Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:25, курсовая работа
Целью исследования является сравнить зарубежный и белорусский опыт организации системы безналичных расчетов на основе банковских платежных карточек.
Объект исследования — система безналичных расчетов на основе банковских платежных карточек.
Предмет исследования — международный и белорусский опыт организации системы безналичных расчетов на основе банковских платежных карточек.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- изучить понятие и роль пластиковых карточек в системе безналичных расчетов, а также порядок проведения безналичных расчетов на основе пластиковых карт;
9) Процессинговый центр
10) Участники расчетов
11) Банк-эмитент и владелец карты
осуществляют между собой
- по расчетной (дебетовой) карте
банк-эмитент списывает
- по кредитной карте владелец
карты погашает
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Банковская платежная карта представляет собой персонифицированное платежное средство для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств в банках и банкоматах.
Платежные карты классифицируются по ряду признаков, ключевыми классификациями являются по способу записи информации и по виду проводимых расчетов. В настоящее время в наибольшей степени используются карты с магнитной полосой, однако активно ведется работа по внедрению и развитию смарт-карт, специфическим преимуществом которых является наличие в них микропроцессора, позволяющего выполнять сложные операции по обработке информации.
Банковские карты используются в рамках специальной системы расчетов, основными участниками которой являются банк-эквайер, расчетный банк, владелец счета и держатель карты, процессинговый центр, платежный терминал и банкомат. Осуществление расчетов происходит по заданному алгоритму, который включает в себя обязательную авторизацию карты и выдачу слипа (карт-чека).
Система безналичных расчетов на основе банковских платежных карт является достаточно новой, но в то же время быстро развивающейся и эффективной формой безналичных расчетов.
2 Международный опыт организации системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек
2.1
Обзор мирового рынка
Мировой рынок платежных карт является активно развивающейся системой, включающей в себя как крупные международные карточные системы, так и большое количество национальных. Доли платежных систем на мировом карточном рынке по данным 2010 года представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Доли платежных систем на мировом карточном рынке в 2010 г.
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [2, с. 4].
Крупнейшей карточной системой в мире по результатам 2010 года является UnionPay: из общего объема используемых в мире карт этой системе принадлежит 29,2 процента. Корпорации Visa, которая до 2010 года неизменно являлась лидером мирового рынка платежных карт, принадлежит 28,6 процента используемых в мире карт. Однако корпорация Visa лидирует по частоте использования карт и объемам расходов [4].
Одними из наиболее важных показателей развития мирового рынка платежных карт являются общее количество карт, выпущенных в обращение, и объем платежей, совершенных с использованием пластиковых карт. В 2010 году эти показатели достигли 8 миллиардов карт и 149 миллиардов платежей соответственно. При этом 62 процента платежей (т.е. около 92 миллиардов платежей) осуществлялись с помощью дебетовых карт, в то время как кредитные карты использовались в 28 процентах платежей (что составляет около 42 миллиардов платежей).
Доли платежей, совершенных с использованием различных видов пластиковых карт по данным 2010 г. отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 — Доли платежей, совершенных с использованием различных видов пластиковых карт в 2010 г.
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [2, с. 3].
Чтобы более детально проанализировать состояние мирового рынка пластиковых карт, целесообразно изучить наиболее крупные карточные системы. Согласно вышеприведенным данным по состоянию на 2010 год к ним относятся Visa, MasterCard и UnionPay, суммарная доля которых на мировом карточном рынке составляет 77,8 процента. Поэтому более подробное рассмотрение именно этих систем представлено в данном разделе.
2.2
Характеристика и показатели
деятельности платежной
Visa International - это электронная платежная
система, которая является
Visa насчитывает более 5500 сотрудников, работающих в 40 офисах по всему миру, и управляется головным офисом из Сан-Франциско. Visa имеет самостоятельное подразделение Visa Europe, работающее по лицензии Visa в европейском регионе.
По состоянию на 30 сентября 2011 года Visa:
- предоставляет услуги 15500 финансовым учреждениям;
- обслуживает 1,9 млн банкоматов и 1,9 млрд карт Visa.
Visa имеет одну из самых развитых процессинговых систем, которая способна выполнять более чем 20000 операций с картами в секунду. За четвертый квартал (окончившийся 30 сентября 2011 годы) Visa:
- обработала 76 миллиардов операций общей стоимостью в 5,9 триллионов долларов;
- провела платежей общей стоимостью 3,7 триллиона долларов [3].
Сводные показатели деятельности Visa представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Показатели деятельности Visa
Показатель |
Дата предоставления данных |
Числовое значение (единицы измерения) |
Количество сотрудников |
1 января 2011 года |
5500 человек |
Количество банкоматов |
30 сентября 2011 года |
1,9 млн штук |
Количество торговых Терминалов |
1 января 2011 года |
25 млн штук |
Количество обслуживаемых карт Visa |
30 сентября 2011 года |
1,9 млрд штук |
Количество обработанных операций |
За четвертый квартал 2011 года |
76 млрд штук |
Стоимость обработанных операций |
За четвертый квартал 2011 года |
5,9 трлн долларов |
Стоимость платежей с использованием карт Visa |
За четвертый квартал 2011 года |
3,7 трлн долларов |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [3].
Для эффективного управления Visa разделена на 6 региональных подразделений: Азиатско-Тихоокеанский; Канада; Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка (Visa CEMEA); Европейский Союз; Латинская Америка и страны Карибского бассейна; Соединенные Штаты Америки.
