Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:35, курс лекций
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Земельному кадастру"
Зачет «Земельный кадастр»
В Российской
Федерации правила ведения
В СССР ведение земельного кадастра было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.
Согласно Федеральному закону № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Однако, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ Закон «О государственном земельном кадастре» признан утратившим силу. С принятием в 2007 году Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» было введено новое понятие — «государственный кадастр недвижимости»
Государственный кадастровый учёт земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Государственный
земельный кадастр создается
и ведется в целях
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено.
Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК.
Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа.
На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 - запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород, что суммарно оценивается в 30 триллионов долл. США.
Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30 % мировых запасов и их оценивают по существующим мировым ценам (которым свойственна тенденция постоянного роста) в 35 триллионов долл. CIIIA.
Емкость территориального пространства России по биоклиматическому потенциалу для нормальной жизни составляет 1,0 ... 1,3 млрд чел.
Территория России отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей. На земном шаре только на пространствах России имеются огромные ареалы земель, никогда не подвергавшихся природным катаклизмам (землетрясения, затопления, ураганы, засухи и т. д.).
Земельный фонд страны классифицируют:
по административно-
форме прав на землю;
категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);
субъектам земельных отношений;
качественному и экологическому состоянию земель;
видам угодий.
Необходимость ведения земельного
кадастра по административно-
Это связано с тем, что субъектам Федерации, а также административным районам (городам) представлено право регулировать земельные отношения по всем входящим в их компетенцию вопросам (включая и создание системы земельного кадастра).
При этом необходимо учитывать верховенство
интересов государства с точки
зрения обеспечения его
Вместе с тем российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (административные районы, города, иные поселения, сельские общины и т. д.) имеют конкретные земельные ресурсы в собственности в пределах своих границ, для которых они формируют соответствующие базы данных системы ГЗК.
С точки зрения земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра земля является важнейшей частью окружающей природной среды, характеризующейся определенными природными (пространство, рельеф, почвы, растительность, в том числе и леса, недра, воды и др.), социально-экономическими (средство производства, ценность, престижность и др.) и производственными (предмет, орудие и средство труда, средство производства и др.) характеристиками.
Представление о земле, ее возможностях
и функциях в процессе общественного
развития постоянно уточнялось и
обогащалось. На этапе потребительского
хозяйства это была лишь территория
обитания, которая располагала
Земельный участок — часть
земной поверхности на территории государства,
границы которой описаны и
удостоверены в установленном порядке
(ст. 6 ЗК РФ). Иными словами, он относится
к объектам недвижимости и может
стать предметом различных
Согласно Земельному кодексу РФ (далее
— ЗК РФ) все земли подразделяют на категории.
Для каждой из них предусмотрен свой правовой
режим и разрешенное использование.
В РФ определены следующие категории земель:
сельскохозяйственного назначения;
поселений;
промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
обеспечения космической деятельности,
обороны, безопасности и иного специального
назначения;
особо охраняемых природных территорий
и объектов;
лесного фонда;
водного фонда;
запаса. Кадастровый учет
Земли, расположенные на территории Российской
Федерации, независимо от формы собственности,
целевого назначения и разрешенного использования
подлежат государственному кадастровому
учету. В настоящее время юридически действителен
учет, проводившийся в России до вступления
в силу Закона «О государственном земельном
кадастре». Моментом возникновения или
прекращения существования земельного
участка как объекта кадастрового учета
считают дату внесения соответствующей
записи в Единый государственный реестр
земель — основной документ земельного
кадастра. Он содержит такие сведения,
как:
кадастровые номера;
местоположение (адрес);
площадь;
категория земель и их разрешенное использование;
описание границ участков, их отдельных
частей;
зарегистрированные в установленном порядке
вещные права и ограничения (обременения);
экономические характеристики, в том числе
размеры платы за землю;
качественные характеристики, в том числе
показатели плодородия для отдельных
категорий земель;
наличие объектов недвижимого имущества,
прочно связанных с участками.
Кадастровый номер участка — это длинный
ряд цифр и точек, и их значение не всегда
понятно рядовому обывателю. В ходе кадастрового
деления территории Российской Федерации
той или иной ее части присвоили номер.
Единицами такого дробления служат округа,
районы, кварталы. Поэтому кадастровый
номер земельного участка состоит из номеров
округа, района, квартала, а также самого
участка. Цифры отделены друг от друга
двоеточиями. Например, 50:22:03:001. Права на землю
В соответствии с ЗК РФ существует несколько
форм права на землю, а именно:
право собственности;
право постоянного (бессрочного) пользования;
право пожизненного наследуемого владения;
аренда;
сервитут;
безвозмездное срочное пользование.
Субъектами частной собственности на
землю являются граждане и юридические
лица РФ. Помимо них владельцами земли
в нашей стране могут быть иностранные
юридические лица и граждане, а также лица
без гражданства, но они не имеют права
приобретать земли в приграничных территориях
(перечень последних установил Президент
РФ). Кроме того, ограничены права перечисленных
выше лиц, а также компаний, в уставном
капитале которых доля названных собственников
составляет более 50 %, на участки из категории земель
сельскохозяйственного назначения. Данные
субъекты вправе получить участок или
долю в общей собственности на него только
на правах аренды. Если упомянутые лица
на законных основаниях, например, в порядке
наследования, оказались владельцами
таких участков или доли в праве общей
собственности, то такое недвижимое имущество
должно быть отчуждено.
