Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - показать формирование дискурсивной компетенции учащихся старших классов посредством грамматических и языковых средств.
Задачи:
Проанализировать методическую литературу по проблеме;
Дать определение понятию «дискурсивная компетенция» и описать роль владения грамматическими навыками в формировании ключевых компетенций.
Понятие коммуникативной компетенции многоаспектно и включает несколько субкомпетенций. Характеризуя компонентный состав коммуникативной компетенции как сложного научного понятия, различные авторы выделяют разное количество ее составляющих, предлагают различные термины для их номинации. Одной из наиболее значимых считается дискурсивная компетенция.
В настоящее время «дискурс»,
который ранее использовался
как синоним понятию «текст»,
понимается как сложное коммуникативное
явление, включающее кроме текста еще
и экстралингвистические
Важность дискурсивной компетенции для полноценной межкультурной коммуникации отмечается многими отечественными и зарубежными учеными (Н. Boyer; J.A. van Ek; S. Moirand; S. Savignon; J. Sheils; H.B. Елухина, О.И. Кучеренко, Ю.А. Синица, и др.). Дискурсивная компетенция участников общения проявляется в том, что участники общения, ориентируясь друг на друга, на общее денотативное пространство, фоновые практические знания, национально-культурные стереотипы, выражают свои интенции, эмоции, отношения, оценки в системе высказываний [14; 32-35].
Понимание представляет собой
сложный процесс соотнесения
имеющегося и нового знания. Готовность
участников общения перенастраиваться
в процессе взаимодействия свидетельствует
о настроенности на получение
информации. В этом плане акт общения
представляет собой динамическое смысловое
пространство. Также в процессе коммуникации
довольно часто встречаются дискурсивные
помехи, которые могут быть связаны как
со спецификой самого дискурса, определяющей
его семантические и структурные параметры,
так и недостаточностью/
1.3. Психолого-педагогические
условия формирования
Дискурсивная сторона коммуникативной компетенции означает качество использования языковых умений и навыков в речевой деятельности, корректность и правильность говорения и письма на иностранном языке, логичность и информационную насыщенность высказываний, что также означает уважение и понимание чужой культуры.
Формирование дискурсивной компетенции начинается с самого начала обучения иностранному языку в школе. Дискурсивные умения в устной речи представляют собой умения учащегося логически и связно организовать собственное высказывание в соответствии с грамматическим и фонетическим строем языка, с собственным лексическим запасом.
Формирование дискурсивной компетенции в сфере устной коммуникации имеет свою специфику, обусловленную психологическими, психолингвистическими и лингвистическими характеристиками данной формы речи.
Основной целью обучения говорению в старших классах средней школы является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [3, с.58].
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
а) понимать и порождать
иноязычные высказывания в соответствии
с конкретной ситуацией общения,
речевой задачей и
б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
В соответствии с требованиями программы умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо) на старшем этапе обучения иностранному языку входит в понятие речевой компетенции, под которым понимают функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности [7, c. 4-8].
Формирование дискурсивной компетенции возможно при выполнении рецептивно-аналитических, репродуктивных и продуктивных упражнений по формированию умений всех структурных компонентов дискурсивной компетенции.
Действительно эффективными
в процессе формирования дискурсивной
компетенции могут стать
Педагогические возможности
развития дискурсивной компетенции
в формировании учащихся значимых качеств
определяются ее универсальным характером:
дискурсивные навыки применимы во всех
областях жизнедеятельности человека.
Ее специфика (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения
цели и средств и др.) способствует
развитию рефлексии на уровне привычного
внутреннего действия, крайне необходимого
для специалиста любого профиля,
и является показателем зрелой личности
с высоким уровнем сознания и
профессионального
Выводы по I главе
Анализ научно-методической
литературы по проблемам профессиональной
коммуникативной компетенции
Мы считаем, что в рамках
антропоцентрического подхода к
обучению ИЯ одними из важных компонентов
коммуникативной компетенции
ГЛАВА ӀӀ. ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ.
2.1 РОЛЬ ВЛАДЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ В
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.
Слово грамматика многозначно. Смешение двух его основных значений имело немалые последствия для методики обучения иностранным языкам.
С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который он осмысливает и осознает в процессе школьного обучения (бим).
По определению В.Г. Гака,
грамматика является разделом языкознания,
в котором изучаются
Известно, что в разных
методах по-разному
Известно, что в разных
методах по-разному
Таблица № 1
Методика |
Преимущества (формируемые аспекты и виды деятельности) |
Недостатки (игнорирование роли) |
Грамматико-переводной |
Грамматика, перевод, чтение, письмо |
Аудирование, устная речь |
Прямой метод |
Разговорная речь, фонетический аспект |
Грамматика, перевод, чтение |
Аудиолингвальный и аудиовизуальный метод |
Аудирование, фонетический аспект, устная речь |
Грамматика, формирование фоновых знаний |
Ситуативный подход |
Знание культуры страны, устная речь |
Трудность практического применения изученного материала |
Когнитивный подход |
Лексика, грамматика |
Разговорная речь |
Подход, основанный на понимании |
Разговорный язык, фонетика, аудирование |
Грамматика, перевод |
Коммуникативный Подход |
Устная речь, Аудирование |
Грамматика, чтение, перевод, небольшой лексический запас. |
Итак, приведённая выше характеристика показывает, что в свете коммуникативного подхода к обучению ИЯ грамматике отводится второстепенная роль. «Поиск путей совершентсвования процесса обучения грамматическому компоненту общения остаётся одним из наиболее актуальных в методике преподавания иностранных языков. Вследствие того, что грамматике принадлежит организующая роль в языке, овладение грамматической стороной иноязычного общения является необходимым условием достижения основной цели обучения иностранному языку – овладения умениями и навыками межкультурного общения» (78, 63).
Требования к обучению
грамматике в свете коммуникативно-
1) материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
2) в учебном материале следует чётко выделять формальные семантические и функциональные аспекты для того, чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определённых контекстах;
3) грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объёме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
4) введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного;
5) для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу (63, 312).
Между тем, К.И. Саломатов отмечает, что «должно быть усвоение знаний в процессе формирования у учащихся определённой системы общепедагогических и методических умений, необходимых для успешного решения всего комплекса учебно-воспитательных задач, характерных для данной специальности» (189, 16).
Итак, в коммуникативной
методике первостепенная роль отводится
практике речи, где и происходит
овладение грамматическими
2.2. Формирование
дискурсивной компетенции
На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам проблема формирования у учащихся свободного речевого общения занимает особое место. Как показывает анализ развития методик преподавания иностранного языка, в течение достаточно длительного периода развития методики как науки этому аспекту не уделялось должного внимания. В процессе обучения, чаще всего, внимание уделялось обучению всем видам речевой деятельности в отдельности, что приводило к отрицательным результатам в контексте достижения коммуникативных целей обучающей деятельности.
Однако сегодня ситуация радикально изменилась, поскольку умения свободного речевого общения на иностранном языке стали широко востребованными, прежде всего, ввиду социального заказа и потребностей общества. Увеличение объемов и темпа обмена информацией, ускоренное развитие компьютерной связи вывели коммуникацию на иностранном языке на первый план в сфере официального общения и значительно усилили ее роль в неформальном общении.
Информация о работе Формирование дискурсивной компетенции посредством грамматики