Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:08, дипломная работа
Цель: выявить речевые стратегии диалогового типа в телепрограмме «Познер»; определить, какие стратегии преобладают в интервью при построении диалога.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать имеющийся материал по теме в научной литературе;
2. Уточнить содержание понятия «речевая стратегия»;
3. Описать классификацию типов речевых стратегий С.И. Виноградова применительно к диалоговому взаимодействию, а также попытаться самостоятельно расширить круг стратегий на основе анализа текстов интервью В.Познера;
3. Описать концепцию телевизионной программы;
4. Выявить и проанализировать речевые стратегии в ходе диалога участников программы.
Введение…………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Актуализация речевых стратегий в интервью как средства построения диалога………………………………………………………...7
1.1. Интервью-диалог и его специфика…………………………………..7
1.2. Приемы диалогизации речи…………………………………………16
1.3. Речевые стратегии. Типология речевых стратегий………………..21
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»…………….41
2.1. Концепция и описание телепрограммы «Познер»…………………..41
2.2. Методика исследования……………………………………………….43
2.3. Интервью с Ириной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (эфир от 23 января 2011г.)..44
2.4. Интервью с Вячеславом Фетисовым, 14-кратным чемпионом Советского Союза, двукратным Олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, десятикратным чемпионом Европы (эфир от 30 января 2011 г.)……………………………………………………………………..51
2.5. Интервью с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края (эфир от 6 февраля 2011г.)………………………………………………..57
2.6. Интервью с Вячеславом Зайцевым, художником, модельером (эфир от 13 февраля 2001г.)…………………………………………………………63
2.7. Интервью с Виктором Христенко, министром промышленности и торговли РФ (эфир от 20 февраля 2011 г.)……………………………….65
2.8. Интервью с Михаилом Горбачевым, видным советским и мировым политическим и общественным деятелем (эфир от 22 февраля 2011г.)..70
2.9. Интервью с Михаилом Пиотровским, директором государственного Эрмитажа (эфир от 13 марта 2011г.)………………………………………74
2.10. Интервью с Николаем Цискаридзе, Народный артист России, лауреатом Государственных премий РФ, лауреатом международных конкурсов артистов балета. (эфир от 3 апреля 2011г.)……………….…79
2.11. Интервью с Игорем Волком, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза (эфир от 10 апреля 2011г.)…………………………...83
2.12. Интервью с Геннадием Зюгановым, председателем Центрального Комитета Коммунистической Партии Российской Федерации (эфир от 17 апреля 2011г.)……………………………………………………………….85
Заключение…………………………...………………………………… …. 90
Список использованной литературы…………………………………… 94
К некооперативным стратегиям относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения - доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения “кодекса” доверия, например:
- уклонение от ответа;
- конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы;
- проявление агрессии в диалоге;
- проявление злобы, иронии, лукавства, лжи. [Виноградов С. И., (совместно с Платоновой О. В.) § 34-37, Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.//с.81-90].
Последнюю перечисленную С.И. Виноградовым некооперативную речевую стратегию ученый В.Н. Панкратов относит к одному из трех самых распространенных типов конфликтогенных действий.
В своей работе «Культура делового общения и успех» он пишет:
«В сфере делового общения наиболее распространены конфликтогенные действия трех типов:
- стремление к превосходству,
- проявление агрессивности,
- проявление эгоизма.
Стремление к превосходству проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:
Проявление агрессивности. Слово «агрессия» (от лат. agression) означает нападение. Агрессивность может проявляться:
Проявление эгоизма. Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает – «я».
Проявление «махрового» эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других [Панкратов В.Н. Культура делового общения и успех/В.Н. Панкратов. – М: А-Приор, 2008. – 192 с./с.93-95].
Основные проявления конфликтного поведения:
- открытое недоверие;
- перебивание собеседника;
- принижение значимости его роли;
- подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
- устойчивое нежелание
признавать свои ошибки и
- заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение своего вклада;
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- неискренность в суждениях;
- резкое ускорение темпа
беседы и ее неожиданное
- неумение выслушать и
понять точку зрения
Стоит отметить, что к конфликтогенам относятся неприветливость, высокомерие, знаки недоверия, неумение слушать, критиканство, разговоры на неприятные темы, упреки, придирки, оскорбляющие слова и мимика, использование сленга и вульгарных выражений, знаки пренебрежения, нескромность, наговоры и т.д.
К синтонам (синтон - понятие, введённое А. П. Егидесом,
означающее элемент общения, коммуникационную
посылку, предполагающую и развивающую
позитивные, конструктивные, дружественные
отношения общающихся [http://ru.wikipedia.org/wiki/
Важно разграничивать речевое воздействие и манипулирование. Под манипулированием следует понимать воздействие на человека с целью побудить его сознательно сделать что–либо неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению.
Манипуляция – вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая своих целей.
К приемам манипуляции можно отнести психологические уловки, использование ошибок в аргументации, коммуникативные уловки, апелляцию к личности/оппоненту.
1. Психологические уловки предполагают сознательное обращение к эмоциям собеседника. Среди них можно выделить:
- Метод согласия Сократа. Необходимо добиться несколько раз согласия по самым простым вопросам, а потом собеседник согласиться и с тем, что нужно, т.к. сработает механизм: чем больше собеседник соглашается, тем больше ему захочется соглашаться и дальше.
- Псевдовыбор. Одна из самых распространенных манипулятивных техник построена на том, чтобы отвлечь собеседника от обсуждаемого вопроса, предлагая решить несущественную проблему.
- Самовосхваление. Манипулятор преувеличивает свои знания и опыт, чтобы заставить собеседника почувствовать себя некомпетентным.
- Многовопросие.
