Глобальные проблемы современности и их обсуждение на уроках иностранного языка (в старших классах средней школы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:41, дипломная работа

Краткое описание

В работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения 6
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 21
2.1.Лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 21
2.2. Анализ тематического содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 34
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Сидорец о глобальных проблемах.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку продовольственная проблема приобрела глобальные масштабы и характер, её решение связывается с перспективами рационального распределения производственных ресурсов на всей планете. Человечество создало достаточно мощные производительные силы сельского хозяйства: во второй половине XX века в мировом земледелии произошли такие качественные сдвиги, как переход к системе машин в сельском хозяйстве на базе использования высокоурожайных, гибридных семян, широкое развитие агропромышленной интеграции и становления агропромышленного комплекса, биотехнологическая революция. Использование всех этих достижений цивилизации для обеспечения населения развивающихся стран необходимым для нормальной жизни продовольствием помогло бы решить эту глобальную проблему современности (Тяськин 1997,64).

Решение продовольственной проблемы означает обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы. Обострение продовольственной проблемы – явление не только второй половины 20 века. И в прошлые столетия продовольственный кризис охватывал ту или иную страну или группу стран. Причиной возникновения таких кризисов были неурожайные годы или стихийные бедствия. Сейчас продовольственная проблема не является результатом стихийного бедствия или неурожая. Она обусловлена рядом причин социально-экономического характера. К ним относятся: 1)осуществление процесса индустриализации, который вызвал бурный поток миграции сельского населения в город; 2) быстрый рост всего населения, а не только высокая степень урбанизации; 3) низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах (Клементов 2002,266).

Как известно, решение глобальных проблем человечества является злободневной современной проблемой. Люди всех возрастов не могут не обсуждать будущее человечества. Данная проблематика, как было показано в параграфе 1.1 на странице 1111, является актуальной для старшеклассников.

В связи с этим можно считать целесообразным включить в содержание обучения иностранному языку, в старших классах средней школы, данных проблем. Это, как можно предположить, так же будет способствовать более эффективному обучению иностранному языку.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ современного содержания обучения ИЯ в области тематического содержания

Проблема содержания обучения иностранным языкам всегда считалась нерешенной, и поэтому вопросу всегда возникало много научных споров и разногласий. Взаимосвязь целей обучения и содержания обучения очевидна. Именно от того, какая цель поставлена, зависит определение содержание обучения. Существует несколько точек зрения относительно самого понятия «содержание обучения». Так, например, Э.П. Шубин полагает, что самое главное содержание обучения иностранному языку составляют упражнения. Но необходимо отметить, что под «упражнениями» он понимает психофизическую деятельность коммуникативного характера. Традиционно под содержанием обучения в соответствии с дидактикой понимают «все, чему необходимо учить» (Пассов 2002, 2).

Основные цели изучения английского языка – формирование способности участвовать в коммуникации, сохраняя и совершенствуя свои знания (там же).

Обсуждение таких глобальных проблем современности, как: проблемы войны и мира, экологии, проблемы мирового океана, голода, могут способствовать реализации данной цели.

В связи с выше сказанным, представляется необходимым проанализировать содержание современных учебно–методических комплектов иностранного языка в старших классах средней школы. В ходе анализа были рассмотрены следующие учебно–методические комплекты для X-XI классов:

    • “The world of English”В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа для общеобразовательных школ;
    • “Английский язык” В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой для школ с углубленным изучением английского языка
    • “Target” Nick Kenny, Roger Johnson для школ с углубленным изучением английского языка;
    • “Life Lines” Tom Hutchinson для общеобразовательных школ.

Сначала дадим общую характеристику названным учебно-методическим комплектам, а затем выделим в них тематическое содержание, которое соотносится с глобальными проблемами современности. Учебно-методический комплект“The world of English”В.П. Кузовлев для X-XI классов состоит из следующих компонентов:

1. Учебник (Student’s Book)

2. Рабочая тетрадь (Activity Book)

3. Книга для чтения (Reader)

4. Книга для учителя (Teacher’s Book)

5. Аудиокассеты.

Учебник рассчитан на два часа в неделю. Весь материал объединен в семь циклов (Units), каждый из которых имеет свое название. На прохождение каждого цикла отводится от 15 до 20 уроков в зависимости от уровня обученности учащихся. Спланированные уроки составляют приблизительно 75%. Остальные уроки — резерв учителя, который он может использовать по своему усмотрению, в том числе для подготовки к выпускному экзамену. Цикл состоит из семи разделов, каждый из которых имеет свое название, отражающее его основное смысловое содержание. На каждый раздел отводится два урока (Кузовлев 2000, 5).