Собственник земельного участка может
владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом по своему усмотрению (сдавать
в аренду, предоставлять в безвозмездное
срочное пользование и т. д.).
Что касается постоянного (бессрочного)
пользования и пожизненно наследуемого
владения, то после 30.10.2001 г. такого права
на земельные участки граждан лишили.
Оно сохранено лишь за теми, кто владел
наделом до введения в действие ЗК РФ.
Кроме того, для этих лиц закон предусматривает
возможность бесплатно получить участки
в собственность. Взимание дополнительных
денежных средств, помимо сборов, установленных
законом, не допускается. Прекращение прав на землю
Как гласит ст. 44 ЗК РФ, право собственности
на землю прекращается в случае:
отчуждения собственником земельного
участка другим лицам;
отказа владельца от земельного участка;
принудительного изъятия у собственника
земли.
Отчуждение земли владельцем другим лицам
оформляют путем заключения гражданско-правовых
сделок (купля-продажа, дарение, аренда
с выкупом).
Отказ от права собственности на участок
на практике встречается редко, особенно
сегодня, когда приобретение земли, как
правило, означает немалые финансовые
затраты. И все же данный вопрос также
урегулирован законодательством.
Гражданин или организация могут отказаться
от права собственности на земельный участок,
объявив о том либо совершив другие действия,
свидетельствующие об устранении от владения,
пользования или распоряжения землей.
Следует учесть, что отказ от собственности
на землю не влечет прекращения прав и
обязанностей владельцев в отношении
имущества до приобретения его другим
лицом. Все это время хозяин обязан нести
бремя содержания своего имущества, например
платить налоги.
Действия собственника служат основанием
для изъятия земли в случае, если:
участок не используют в соответствии
с его назначением (ст. 284 Гражданского
кодекса РФ);
участок задействуют с нарушением законодательства
(ст. 285 ГК РФ).
К иным обстоятельствам относится изъятие
земельного участка путем выкупа для государственных
или муниципальных нужд, что допускается
только в исключительных случаях. Выкупную
цену, сроки и другие условия определяют
по соглашению с собственником. В выкупную
цену включают рыночную стоимость земельного
участка и находящегося на нем недвижимого
имущества, а также все убытки, причиненные
изъятием и досрочным прекращением своих
обязательств перед третьими лицами, в
том числе упущенную выгоду. Взамен владельцу
нередко предоставляют другой участок. Документы на землю
Документы, подтверждающие права на землю,
могут быть различными в зависимости от
времени приобретения участка. Так, если
он куплен до 31.01.1998 г., то возникшее право
удостоверяет:
свидетельство о праве на земельные доли,
а при его отсутствии — выписка из решений
органов местного самоуправления;
государственные акты: на право собственности
на землю; пожизненного наследуемого владения;
бессрочного (постоянного) пользования
землей;
свидетельство о праве собственности
на землю;
договор об отчуждении участка, решение
суда, свидетельство о праве на наследство.
Все перечисленные документы юридически
действительны, и менять их на новые нет
необходимости. Перерегистрировать права
на землю нужно лишь при совершении сделки
с ней.
Если же участок приобретен после 31.01.1998
года, то надо пройти процедуру государственной
регистрации. Плата за землю
Согласно ЗК РФ за использование земли
нужно вносить арендную плату или уплачивать
земельный налог.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ
(далее — НК РФ) плательщики земельного
налога — организации и физические лица,
которым участок принадлежит на правах
владения, постоянного бессрочного пользования,
а также пожизненного наследуемого владения.
Налоговым периодом признают календарный
год.
При расчете налога учитывают кадастровую
стоимость земельного участка по состоянию
на 1 января года, являющегося налоговым
периодом. Если земля находится в общей
долевой собственности, то налог определяют
для каждого налогоплательщика пропорционально
его доле, а если в общей совместной собственности,
то налог уплачивают в равных долях.
Налоговые ставки (их устанавливают органы
муниципальных образований) не должны
превышать ставки, предусмотренные НК
РФ. Так, для земель сельхозназначения,
земель в составе зон сельскохозяйственного
использования в поселениях и задействуемых
для сельскохозяйственного производства
определяют налоговую ставку не более
0,3%. Это также касается участков, занятых
жилищным фондом и объектами инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса и предоставленных для жилищного
строительства, личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков
налоговая ставка не должна превышать
1,5%.
Размер арендной платы — существенное
условие договора аренды. Если земля находится
в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных
образований, то порядок ее определения
принимают, соответственно, Правительство
РФ, органы государственной власти субъектов,
органы местного самоуправления. В отношении
земель, находящихся в частном владении,
арендную плату устанавливают по договоренности
сторон
Земли в нашей стране разделяют на категории в зависимости от целевого назначения. Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:
Земли сельскохозяйственного
Использование земель поселений определяется
в соответствии с зонированием их
территорий, то есть делением на зоны при
градостроительном планировании развития
территорий и поселений с определением
видов градостроительного использования
установленных зон и