Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат
Краткое описание
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе 1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе 2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы Заключение Список литературы
по дисциплине: «Методика профессионального
обучения»
по теме: «Научно-исследовательская
работа студентов в высшей школе»
Выполнил: ст. группы 04ТО1Русяйкин
Е.О.
Проверил: к.п.н., Крылова Н.Н.
Пенза 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое определение
понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской
работы в высшей школе
1.1 Научно-исследовательская
работа студентов в высшей
школе
1.2 Формирование готовности
студентов ВУЗа к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения
Глава 2. Практический пример
организации научно-исследовательской
работы в высшей школе
2.1 Системный подход к
организации научной работы студентов
в условиях высшей школы
Заключение
Список литературы
Введение
Научно-исследовательская деятельность
студентов позволяет наиболее полно проявить
индивидуальность, творческие способности,
готовность к самореализации личности,
как педагога профессионального обучения
так и его воспитанника. Несмотря на обширную
нормативно-правовую базу в данной области,
развитие методологии и методики исследовательской
подготовки в школе, на деле данному виду
деятельности уделяется недостаточно
внимания. Необходимо уделять внимание
вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности. Процесс исследования индивидуален
и является ценностью как в образовательном,
так и в личностном смысле, поэтому необходимо
совершенствовать подходы к научно-исследовательской
работе, для того что бы сделать этот процесс
наиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является
определение главных составляющих, структуры
научно-исследовательской деятельности,
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности и её формирование средствами
проблемного обучения, рассмотрение примера
практической организации научно-исследовательской
деятельности.
В данной работе необходимо
дать определение научно-исследовательской
деятельности. Рассмотреть методы теоретических
и эмпирических исследований. Рассмотреть
понятие готовности к научно-исследовательской
деятельности, уровни, и условия её формирования.
Работа включает в себя теоретическую
часть, в которой рассматривается понятие,
структура научно-исследовательской деятельности
и понятие готовности к этой деятельности,
и практическую часть в которой описывается
применение системного подхода к организации
научно-исследовательской работы в учебном
заведении.
Глава 1. Теоретическое
определение понятия, необходимости и
проведения научно-исследовательской
работы в высшей школе
В этой главе рассказывается
о понятии научного знания его значения
в научно-исследовательской деятельности.
Подробно описываются методы эмпирических
и теоретических исследований, условия
их применения и использования, методы
и формы привлечения студентов к научному
исследованию, которым относится курсовое
и дипломное проектирование. Рассматриваются
элементы теории и методологии научно-технического
творчества. Важным элементом научной
деятельности является готовность к этой
деятельности, поэтому в работе рассматриваются
уровни готовности и условия её формирования
у студентов в высшей школе.
На данном этапе работы необходимо
дать определение научно-исследовательской
деятельности. Рассмотреть методы и формы
эмпирических и теоретических исследований.
Определить понятие готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности
и её формирование средствами проблемного
обучения. Это включает и определение
уровней готовности и рассмотрение условий
их формирования.
1.1 Научно-исследовательская
работа студентов .
В этом параграфе рассматривается
основной аппарат всей работы, касающийся
научно-исследовательской работы студентов.
Необходимо рассмотреть основные понятия
и компоненты научно-исследовательской
работы: «научно-исследовательская работа
студентов », научное знание, методы исследования.
Определить понятие и разобрать элементы
научно-исследовательского творчества.
Определить этапы мышления по «добычи»
научного знания. Рассмотреть все методы
научного познания и определить условия
их использования.
1. Формы и методы привлечения
студентов к научному творчеству.
Современное понятие «научно-исследовательская
работа студентов» (НИРС) включает в себя
два взаимосвязанных элемента:
1) обучение студентов
элементам исследовательского труда,
привитие им навыков этого
труда;
2) собственно научные
исследования, проводимые студентами
под руководством профессоров
и преподавателей.
Руководство НИРС является
обязательным элементом деятельности
профессоров и преподавателей вузов, аспирантов.
В каждом вузе организуется совет по НИРС,
возглавляемый ректором; на факультете
– деканом; на кафедре – заведующим кафедрой.
