - 50 |
Низкая |
100 |
49 и меньше |
В зависимости от присвоенной группы определяется максимальная сумма кредита, которую банк может предоставить клиенту. Для того чтобы уменьшить риск невозврата кредита, клиентам с низкой группой кредитоспособности будет отказано в предоставлении кредита. В основе разработки этого подхода, как и к определению значимости, лежит переход к более консервативной оценке кредитного риска.
На этапе мониторинга предполагается проведение:
На основании предложенных мероприятий усовершенствованная система выбора заёмщика может быть представлена в виде схемы (приложение).
Таким образом:
наряду с изучением финансовых показателей деятельности предприятия должное внимание необходимо уделять морально-этическим показателям его руководителей, которые являются основой управления;
важным элементом эффективной работы является автоматизация производственного процесса, основанная на разработке упрощённых, но не менее эффективных балльных, рейтинговых систем, которые могут быть реализованы в элементарных компьютерных программах. В данном случае, чем проще - тем лучше и эффективнее;
повышение финансовых результатов за счёт уменьшения рисков банка может быть достигнуто путём расширения кругозора оценки потенциального заёмщика и совершенствования системы автоматизации процесса кредитования.
Заключение
Корпоративный бизнес является достаточно молодым направлением в странах пост советского пространства, хотя сам используется несколько десятков лет во многих европейских странах, а зародился конечно же в Соединенных Штатах Америки. Корпоративный бизнес является некой экономической системой взаимодействия корпораций между собой или корпораций и государства.
Ярким примером такого сотрудничества являются государственные банки. Можно сказать, что корпоративный бизнес также очень похож на механизм оптовых продаж. Здесь большинство сделок осуществляются по договорам и чаще всего безналом. Одним из важных условий построения корпоративного бизнеса являются информация и информационные технологии. Для того чтобы система работала, необходимо своевременное поступление достоверной и релевантной информации всем участникам корпоративного бизнеса. Это самое главное условие построения корпоративной бизнес системы.
Кредитование корпоративного бизнеса чаще всего осуществляется региональными банками, в своём большинстве не большими, существующими за счет клиентских краткосрочных вкладов.
Корпоративному кредитованию присущи две группы рисков — кредитные и операционные.
Зарубежный опыт кредитования юридических лиц, безусловно, имеет на отечественный банковский рынок существенное влияние. Именно он позволяет осознавать перспективность активной помощи и поддержки юридических лиц в России. Показательным является тот факт, что для западной экономики предприятия малого и среднего бизнеса играют ключевую роль, в отличие от ситуации в России. В результате, очевидно, что зарубежный опыт кредитования юридических лиц и привлечение зарубежных инвестиций в данный рыночный сегмент, может рассматриваться как необходимое и полезное вмешательство.
Рынок кредитования или кредитный рынок — это сегмент финансового рынка, являющийся наиболее крупным в современных рыночных экономиках, так как именно кредитные отношения являются основным механизмом, который обеспечивает движение и развитие рыночной экономики в целом.
По итогам 9 месяцев 2013 года темпы роста корпоративного кредитования значительно замедлились. Всего 13% составил прирост кредитов компаниям по сравнению с 17% за тот же период в 2012 году (здесь и далее приведены данные отчетности Центрального банка России).
При этом прогнозный прирост выдачи кредитов компаниям по оценкам экспертов на конец 2013 года составлял 15%. Причем доля просроченной задолженности в банковских портфелях корпоративных кредитов на 1 октября 2013 года составила 4,3%.
Снижение качества и финансовой устойчивости потенциальных заемщиков очевидно. 42,7% составил уровень фактического самофинансирования предприятий заемщиков по сравнению с 67,4%, зафиксированными в 2011 году, рентабельность активов предприятий-заемщиков по итогам 9 месяцев 2013 года – 3,2%, против 8,1% за аналогичный период 2011 года. При этом по оптимистичному прогнозу на 2014 год рост рынка корпоративного кредитования составит всего лишь 15%.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: существует ли альтернатива традиционному кредитованию?
Для сравнения приведу статистику рынка факторинга в России. Прирост оборота российского факторинга по итогам 9 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 36% (здесь и далее данные Ассоциации факторинговых компаний). Объем выплаченного финансирования вырос на 32%. 33% составило увеличение факторингового портфеля за 9 месяцев 2013 года. 1,5% – доля просроченной задолженности в совокупном факторинговом портфеле. Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что рынок факторинга развивается более быстрыми темпами, нежели классическое кредитование и, несмотря на наметившееся замедление, остается очень перспективным.
По самому пессимистичному прогнозу рост рынка факторинга на 2014 год составит 25%, и до 40% – в соответствии с оптимистичным прогнозом.
Статистика и прогнозы красноречиво говорят о том, что факторинг, как инструмент корпоративного финансирования, в ближайшие годы может стать достойной альтернативой классическому кредитованию в России.
В связи с чем рынок факторинга растет столь высокими темпами? Предпосылки данной тенденции можно проследить, опираясь на динамику роста дебиторской задолженности в России.
