Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция
Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.
Прилагательные - качественные имеют степени сравнения (добрый — добрее, добрейший, низкий — ниже, нижайший, самый низкий и др.); образуют формы степеней качества (красный — красненький, краснущий, красноватый); имеют полные и краткие формы (весёлый — весел); образуют наречия на -о/-е и -и (весёлый — весело); образуют абстрактные существительные (красный — краснота); - относительные: не имеют степеней сравнения (утренний, политический и др.); -притяжательные (отцовский, сестрин и др.не следует путать с притяжательными местоимениями, например: мой, его и т. п.) - не имеют краткой формы.
21. Количественное числительное — числительное, которое отвечает на вопрос сколько? скольким? и т. д.
Например: восемь, десять и т. д.
22. Поря́дковое числи́тельное — класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте.
В русском языке порядковые числительные имеют все грамматические признаки относительных прилагательных. Части сложных порядковых числительных (начиная с 21-й) пишутся раздельно: двадцать первый. При склонении сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть: две тысячи шестой. При записи порядковых числительных цифрами падежные окончания пишутся справа от числа через дефис: двадцать первого — 21-го.
Собирательное числительное: числительное, которое обозначает несколько предметов как одно целое. Например: двое друзей.
В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых — только последнее слово: пятьсот шестнадцать — пятьюстами шестнадцатью — пятьсот шестнадцатый.
В русском языке, как и во многих других славянских, вид является грамматической категорией: это значит, что каждый глагол охарактеризован как относящийся либо к совершенному, либо к несовершенному виду (за исключением небольшого числа двувидовых глаголов типа «жениться», «обжаловать»). Кроме собственно аспектуальных значений, виды различаются и морфологически: присоединение одного и того же набора окончаний даёт будущее время в случае глаголов совершенного вида и настоящее — в случае несовершенного вида (а будущее образуется аналитической конструкцией с глаголом «быть»).
В русском языке существует множество видовых пар — пар глаголов, значения которых совпадают с точностью до вида. Для их определения иногда используется так называемый критерий Маслова (названный в честь предложившего его Ю. С. Маслова), связанный с возможностью замены одного глагола другим (например, при пересказе событий в настоящем времени).
Вре́мя — грамматическая категория глагола, выражающая отношение времени описываемой в речи ситуации к моменту произнесения высказывания (т. е. к моменту речи или отрезку времени, который в языке обозначается словом «сейчас»), который принимается за точку отсчета (абсолютное время) или отношение времени к другой относительной временной точке отсчета (относительное время).
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий
Вид несовершенный — обозначают повторные действия и могут обозначать как предшествующие так и последующие действия. Образуется от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в(-вши)и -ши и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? Если деепричастие называет предшествующее действие, в предложении оно стоит до сказуемого, если последующее — после. совершенный - отвечает на ворос ЧТО СДЕЛАВ?
Классификация по отношениям. Как отмечают исследователи, в современном русском языке круг значений предлогов, сфера выражаемых ими отношений расширяется и углубляется. Итак, предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения: пространственные, временные, причинные, целевые, объектные, сравнительно-сопоставительные, определительные, уступки, сопроводительные
Словосочетание - это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения. По составу и соотношению компонентов словосочетание делятся на простые и сложные. В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (К нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову). Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе; Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова). Примеры: ненависть к врагу, читать книгу; Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слое или морфологического изменения). Примеры: петь красиво, лежать дрожа;
Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица
человеческой речи, которое представляет
собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный
русский язык» Валгина Н. С.) . С точки зрения пунктуации, предложение как законченная
единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным
знаками — или многоточием. Предложение не всегда выражает
мысль, оно может выражать вопрос, побуждение,
волю, эмоции. В соответствии с этим предложения
бывают следующих типов: Повествовательное
предложение сообщает о каком-либо факте,
действии или событии либо содержит отрицание
их. Вопросительное предложение побуждает
собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные
предложения делятся на: собственно вопросительные
— заключают в себе вопрос, предполагающий
обязательный ответ (Вы сделали работу?
Он уже пришел?) вопросительно-утвердительные
предложения содержат в себе информацию,
которая требует подтверждения (Так вы
едете? Это уже решено?) (см. вопросительно-побудительные)
вопросительно-отрицательные предложения
уже содержат в себе отрицание того, о
чём спрашивается (Что же вам тут может
нравиться? Кажется, это не особенно приятно?
И что же вы можете нам рассказать?) вопросительно-утвердительные
и вопросительно-отрицательные предложения
могут быть объединены в вопросительно-
вопросительно-побудительные предложения содержат в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе (Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займемся сначала подготовкой?) в вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Такое предложение не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе. (Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?) Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть) Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым. Предложение считается простым если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным. Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным. Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые части речи опущены в соответствии с контекстом или обстановкой. Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение. Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения). Аналогично, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и дополнения с зависимыми словами).
Лекция 18.
Гуманизация — усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям.
Гуманитаризация – один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования.
Национальное самосознание - чувство единства у народа, осознание своего права на независимость и свободу, любовь к Родине.
Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, народное знание”. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость.
Беседа (в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии (социальной, медицинской, детской и др.).
Диалог (от греч. dialogos), процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Более частные значения термина «диалог»: 1) разговор между персонажами пьесы; 2) литературное произведение, написанное в форме беседы между героями (например, диалоги Платона); 3) взаимодействие, направленное на достижение взаимопонимания, особенно в политике (например, диалог между властью и оппозицией).
Диспут - ученый спор, прение, состязание, гласный отстой, защита, оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор.
Сообщение в теории информации, всякий носитель информации. При этом теория информации интересуется лишь количественной стороной информации, содержащейся в сообщение.
Монолог, монологическая речь - вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову), совокупность слов, словарный состав языка. Л. какого-либо языка или диалекта изучается лексикологией и семасиологией,
Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других лингвистических дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.
Диктант (от лат. dicto — диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.
Морфология (от греч. ’учение о форме’), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части — морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Синтаксис в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Знания - 1.обладание какими-либо сведениями, осведомленность относительно кого-либо, чего-либо. 2. Владение какими-либо практическими навыками, умениями. 3. Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. 4. Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Национальный менталитет - это система взаимосвязанных образов, включая бессознательные, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире ...
Топонимы - это отдельная категория имен собственных, обладающая особыми свойствами.
Микротопоним — один из видов топонимов, название небольшого местного объекта, как правило, физико-географического или внутригородского (луга, поля, рощи, улицы, угодья, урочища, сенокоса, выгона, топи, лесосеки, гари, пастбища, колодца, ключа, омута, порога и т. д.). Обычно микротопонимы известны лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе
Лекция 19
Международная организация по миграции была основана в 1951 году, и главной предпосылкой для её создания послужила необходимость регулирования крупных потоков мигрантов в Европе, как следствие Второй Мировой войны.
Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий