Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:37, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение на основе теоретических аспектов кредитования и анализа практического материала, наметить пути совершенствования кредитной деятельности в коммерческих банках. При этом ставились следующие задачи:
- охарактеризовать принципы и методы кредитования;
- рассмотреть классификацию банковских ссуд;
- изучить стадии кредитного процесса;
- проанализировать организацию кредитную политику и стратегию банков;
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Причем принять их следует как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом надо учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть вязан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:
- подрывается репутация банка,
так как большое число
- увеличиваются
- повышается угроза ухода
- замораживаются средства в непродуктивных активах;
- возникает опасность
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
В период действия кредита от заемщика следует требовать, представление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:
- непредставление финансовых
- резкое увеличение дебиторской задолженности;
- замедление оборачиваемости
- снижение доли краткосрочных активов;
- непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
- снижение коэффициента
- увеличение доли основного капитала в сумме активов;
- снижение объема продаж;
- рост просроченных долгов;
- возникновение убытков от
- изменение условий коммерческого кредитования и т.д.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом - посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие не установленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов.
При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант – разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить, свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг – объективная проверка сложившейся ситуации. Надо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, следует учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не нужно ввязываться в дорогостоящую операцию судебного изыскания, а предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.
Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить служившееся положение. При этом стоит предпринять Попытку к сотрудничеству независимо оттого, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать в себя:
- продажу активов;
- сокращение накладных расходов;
- изменение маркетинговой
- смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого прежде всего нужно проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом, затем выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант - сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды, что означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже создавшего себе положительную кредитную историю в банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита. После чего обязательно проанализировать совершенные ошибки в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его, а вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
Вот здесь и происходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной банком схемы принятия обеспечения. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. В данном случае уместно напомнить о требованиях Гражданского кодекса Республики Казахстан к реализации залога и о сложностях и проблемности их практического применения.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что трудно переоценить роль кредита в развитии экономики Казахстана. Выполняя различные функции, выступая в различных формах, способствуя достижению различных потребительских и инвестиционных целей, кредит представляет собой весьма удобную и во многих случаях незаменимую форму финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать ости конкретного заемщика и приспосабливать к ним получения ссуды.
2 АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Кредитная политика и стратегия банков
В современных условиях развития рыночной экономики, реформирования банковской системы в Казахстане все вопросы, связанные с предоставлением кредита, рассматриваются и решаются банками второго уровня самостоятельно и в соответствии с их кредитной политикой.
Кредитная политика создает основу организации кредитной деятельности банка в рамках общей стратегии его развития определяет принципы и порядок осуществления кредитною процесса, средства и методы его реализации, а также необходимые условия разработки соответствующей документации.
Цель внутренней кредитной политики - обеспечение защиты собственных интересов банка, снижение рисков при проведении активных кредитных операций.
Каждый банк разрабатывает свои правила кредитования в соответствии с законодательством нашей страны по вопросам кредитной деятельности, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Правила определяют общие приоритеты, стандарты и параметры принятия решений в области кредитной деятельности, основные принципы управления кредитными рисками и ориентируют кредитную деятельность банка на решение следующих задач:
– формирование качественного ссудного портфеля за счет кредитования устойчиво функционирующих субъектов хозяйственной деятельности и финансирования перспективных проектов;
– обеспечение оптимальной структуры и размера ссудного портфеля, внебалансовых обязательств;
– обеспечение высокого уровня безопасности и доходности размещения активов банка.
Кредитование осуществляется на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и использования ссуд по целевому назначению в пределах имеющихся ресурсов.
Банк осуществляет кредитную деятельность во всех секторах экономики и регионах страны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, уставом и внутренними положениями. Кредиты предоставляются предприятиям, организациям, кооперативам, объединениям и другим хозяйствующим субъектам, а также чутким предпринимателям, являющимся клиентами банка и имеющим устойчивое финансовое положение, стабильный спрос на производимые ими товары или предлагаемые услуги и предоставившим банку в обеспечение кредита под высоколиквидный залог.
Для размещения средств на кредитном рынке банк использует как собственные деньги, так и привлеченные на депозитные счета деньги корпораций, организаций, учреждений и населения, кредиты и депозиты, полученные на внутреннем и международном финансовых рынках, а также другие источники ресурсов, пригодных для кредитования.
Банк проводит потребительское, коммерческое и инвестиционное кредитование, а также выполняет агентские функции по целевому размещению средств государственного бюджета и кредитных ресурсов иных банковских учреждений, корпораций и международных финансовых организаций на условиях, определяемых агентскими договорами (соглашениями).
С учетом принятой стратегии развития банка и складывающейся в стране экономической ситуации основными приоритетами кредитной политики являются:
1) в области коммерческого
– развитие малого и среднего бизнеса в сферах торговли, производства и т.п.;
– торговля, промышленность, энергетика, связь, транспорт, производство товаров народного потребления;
– здравоохранение;
– производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
– предоставление краткосрочных кредитов;
2) в области документарных
– предоставление гарантий и принятие гарантий банков-контрагентов, открытие аккредитивов и подтверждение выпущенных аккредитивов банками-партнерами;
– авалирование векселей клиентов;
– принятие векселей клиентов в учет;
3) в области инвестиционного кредитования:
– финансирование краткосрочных и среднесрочных проектов развития производства товаров повседневного спроса;
– финансирование средне- и долгосрочных межотраслевых проектов развития производства продукции, соответствующей мировым стандартам качества.
Приоритетными в области инвестиционного кредитования считаются проекты:
– с достаточно короткими сроками окупаемости;
– по созданию и модернизации производства продукции с емким и надежным рынком сбыта, устойчивыми поставками сырья и комплектующих изделий;
– с использованием финансового лизинга оборудования;
– создания новых, а также модернизация и реконструкция существующих импортозамещающих производств в легкой, пищевой, мукомольно-крупяной, полиграфической, фармацевтической и ряде других отраслей промышленности, включая проекты малого и среднего бизнеса;
– рентабельные проекты, предлагаемые к финансированию Правительством Казахстана и международными организациями.
Банки обычно не устанавливают региональные приоритеты в кредитной политике.
Кредиты предоставляются, как правило, в безналичном порядке путем перечисления заемщику денег со ссудного счета непосредственно на текущий счет поставщика для оплаты расчетно-денежных документов. Сумма кредита может быть предоставлена непосредственно на текущий счет заемщика для последующего получения им наличных денег на цели, предусмотренные в кредитном договоре.
Кредитная стратегия банка предусматривает:
– принятие банком рисков только после их тщательного анализа;
– неприемлемость рисков, которые бы ставили банк в зависимость от одного или нескольких крупных клиентов;
– проведение активной работы по улучшению качества кредита, структуры активов и пассивов и сокращению инвестиций в основные средства;
– принятие решения о выдаче кредита не только на основе оценки залога, но и расчета будущих денежных и потенциальной прибыльности заемщика, а также его анализа правовой стороны предложенного проекта;
– дифференциацию кредитного портфеля по размеру кредитов, отраслям и видам деятельности заемщиков в целях сокращения рисков;
– предотвращение опасности подвергнуть банк большим потерям из-за принимаемых рисков. Получаемые доходы должны покрывать общую сумму риска;
Информация о работе Пути совершенствования кредитной деятельности в коммерческих банках