Инновации в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов

Вложенные файлы: 1 файл

Качанова Е Инновации в биб-ке.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)
  • цели создания новых продуктов/услуг (зачем производить новые услуги/продукты, модифицировать существующие, что это даст биб-ке?);
  • группы целевых потребителей, на которые биб-ка (организация/предприятие) хотела бы преимущественно работать (кому предоставлять новые (модифицированные) услуги/проекцию?);
  • свойства новых (модифицированных) продуктов и услуг, необходимых целевым категориям в условиях соответствукнцих рынков (какими свойствами должен обладать продукт, дополнительные услуги, чтобы не вызывать сомнений, отличаться от других, а, значит быть востребованными и приносить выгоду как потребителю, так и производителю?);
  • совокупность ассортимента и особенности жизненного цикла товаров услуг/продукции (что, в каком сочетании и как долго следует производить), структура кластеров (инновационных «цепей») продуктовых и сервисных инноваций, позволяющих обеспечить максимальное использование ресурсов биб-ки и максимальное удовлетворение потребностей ее целевых аудиторий (какие взаимозависимые услуги/продукты (основные и дополнительные) производить, чтобы добиться максимальных результатов?).

 

Остановимся на путях решения этих вопросов применительно к биб-кам, рассматривая процесс создания и реализации продуктовых и сервисных инноваций не как ассортиментное регулирование, а более широко — как управление библиотечным обслуживанием.

3.4.2. Ассортиментная политика  и стратегия развития пролуктовых изменений

 

Ассортиментная политика как часть единой инновационной политики любой организации включает в себя определение набора ассортиментных групп и видов услуг/продукции, наиболее предпочтительных с точки зрения обеспечения эффективности функционирования. Она позволяет организаиии приспособиться к будущим изменениям на рынке, выпускать конкурентоспособный товар (продукцию, услуги) (58; 91; 126; 206).

 

Под конкурентоспособностью товара понимается оптимальное сочетание качественных и стоимостно-аеновых параметров итоговых продуктов деятельности организации. Поддерживая конкурентоспособность своих услуг/продукции, биб-ка стремиться «устоять», «утвердиться» на профильном (прежде всего информационном) рынке аналогичных или близких по характеристикам услуг и продукции других хозяйствующих единиц (производителей), а также постоянно поддерживать истребительский спрос. Считается, что конкурентоспособность прямо пропорциональна качеству реализуемого итогового продукта, но обратно пропорциональна его цене и непосредственно зависит от конъюнктуры соответствующего рынка (42,с.119). Ассортиментная политика рассматривает:

  • соотношение видовых групп услуг/продукции;
  • соотношение услуг/продукции, находящихся в различных стадиях жизненного цикла.

 

Ассортиментная политика биб-ки призвана решать широкий круг задач, позволяющих обеспечивать:

  • удовлетворение потребительских предпочтений на основе дифференциации потребностей и спроса;
  • доступность библиотечных ресурсов реальным и потенциальным категориям пользователей биб-ки на основе формирования соответствующего спросу, миссии и возможностям биб-ки ассортимента услуг/продукции;
  • использование интегрального потенциала биб-ки, ее технологической базы, опыта персонала, устоявшегося имиджа и пр.;
  • комфортность библиотечной среды, организацию дополнительного сервиса, механизмов регулирования читательских потоков (внедрение услуг по предварительному заказу и электронной доставки документов, диспетчеризации (перенаправления) запросов), межбиблиотечного взаимодействия;
  • использование единого информационного пространства в зоне обслуживания, позволяющего координировать информационную деят-сть с другими биб-ками и информационными структурами, использовать единые сетевые ресурсы, проводить совместные программы, выпускать корпоративную информационную продукцию (путеводители по информационным ресурсам и пр.);
  • получение хозяйственных и социальных выгод в форме доходов от реализации итоговых продуктов инициативной деят-ти биб-ки;
  • привлечение новых потребительских сегментов
  • использование принципов современного менеджмента и маркетинга.

 

Успешность реализации ассортиментной политики зависит от обоснованности стратегических решений, т.е. от понимания руководством и персоналом перспектив и целей развития библиотечного производства.