Visa CEMEA является одним из самых динамично развивающихся регионов Visa. В настоящее время в состав членов Visa CEMEA входят 300 банков, имеющих статус принципиальных членов, а также более 1437 ассоциированных членов и банков, имеющих статус участника. Они представлены в общей сложности в 92 странах, расположенных на трех континентах в пределах четырнадцати часовых поясов.
Штаб-квартира Visa CEMEA находится в Лондоне, а территориальные отделения — в России, Польше, Южно-Африканской Республике и Объединенных Арабских Эмиратах [21, с. 153—154].
Visa предлагает банкам три
- кредитные карты Visa позволяют их владельцам совершать покупки, оплачивать услуги и путешествовать по миру, использовать в сети Интернет;
- дебетовые карты Visa являются наиболее популярными, надежными и распространенными картами;
- предоплаченные карточки Visa — карты с оплаченным лимитом платежей. Этот вид карты не подразумевает наличие постоянно пополняемого счета в банке и предназначен в основном для мелких и ежедневных покупок. Предоплаченные карточки Visa могут быть виртуальными, с магнитной полосой, а также со встроенным чипом.
Visa активно участвует в процессах создания стандартов в области пластиковых карт. Так, например, Visa совместно с Europay и MasterCard разработала индустриальный стандарт EMV (Europay, MasterCard, Visa) для платежных чиповых карт с кредитно-дебетовыми приложениями. Использование стандарта EMV означает, что чиповые карты будут приниматься в торгово-сервисной сети и банкоматах во всём мире, и в дальнейшем получат такое же широкое распространение как и карточки с магнитной полосой.
Visa также выступила инициатором создания единого индустриального стандарта для поддержания нескольких приложений на одной карте с динамическим изменением параметров и количества размещенных приложений. Этот стандарт первоначально получил название Открытая Платформа (Open Platform). По мере подключения к работе над этим стандартом для многофункциональных карт все большего количества производителей и других платежных систем, включая American Express, JCB и MasterCard International, эта инициатива Visa переросла в международное объединение, получившее название Глобальная Платформа (Global Platform) [25].
2.3 Характеристика и показатели деятельности платежной системы MasterCard
MasterCard / Eurocard - консорциум, состоящий из двух компаний - американской MasterCard и европейской Europay. Внутреннее построение аналогично платежной системе Visa — ассоциация, члены которой являются владельцами (15000 членов). Штаб квартира компании находится в Нью-Йорке. Европейский центр находится в Бельгии, Ватерлоо. Свою деятельность компания ведет в 210 странах мира. В компании работает около 6 тыс. человек [22].
В обобщенном виде показатели деятельности MasterCard отображены в таблице 2.
Таблица 2 — Показатели деятельности MasterCard
Показатель |
Дата предоставления данных |
Числовое значение (единицы измерения) |
Количество сотрудников |
1 января 2011 года |
6000 человек |
Количество стран, в которых MasterCard ведет свою деятельность |
1 января 2011 года |
210 стран |
Выручка |
За второй квартал 2011 года |
1,67 млрд долларов |
Стоимость платежей с использованием карт MasterCard |
За второй квартал 2011 года |
811 млрд долларов |
Количество обслуживаемых карт MasterCard |
30 сентября 2011 года |
1,7 млрд штук |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [22] и [23].
Согласно данным MasterCard выручка компании за второй квартал 2011 года составила 1,67 млрд долларов, что на 22,1 процента больше, по сравнению с 1,36 млрд долларов за тот же период в 2010 году. Прибыль компании выросла благодаря увеличению объема платежей по карточкам MasterCard на 16 процентов, которые составили 811 млрд долларов. Увеличилось количество транзакций, обрабатываемых компанией на 17,4 процента, а также вырос объем трансграничных сделок на 19,3 процента.
По состоянию на 30 июня 2011 года, клиентам компании MasterCard было выдано 1,7 млрд фирменных карточек Maestro [23].
Компания MasterCard выпускает кредитные и дебетовые карточки.
К кредитным карточкам относятся:
- MasterCard Electronic — с помощью этой карты можно совершать покупки, получать наличные во всей сети банкоматов MasterCard;
- MasterCard Standart имеет гибкую систему расчетов, глобальную сеть приема, круглосуточный доступ к средствам через банкоматы, услуге MasterCard Global Service (предоставление круглосуточной помощи и консультаций на более чем 30 языках);
- MasterCard Gold имеет повышенную покупательную способность, увеличенный лимит расходования средств;
- MasterCard Platinum содержит все преимущества карт Standard и Gold и еще больший лимит расходования средств;
- MasterCard World Signia характеризуется отсутствием заранее установленного лимита, специальными льготами в поездках, персональным обслуживанием. Максимальный размер кредита счета держателя карты определяется банком-эмитентом в индивидуальном порядке.
Дебетовые карты с логотипом Cirrus или Maestro дают возможность получать средства практически в любой точке мира [23].
2.4 Характеристика и показатели деятельности платежной системы UnionPay
China UnionPay — крупнейшая и динамично развивающаяся платежная система, основанная в 2002 году как межбанковская ассоциация банков Китайской Народной Республики по инициативе Госсовета и Центрального банка КНР. Карты China UnionPay принимают в 104 странах мира [5, с. 8].
По данным на конец июня 2011 г., в Китайской Народной Республике выпущено 2,67 млрд банковских карт. Из них — 1,54 млрд классических карт, эмитированных 266 институтами национального рынка. Таким образом, на каждого гражданина страны приходилось до двух банковских карт. С января по июнь 2011 г. посредством банковских карт в КНР проведены платежи на сумму 178,6 трлн юаней (27,9 трлн долларов).
Из всего количества банковских карт 230 млн штук являются кредитными. В первой половине текущего года с помощью этих карт были оформлены сделки на 3,3 трлн юаней.