Если за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана на изучение английского языка выделяется всего лишь один час в неделю, в поурочных рекомендациях в Книге для учителя даются соответствующие указания о том, какой материал подлежит обязательному усвоению, а какой можно рассматривать как факультативный.

Содержание основного курса строится в соответствии с обязательным минимумом, разработанным рабочей группой РАО. Главной целью в 10—11 классах в содержательном плане является сообщение учащимся основных

страноведческих знаний о тех сферах культуры англоязычных стран, которые не получили достаточного освещения в базовом курсе: о государственно-политическом устройстве стран, о молодежной субкультуре, положении молодежи и ее правах, о географическом положении и его влиянии на образ жизни и менталитет народа, о социальной защищенности граждан, о вкладе ученых и деятелей литературы и искусства в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру в целом. Содержание материала в 10—11 классах подается как на тематическом, так и на проблемно-заостренном уровне. В Учебнике и Рабочей тетради для 10—11 классов, имеется специальная группа упражнений под рубрикой “In your culture”, которая целенаправленно из урока в урок учит учащихся рассказывать на английском языке о родной культуре. В конце каждого цикла уроков в рабочей тетради имеется рубрика под названием “Link List”, задача которой состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать особенности родной культуры в соотнесении с культурой англоязычных стран. Все циклы имеют единую структуру, что облегчает учителю и учащимся работу с Учебником. В конце каждого цикла есть разделы, которые содержат материалы  для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля по различным аспектам иноязычной культуры. Это способствует осознанию учащимися собственного опыта изучения иностранного языка и иноязычной культуры и готовит учащихся к пользованию Европейским языковым портфелем (European Language Portfolio).В данном учебнике проверяется не только знание фактов культуры англоязычных стран, но и умение рассказать о корреспондирующих элементах родной культуры (Кузовлев 2000,6).

УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала в соответствии с требованиями государственного стандарта к надбазовому уровню владения иностранным языком (Кузовлев 2000, 4).

Что касается общей характеристики учебно-методического комплекта “Английский язык” для 10-11 классов авторов В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой, то следует упомянуть, что данный комплект создан с ориентацией на современные цели изучения языков международного общения и задачи обучения иностранным языкам на завершающей ступени обучения в школе. Он включает в себя три книги для учащихся и книгу для учителя. Для школьников предназначены:

    1. Учебник
    2. Пособие по культуроведению Великобритании
    3. Пособие по подготовке к выполнению типовых заданий по английскому языку международных экзаменационных работ.

Данное УМК нацелено на коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовку к межкультурному общению, обучение школьников технологии изучения иностранных языков и развитие их самообразовательного потенциала, обучение культуре делопроизводства. Главными задачами являются углубление филологических знаний школьников о вариативности английского языка и особенностях его функционирования в англоязычных и других странах, развитие умений вести дискуссию на английском языке при обсуждении стиля и образа жизни в англоязычных странах, ознакомление школьников с международными требованиями к владения устной и письменной речью, развитие культуры умственного труда учащихся при сборе, обработке и интерпретации разной культуроведческой информации развитие социокультурной наблюдательности (Сафонова 1997, 3).

Учебное пособие содержит проблемные задания различной степени сложности, стимулирующие развитие познавательных и общекультурных умений школьников в процессе изучения языка, культуры и общественной жизни Великобритании. Книга написана в форме диалога авторов учебника с учениками, что отразилось в стиле написания инструкций к заданиям. Учитель и ученики также выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, которое обогащает каждую из участвующих сторон. Таким образом, считают авторы, осуществляется переход от авторитарного типа педагогического общения к педагогическому сотрудничеству, в котором учитель помогает учащимся овладеть знаниями, развивать коммуникативные способности и умения, выступает в роли консультанта, участника дискуссий и дебатов (Сафонова 1997, 3).

Данный учебно-методический комплект построен с ориентацией на 4 часа занятий в неделю, 136 учебных часов в году, однако его структура достаточно гибкая и позволяет использовать его как при уменьшении, так и при увеличении сетки часов (там же).

Учебно-методический комплект “Target” для 10-11 классов под редакцией Nick Kenny, Roger Johnson включает:

1.Учебник

2. Книга для учителя 

3. Аудиокассеты.