Главными задачами советов являются: оказание
всесторонней помощи руководству вуза
в создании условий для широкого участия
студентов в научно-исследовательской,
конструкторской и творческой работе;
распространение положительного опыта
организации научной работы студентов;
методическое руководство работой нижестоящих
советов; организация научно-технических
конференций, выставок, конкурсов, смотров
и др.
Формы и методы привлечения
студентов к научному творчеству условно
подразделяются на НИР, включенную в учебный
процесс, а также НИР, выполняемую студентами
во вне учебное время. Учебно-исследовательская
работа (УИРС) выполняется в отведенное
расписанием занятий учебное время по
специальному заданию в обязательном
порядке каждым студентом. Основной задачей
УИРС является обучение студентов навыкам
самостоятельной теоретической и экспериментальной
работы, ознакомление с реальными условиями
труда в лаборатории, в научном коллективе.
К таким занятиям относятся
:
1) лекции по дисциплине
«Основы научных исследований» (ОНИ);
2) практические и лабораторные
занятия с элементами научных
исследований по дисциплине (ОНИ,
Автомобили и др );
3) курсовое и дипломное
проектирование с элементами
научных исследований, наличия внедрения
в виде изготовленных стендов,
установок, датчиков; публикаций статей,
тезисов докладов, изготовленных
материалов на изобретения.
Основной формой научной работы
студентов, выполняемой во вне учебное
время, является участие студентов в научных
исследованиях, проводимых преподавателями
кафедр и сотрудниками научных учреждений
вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.
Формы творческой работы студентов:
студенческие , проектные, технологические,
исследовательские бюро , научные и вычислительные
центры, научно-производственные отряды.
2. Понятие научного знания
Знание – идеальное воспроизведение
в языковой форме обобщенных представлений
о закономерных связях объективного мира.
Функции знания – обобщенное разрозненное
представление о закономерностях природы,
общества и мышления; хранение в обобщенных
представлениях всего того, что может
быть передано в качестве устойчивой основы
практических действий. Процесс движения
человеческой мысли от незнания к знанию
называют познанием, в основе которого
лежит отражение объективной действительности
в сознании человека в процессе его общественной,
производственной и научной деятельности,
именуемой практикой. Потребности практики
выступают основной и движущей силой развития
познания, его целью. От практики к теории
и от теории к практики, от действия к мысли
и от мысли к действительности – такова
общая закономерность отношений человека
в окружающей действительности.
Диалектика процесса познания
выражается в противоречии между ограниченностью
наших знаний и безграничной сложностью
объективной действительности, между
субъективной формой и объективным содержанием
человеческого познания, в необходимости
борьбы мнений, позволяющих путем логических
доказательств и практической проверки
установить истину. Вся наука, все человеческое
познание направлены к достижению истинных
знаний, верно отражающих действительность.
Истинные знания существуют в виде законов
науки, теоретических положений и выводов,
учений, подтвержденных практикой и существующих
объективно, независимо от трудов и открытий
ученых. Поэтому истинное научное знание
объективно. Научное знание может быть
относительным и абсолютным. Относительное
знание – неполное, абсолютное – полное.
Непрерывное развитие практики исключает
возможность превращения знания в абсолютное.
Познание включает в себя два
уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание обеспечивает
непосредственную связь человека с окружающей
действительностью. Элементы: изучение,
восприятие, представление и воображение.
Рациональное познание способствует осознанию
сущности процессов, вскрывает закономерности
развития. Форма – абстрактное мышление.
Мышление – это опосредованное и обобщенное
отражение в мозгу человека существующих
свойств, причинных отношений и закономерных
связей между объектами или явлениями.
Основной инструмент мышления – логические
рассуждения человека, элементы которых:
понятия, суждения, умозаключения. Понятие
– это мысль, отражающая существенные
и необходимые признаки предмета или явления.
Бывают: общими, единичными,
собирательными, абстрактными и конкретными,
абсолютными и относительными. По признаку
отношений между понятиями их делят на
тождественные, равнозначные, подчиненные,
соподчиненные, частично согласные, противоречащие
и противоположные.