Начиная с 2001 года дебиторская задолженность в России быстро увеличивалась. С 3 трлн. рублей до 23 трлн. рублей по итогам 2012 года.
Банк «Национальная факторинговая компания» (НФК) регулярно проводит исследования отрасли.
По итогам недавнего исследования практики коммерческого кредитования в России было выявлено, что 88% компаний предоставляют своим покупателям коммерческий кредит. При этом наиболее распространенным диапазоном отсрочки является период 15–60 дней. 10% компаний полноценно управляют кредитными рисками, располагая соответствующей инфраструктурой. 77% компаний в качестве меры по стимулированию своевременной оплаты используют скидки или бонусы, что снижает маржинальность бизнеса и чистую прибыль. Компании, как правило, пытаются самостоятельно управлять дебиторской задолженностью, однако занимаются этим непрофильные сотрудники (продавцы, бухгалтеры), что негативно сказывается на качестве сбора этой задолженности. 36% компаний напоминают своим контрагентам о необходимости погасить задолженность реже одного раза в месяц. При увеличении срока отсрочки повышается доля просроченной задолженности свыше 180 дней. Более 10% просроченной задолженности переходит в категорию проблемной.
Полученные выводы неутешительны: существующая в России система кредитования покупателей малоэффективна.
Ограничение роста продаж за счет «осторожного» кредитования ведет к «сжиманию» бизнеса, отказу от новых клиентов, снижению доли рынка. Низкий уровень развития системы управления кредитными рисками способствует потерям от неполучения выручки по поставкам с отсроченной оплатой. Наблюдения показывают, что 67% предпринимателей оценивают платежную дисциплину покупателей как неудовлетворительную. 88% предприятий вынуждены бесплатно и без залога кредитовать своих покупателей на срок более месяца. Каждое 4-е предприятие ожидает исполнения по договорам 60 дней и более.
Причина просрочки порядка 50% покупателей – «первоочередная оплата приоритетных поставщиков»,
42% не платят своим поставщикам, потому что не получили оплаты от покупателей. Таким образом, формируется некая цепочка неплатежей в экономике.
Всё это происходит на фоне следующих фактов:
министерство экономического развития ухудшило прогноз по росту промышленного производства в России до 0,7% в 2013 году;
аналитики анонсируют кризис на рынке грузового автомобилестроения;
более 800 млрд. рублей в портфелях российских банков – «сомнительные», «проблемные» и «безнадежные» розничные кредиты (по данным ЦБ);
министр финансов России Антон Силуанов не исключает возможности использования на антикризисные цели 244 млрд. рублей.
Положение большинства компаний в сложившейся ситуации выглядит довольно непростым.
Во-первых, наблюдается замедление оборачиваемости дебиторской задолженности в большинстве отраслей. Во-вторых, политика коммерческого кредитования не успевает адаптироваться к быстро меняющимся реалиям российской экономики. В-третьих, наблюдается сокращение ликвидности в экономике: банки склонны консервативно оценивать риск, низкая достаточность капитала в банковской системе (кроме госбанков и ограниченного числа частных банков), Новые стандарты Базель 3. В-четвертых, основными причинами возникновения проблемной задолженности являются: на 20% недобросовестность контрагентов, и на 80% – финансовые трудности, в том числе треть из них – банкротства.
Возникает вопрос: как в подобной ситуации не только сохранить бизнес, но и придерживаться намеченных векторов развития?
Существуют два пути – использование собственных ресурсов и аутсорсинг.
Первый путь зачастую ведет к полному исключению рисков, а как следствие, к отказу от предоставления отсрочки покупателям. Подобное решение проблемы ведет к существенному снижению конкурентоспособности в целом, а также к потере ключевых клиентов. Также в качестве альтернативы организация может попытаться выстроить самостоятельную работу по оценке покупателей и работе с дебиторской задолженностью. Как подтверждает практика, подобное решение зачастую неэффективно, в особенности при широкой географии поставок, а кроме того, генерирует постоянные существенные затраты.
Альтернативой первому пути выступает аутсорсинг.
Первый вариант – это кредитное страхование. Проблема в том, что данный инструмент доступен только самым крупным российским компаниям и решает лишь задачи по управлению кредитным риском, оставляя в стороне проблемы финансирования оборотного капитала. Второй, наиболее эффективный вариант – факторинг и финансовая логистика. Реализуемый в рамках данного направления комплекс услуг способен решить целый спектр задач предприятия:
обеспечение финансирования текущей деятельности;
полное снятие рисков при коммерческом кредитовании;
аутсорсинг управления дебиторской задолженностью;
улучшение ключевых финансовых показателей;
оптимизация работы персонала;
повышение конкурентоспособности предложения.
Однако в российских реалиях большинство топ-менеджеров компаний еще не успели оценить по достоинству эффективность факторинговых схем, до конца не представляя, каким образом интегрировать факторинг в практику бизнеса.
Учитывая наметившиеся тенденции и столь незначительное проникновение факторинговых продуктов в деловой оборот предприятий России, будущее отрасли видится достаточно перспективным.
Список использованных источников
Информация о работе Кредитование предприятий корпоративного бизнеса