Данный учебник был создан с целью подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена за курс средней школы. Вся книга включает 12 разных по тематике разделов (Units), каждый из которых состоит из оригинальных аутентичных текстов и множества интересных упражнений, которые позволяют подготовиться к экзамену. С помощью этого комплекта ученик повторяет все основные грамматические структуры, изученные  ранее, расширяет свой словарный запас, развивает свои умения и навыки чтения и аудирования, приобретает уверенность в разговорной речи и письме. В учебнике есть так называемые сектора-помощники (“Help” sections), которые дают совет, как правильно подходить к выполнению того или иного задания, как реагировать на вопросы, которые могут встретиться на экзамене. Но эти «помощники» не только обеспечивают поддержку в разных видах упражнений, но развивают умения предвидеть, как достигнуть наилучшего результата. В конце каждого раздела есть тесты (Revision test), которые составлены на базе изученного в новом разделе материале. Они помогают ученикам проверить, насколько хорошо они усвоили новые слова и структуры этого раздела. А так же в последнем разделе есть пробный финальный тест, который может помочь ученикам самостоятельно проверить свои знания, умения и навыки.

Учебно-методический комплект “Life Lines” под редакцией Тома Хатчинсона состоит из 14 разделов (Units) и предполагает 70 часов на усвоение основного материала и 30 часов на дополнительные задания. Комплект состоит из следующих компонентов:

    1. Учебник
    2. Книга учителя
    3. Рабочая тетрадь
    4. Аудиокассеты.

Данный комплект предполагает как повтор и закрепление уже изученного словаря и грамматических структур, так и изучение нового. Как отмечают авторы, основное внимание они уделяли тому, чтобы ученики делали «маленькие языковые грамматические открытия», расширяли свой словарный запас, приобретали навыки и умения адекватно общаться на иностранном языке. Этот курс подходит для тех, кто уже овладел базовым уровнем обученности по иностранному языку и хочет улучшить и расширить свои знания в области английского языка, а так же закрепить полученные ранее знания. Особенностями данного комплекта являются гибкость, интересный материал для данной возрастной группы учеников, последовательность подачи учебного материала. Каждый раздел состоит из определенного основного материала, соответствующей грамматики и лексики, специально разработанных разделов чтения, аудирования, разговорной речи и произношения. Life Lines – это четко отобранный современный материал, интересный для учеников старшего школьного возраста.

Проанализировав отечественные учебно-методические комплекты для 10-11 классов общеобразовательных школ, можно сделать вывод о том, что в этих книгах абсолютно отсутствуют отдельные разделы, посвященные глобальным проблемам, они только слегка их касаются. В основном даны тексты о защите окружающей среды, проблемы населения и иммиграции (учебник В.В Сафоновой), проблемы молодежной субкультуры. Если говорить об упражнениях, то из раздела в раздел это однотипные упражнения, которые повторяются. Все упражнения можно представить в виде следующей схемы:

Схема 3

Вариативность упражнений в отечественных учебниках, направленных на овладение глобальными проблемами современности:

Так как в учебниках отечественных авторов ученики не обсуждают проблемы подробно, выпускники школ не имеют полного представления о глобальных проблемах современности и не способны обсуждать их в реальном общении с носителями языка.

Проанализировав учебники зарубежных авторов, можно заключить, что в учебнике Life Lines, так же как и учебниках отечественных авторов нет отдельной темы, раздела, посвященного глобальным проблемам. В данном комплекте глобальным проблемам современности посвящено всего 2 текста с малым количеством информации, но с большим количеством разнообразных заданий для обсуждения тех или иных вопросов. А малый объем представленной в текстах информации, не дает учащимся возможности высказаться по тому или иному вопросу в полном объеме. В то же время, в учебнике Ника Кенни и Роджера Джонсона “Target”, глобальным проблемам посвящен целый раздел, в котором присутствуют различные тексты на разные темы. В этом разделе обсуждаются такие проблемы как загрязнение окружающей среды, смог, вырубка лесов, браконьерство, катастрофы, терроризм, глобальное потепление. Все тексты взяты из аутентичных источников. Для организации обсуждения данных проблем имеются различные подготовительные и собственно речевые упражнения. В учебниках зарубежных авторов упражнения более разнообразные и их можно представить в виде следующей схемы:

Информация о работе Глобальные проблемы современности и их обсуждение на уроках иностранного языка (в старших классах средней школы)