Раскрытие содержания понятия
называют его определением. В научном
исследовании определения обычно завершают
процесс исследования, закрепляют те результаты,
к которым ученый пришел в своем исследовании.
Без определения понятий возможно ложное
толкование мыслей автора исследования.
Суждение – это мысль, в которой посредством
связи понятий утверждается или отрицается
что-либо; - это сопоставление понятий,
устанавливающих объективную связь между
мыслимыми предметами и их признаками.
Умозаключение – процесс мышления, составляющий
последовательность двух или нескольких
суждений, в результате которых выводится
новое суждение. По- другому умозаключение
называют выводом, через который становится
возможным переход от мышления к действию
и к практике.
В процессе научного исследования
можно отметить следующие этапы: возникновение
идей; формирование понятий, суждений;
выдвижение гипотез; обобщение научных
фактов; доказательство правильности
гипотез, суждений. Научная идея – интуитивное
объяснение явление без промежуточной
аргументации, без осознания всей совокупности
связей, на основании которой делается
вывод. Гипотеза – это предположение о
причине, которая вызывает данное следствие.
Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми
фактами, то в науке ее называют теорией
или законом. По мере уточнения и исправления
гипотеза превращается в закон. Закон
– внутренняя существенная связь явлений,
обуславливающая их необходимое закономерное
развитие; выражает определенную устойчивую
связь между явлениями или свойствами
материальных объектов. Теория – система
обобщенного знания, объяснения тех или
иных сторон действительности.
Структуру теории формируют
принципы, аксиомы, законы, суждения, положения,
понятия, категории и факты. Аксиома –
это положение, которое берется в качестве
исходного, недоказуемого в данной теории.
Теория слагается из относительно жесткого
ядра и его защитного пояса. В ядро входят
основные принципы. Защитный пояс содержит
вспомогательные гипотезы, конкретизирующие
ее ядро. Теория является наиболее развитой
формой обобщенного научного знания.
3) Методы теоретических
и эмпирических исследований
Метод - это способ достижения
цели! Метод объективен, он является программой
построения и практического применения
теории. К общенаучным методам относятся:
наблюдение, сравнение, счет, измерение,
эксперимент, обобщение, абстрагирование,
формализация, анализ и синтез, индукция
и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация,
ранжирование, а также аксиоматический,
гипотетический, исторический и системный
методы. Разнообразные методы научного
познания условно подразделяются на ряд
уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический,
теоретический и метатеоретический. Методы
эмпирического уровня: наблюдение, сравнение,
счет, измерение, анкетный опрос, собеседование,
тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы
эксперементально-теоретического уровня:
эксперимент, анализ и синтез, индукция
и дедукция, моделирование, гипотетический,
исторический и логический методы. Методы
теоретического уровня: абстрагирование,
идеализация, формализация, анализ и синтез,
индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение
и т.д. К методам метатеоретического уровня
относятся диалектический метод системного
анализа.
Наблюдение – это способ познания
объективного мира, основанный на непосредственном
восприятии предметов и явлений при помощи
органов чувств без вмешательства в процесс
со стороны исследователя.
Сравнение - это установление
различия между объектами материального
мира или нахождение в них общего; осуществляется
как при помощи органов чувств, так и при
помощи специальных устройств.
Счет – это нахождение числа,
определяющего количественное соотношение
однотипных объектов или их параметров,
характеризующих те или иные свойства.
Измерение – это физический
процесс определения численного значения
некоторой величины путем сравнения ее
с эталоном.
Эксперимент – одна из сфер
человеческого практики, в которой подвергается
проверке истинность выдвигаемых гипотез
или выявляются закономерности объективного
мира.
Обобщение – определение общего
понятия, в котором находит отражение
главное, основное, характеризующее объекты
данного класса.
Абстрагирование – это мысленное
отвлечение от несущественных свойств,
связей, отношений предметов и выделение
нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация – отображение
объекта или явления в знаковой форме
какого-либо искусственного языка (математики,
химии и т.д.).
Аксиоматический метод – способ
построения научной теории, при котором
некоторые утверждения принимаются без
доказательств.
Анализ – метод познания при
помощи расчленения или разложения предметов
исследования на составные части.