Во второй главе отмечалось, что стратегия развития библиотечного производства может включать 4 направления: расширение или стабилизацию существующего производства, развитие новых или сворачивание определенных направлений деят-ти, потерявших потребительскую ценность. Реализация каждого направления потребует от биб-ки разработку комплекса действий, позволяющих достичь желаемых целей (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2. Направления развития библиотечного производства

Направления развития библиотечного производства

Комплекс альтернативных мероприятий

Расширение существующего произволства

Создание продуктовых, сервисных и технологических инноваций на основе имеющихся ресурсов за счет расширения н углубления ассортимента, активного применении методов стимулирования инновационной активности сотрудников, разработки мер по улучшению качества библиотечного обслуживания и технологических процессов; развитие организационных изменений; поиск и вложение инвестиций в основные фонды (новую технологию, оборудование и пр.); расширение деят-ти на основе совершенствования технологии, разработка комплексных  услуг.

Разните новых направлений профильной и сопредельных видов деят-ти

Определение новых направлений профильной (библиотечно-информацнонной) и сопредельных (образовательной, культурно-досуговой, издательской и пр.) видов деят-ти на основе расширения ассортимента и создания новых перспективных для биб- ки видов продукции/услуг (продуктовых и сервисных инноваций); активизация инвестиций в новые направления деят-ти за счет расширения фандрейзинговых программ, сервисных инноваций; тщательное прогнозирование н контроль за поведением целевых потребителей с целью выявления потенциального спроса на новые услуги/продукцию, новые направления работы биб-ки

Стабилизация существующего производства

Разработка и применение мер по повышению качества библиотечного обслуживания и обеспечению конкурентоспособности продукции/услуг; активизация научных исследований и ОКР не на создании новшест, а на сокращение затрат (издержек) на производство выпускаемых услуг и продукции; обеспечение дифференцированного обслуживания, соответствия выпускаемой продукции потребностям целевых категорий.

Сокращение (сворачивание) отдельных направлений производства товаров и услуг

Оценка результативности и рентабельности отдельных направлений деят-ти биб-ки с позиций социальной востребованности н экономической целесообразности; выявление перспективных и неперспективных направлений в работе биб-ки; перевод неперспективных направлений в режим эпизодического выполнения; разработка и применение мер постепенного перевода деят-ти на новые направления, специализацию и связанные с этим социальные и организационные изменения.


При осуществлении каждого из названных направлений биб-кой могут применяться различные виды ассортиментных стратегий:

  1. диверсификация
  2. интеграция;
  3. дифференциация
  4. специализация.

Каждая из них соответствует определенным направлениям развития библиотечной деят-сти.

Направления развития библиотечного производства

Виды ассортиментных стратегий

Расширение существующего производства

Интеграция

Развитие принципиально новых направлений профильной и определьных дидов деят-ти

Диверсификация

Стабилизация существующего производства

Дифференциация

Сокращение отдельных направлений производства товаров и услу

Специализация


 

В теории маркетинга изучены проблемы формирования товарных стратегий организации (8;58;91;94;126;136;206). Полученные результаты применимы к любым сферам общественной практики в том числе и к библиотечному делу.

Для биб-тек, особого внимания заслуживает стратегия развития принципиально новых направлений профильной и сопредельных видов деят-ти, получившая название — диверсификация (диверсификационная стратегия).

 

Стратегия диверсификации строится на значительном расширении ассортимента и позволяет организации выйти на новые рынки с новыми товарами/услугами. Эта стратегия способствует увеличению общественного признания и укреплению рыночных позиций. В то же время в процессе ее осуществления не исключена возможность разрыва логической связи ассортиментных групп (91; 94; 126;).

 

Различают 3 вида диверсификации; горизонтальную (производство новых товаров — аналогов); концентрическую (создание товаров — дополнителей), многоотраслевую (выход на смежные рынки и перспективные потребности). Применение различных видов диверсификации позволяет организации создавать множество новых разновидностей продукции (видов деят-ти), которыми заполняются новые рыночные ниши.

Стратегия диверсификации создает значительные потенциальные возможности для разработки продуктовых и сервисных инноваций в биб-ках (рис. 7).