2. Использование ошибок в аргументации – это набор манипулятивных тактик. Например:
- Несогласованность теории и практики. Этот прием состоит в том, чтобы обосновать несогласие с точкой зрения оппонента невозможностью практической реализации.
- Инкорпорация. Манипулятор использует в качестве аргумента любую информацию, которую получил от оппонента, даже если для этого аргумента имеется контраргумент.
- Ссылка на авторитетное мнение. Манипулятор принижает значимость решения оппонента, приводя в пример высказывания известных людей или мнение большинства.
- Распространение частного случая на другие ситуации. Этот прием состоит в том, чтобы из конкретного случая выводить закономерность, справедливую для сходных ситуаций.
3. Коммуникативные уловки – эти манипулятивные тактики построены на том, чтобы с помощью риторических приемов отвлечь оппонента от обсуждения проблемы. Например:
- Псевдосогласие. Манипулятор в чем-то соглашается с собеседником, при этом настаивает на своей правоте в принципиальных вопросах.
- Обобщение. Прием состоит в том, чтобы выгодное для манипулятора решение назвать чрезвычайно значимым событием.
- Конкретизация. Этот прием состоит в том, чтобы важное для собеседника решение назвать несущественным эпизодом.
- Вовлечение в процесс. Прием предполагает частое использование местоимения «мы». Задача манипулятора – «пригласить» собеседника к совместной деятельности, рассуждениям, решению задач.
4. Апелляция к личности/оппоненту – эти манипулятивные тактики состоят в том, чтобы вместо обсуждения проблемы обсуждать личные качества участников дискуссии.
- Комплимент. Чем больше собеседник польщен комплиментом, тем охотнее он согласится с доводами оппонента.
- Чтение мыслей. Прием состоит в том, чтобы свое мнение выдать за подсознательное решение собеседника.
- Оправдание ошибок. С помощью этого приема собеседника отвлекают от обсуждения проблемы и заставляют признаться в том, что и он не раз ошибался.
- Да или нет? Цель приема – привести оппонента
в замешательство. Манипулятор задает
вопрос, на который невозможно ответить
односложно и требует быстрого конкретного
ответа. [http://www.testing.pmi-pspu.
Следуя из всего вышесказанного, под речевой стратегией мы будем понимать комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей, который включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана [Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск.: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. – 284 с.54]. Основополагающей в нашей работе будет классификация речевых стратегий, разработанная учеными С.И. Виноградовым и О.В. Платоновой.
Выводы к главе 1.
Мы выполнили обзор теоретических исследований различных авторов, результатом которого стало понимание специфики понятия речевая стратегия как средства построения диалога. Кроме этого мы определили те речевые стратегии, которые относятся к диалоговому типу, то есть те, которые необходимые для построения интервью-диалога; рассмотрели приемы диалогизации.
Следует сегодня отметить, что телевизионное интервью обогатило жанр интервью существенным качеством – зрелищностью. Источником информации становится не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность, и, следственно, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Идеальное интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух собеседников, один из которых информирован по данной теме больше другого. Для этого недостаточно просто корректно задавать вопросы и ждать ответа. Не каждый собеседник готов «раскрыться»: искреннее ответить, не уклониться от темы и т.д.
Важно усвоить: тот, кто неумело разговаривает с людьми, практически не имеет шансов стать высококвалифицированным журналистом. Между тем даже человеку, от природы обладающему даром общения (а это достаточно редкий дар), не мешает знать некие специфические, чисто журналистские тонкости ведения разговора [Леонид Гвоздев, Техника интервью, учебное пособие Москва, 1999, с.2]
Зачастую, у большинства журналистов интервью сведено к вопросно-ответной форме и не более. Хотя они называют это диалогом, подменяя это понятие процессом коммуникации.
Одним из важнейших условий успеха интервью-диалога является знание и верное применение речевых стратегий в ходе коммуникации.
Теперь наша задача на практике выявить речевые стратегии в телепрограмме «Познер», определить их тип, выявить характерные для В. Познера приемы ведения диалога.
Глава 2. Речевые стратегии в телепрограмме «Познер»
2.1. Концепция и
описание телепрограммы «
Телевизионная программа «Познер»
выходит в эфир с ноября 2008 года на телеканале
«Первый». Данный канал позиционирует
себя как общероссийский главный телевизионный канал
страны. Он обладает наибольшим охватом
аудитории РФ (98,8 % населения), являясь
вторым по возрасту телеканалом СССР и
России после петербургского Пятого канала.
Контрольный пакет акций (25 %) канала принадлежит
«Национальной Медиа Группе». Вещает из
Москвы, штаб-квартира находится в телецентре
«Останкино», на улице Академика Королёва,
12 [http://ru.wikipedia.org/wiki/
«Познер» - это авторская аналитическая программа Владимира Познера в жанре интервью.
"Новая программа будет
содержать в себе интервью
и ток-шоу. Первые три недели
это будет интервью без
«В этой программе я не буду заниматься аналитикой, это - интервью. Поводом приглашения именно этого человека в студию может быть какое-то событие, произошедшее сейчас. Предположим, вышел фильм, который вызвал огромный интерес, и я решу пригласить в студию режиссера, который его снял. Поводом может быть и сам человек, который вызывает интерес у телезрителей", - пояснил Познер [там же].
В каждый последний понедельник месяца предполагалось, что программа будет выходить в формате ток-шоу. В студии будет около ста человек, которые смогут задать свои вопросы гостю. Однако до настоящего момента всего одна программа вышла в формате ток-шоу. Это был последний выпуск 1-го сезона, на который по результатам голосования зрителей был приглашен М.С. Горбачёв.
В.Познер задает вопросы политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта. Беседа может быть как привязана к актуальным событиям недели, так и не связана с последними событиями.
Информация о работе Диалоговый тип речевых стратегий в телепрограмме «Познер»