Применение горизонтальной диверсификации позволяет обеспечить разработку широкого диапазона альтернативных услуг-аналогов. Эти услуги ориентированы на удовлетворение той же базовй потребности, что и профильные услуги, но в другое (дополнительное) время, в другом месте, с другими свойствами. Строятся эти услуги/продукция на принципах самоокупаемости и нацелены на получение ожидаемых выгод и для читателя, и для биб-ки.

Рис. 7. Стратегия диверсификации библиотечных услуг/продукиии

РЫНОК

Профильных и смежных услуг/продукции

«НИШИ» образуемые аналогичными потребностями

«НИШИ» образуемые комплексом взаимосвязанных потребностей

«НИШИ» образуемые сопутствующими потребностями

↓   ↑

↓   ↑

↓   ↑

горизонтальная диверсификация (выпуск новых товаров-аналогов)

концентрическая диверсификация (выпуск товаров дополнителей (кластеров))

многоотраслевая диверсификация (заимствование услуг из смежных сфер)

СТРАТЕГИЯ   ДИВЕРСИФИКАЦИИ


Например, в качестве таких услуг-аналогов могут рассматриваться: прием и отправка электронной корреспонденции; ночной абонемент; продление срока пользования документом по телефону; обслуживание (прием прочитанных изданий) на дому или по месту работы пользователя; снятие выкроек из модных журналов; копирование документов, сканирование и т. д.

При разработке горизонтальной диверсификации биб-ка руководствуется принципом «что мы можем сделать за читателя, чтобы сэкономить его время, силы, укрепить доверие к биб-ке, тем самым улучшить ее финансовое положение».

 

Горизонтальная диверсификация является инструментом моделирования библиотечного ассортимента. Она осуществляется за счет операций расширения (создания новых услуг, относящихся к новым для биб-ки ассортиментным группам) и углубления ассортимента (создания новых услуг, относящихся к ассортиментным группам услуг, уже используемых биб-кой). Механизм ее осуществления включает: определение базовой потребности и основной услуги/продукции, направленной на ее удовлетворение, разработка комплекса услуг и аналогов — заменителей основной услуги/продукции.

Рассмотрим несколько примеров «присоединения» услуг-заменителей к существующим библиотечным услугам.

 

ПРИМЕР 1. Осуществим «присоединение» услуг-заменителей к такой профильной бесплатной библиотечной услуге, как «предоставление документов для использования в чит. зале».

Ассортиментная группа

Услуга

Услуга-заменитель

Формирующаяся ассортиментная группа

Библиотечно-информационные услуги

Предоставление докумнетов из фонда биб-ки для использования в ч.з.

1. копирование документв из фондов  биб-ки

2. сканирование документов

Издательско-полиграфические услуги

 

Сервисные услуги

1. продажа списанных документов

2. электронная доставка  полнотекстовых документов

 

ПРИМЕР 2. Осуществим «присоединение» услуг-заменителей к такой платной, а для ряда биб-к и бесплатной, услуге, как «предоставление доступа к мировым информационным ресурсам Internet».

Ассортиментная группа

Услуга

Услуга-заменитель

Формирующаяся ассортиментная группа

Библиотечно-информационные услуги

Предоставление доступа к мировым информационным ресурсам Internet

1.поиск в сети и электронная доставка  web-документов

2.прием и отправка электронной  корреспонденции пользователя

3.поиск и копирование web-документов на дискету закзчика

Сервисные услуги


Первый пример показывает, как «расширяется» ассортимент за счет появления новых ассортиментных групп, второй — демонстрирует, как «углубляется» ассортимент в пределах одной группы услуг. Приведенные примеры доказывают, что цель создания услуг-заменителей — повысить комфортность обслуживания, расширить возможности читателей по удовлетворению потребностей, «присоединить» к основной библиотечной услуге несколько новых услуг, выполняющих функции своеобразного сервисного подкрепления. На этой основе создается «цепь» взаимосвязанных и взаимообусловленных продуктовых инноваций — продуктовых инновационных кластеров. Разработка продуктовых инновационных кластеров является важным компонентом инновационной деят-ти биб-ки, средством формирования ассортимента биб-ки.

Информация о работе Инновации в библиотеках