Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Избирательные технологии являются коммуникативным процессом и подчиняются всем закономерностям информационно–психологических операций. Отсюда структуру команды кандидата (по аналогии с психологическими операциями) можно представить в следующем виде:

– информационно–аналитический сектор, состоящий из политолога, социолога, политгеографа;

– сектор агитации и пропаганды, состоящий из журналиста, спичрайтера, креативщика, специалиста по организации массовых мероприятий;

– реклампо–полиграфический сектор, состоящий из специалистов по листовкам, плакатам, рекламным роликам;

– сектор контрпропаганды;

– сектор информационной безопасности.

В избирательных кампаниях применяется  инструментарий информационно–психологического воздействия.

Метод «музыкальный инструмент» состоит в том, что передаются сведения (изображение, звуки, заметки и др.) о вещах. с которыми часто можно было устаешь кандидата.

Метод «подставная  лошадка» состоит в том, что в начале предвыборной гонки, а также на первых турах голосования в списках присутствуют кандидаты, которые в последующем самостоятельно сходят с дистанции и как бы передают свои голоса другим.

Метод «смешной соперник» заключается в том, что кандидата представляют в невыгодном для него свете, указывая на физические гаи другие недостатки, а также на смешные промахи в его поведении.

Метод «повестка  дня» заключается в том, что в определенный момент по всем СМИ запускается проблемная тема, и конкретный кандидат выступает с серьезными и взвешенными заявлениями по ней, а конкуренты оказываются не готовыми к обсуждению этой тематики.

Метод «компромат на пользу» заключается в том, что компромат на данного кандидата посредством объяснения, слухов и других приемов психологического воздействия обращался на пользу данному кандидату.

Метод «ужасный соперник» состоит в том, чтобы представить противника в неблаговидном сеете, в частности сделав акцент на некоторые стороны его внешности, или изменив его изображение, распространяемое СМИ.

Метод «своего  рейтинга», когда отношение к политику моделируется рядом вопросов и выясняется в ходе опросов, которые проводятся подконтрольными социологическими фирмами (опрашивают часть населения страны, вводят соответствующие поправочные коэффициенты, полученные результаты корректируют под кандидата и условно принимают за мнение всего социума).

Метод компромата, когда об оппонентах распространяются через газеты, телевидение и через Интернет сообщения, предположения, слухи, расшифровки чьих–то разговоров, бросающие тень на тех или иных политиков. Интернет отличается от обычных СМИ тем, что там можно публиковать новости совершенно анонимно, что делает их идеальным инструментом для организации предвыборных провокаций.

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что СМИ (печать, телевидение, радио, а так же компьютерная сеть Интернет) являются инструментом информационного инфицирования общественности. Особенно важны СМИ в период выборов, когда с их помощью до избирателей доводятся сведения о кандидатах и их программах. Поэтому для демократического общества очень важно, чтобы СМИ подавали информацию населению максимально полно и объективно.

 

 

 

 

2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию.

2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию.

 

Противодействие негативным информационно–психологическим воздействиям имеет громадное значение как для отдельного индивидуума, так и для общества в целом. Способы и механизмы противодействия основаны на тех же факторах и особенностях человеческого сознания, что и способы, и механизмы воздействия (реализуется одно массовое информационно–психологическое воздействие с целью противодействия другому).

Противодействие угрозам информационно–психологической безопасности бывает техническое и организационно–правовое. Первое является совокупностью приемов, способов и средств воздействия, применяемых при информационно–психологическом противоборстве, а второе выражается в соответствующих нормативных актах и законах, принимаемых органами государственной и муниципальной власти.

Целью противодействия информационно–психологическому воздействию является нейтрализация деструктивного информационно–психологического воздействия(недопущение деморализации людей и т.п.) и последующее изменение в пользу социума соотношения морально–психологической устойчивости сторон, поддержание ее на уровне, необходимом для успешного ведения социально–экономической деятельности социума.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– анализ морально–психологической обстановки в социуме;

– сбор, анализ и обобщение данных о возможностях осуществлять деструктивное информационно–психологическое воздействие на население социума;

– анализ содержания материалов СМИ, прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых деструктивных операций информационно–психологического воздействия;

– участие в определении основных задач и планировании мероприятий с учетом особенностей информационно–психологических воздействий;

– участие в проведении мероприятий по ослаблению деструктивного информационно–психологического воздействия;

– недопущение распространения дезинформации, проявлении паники, растерянности среди населения;

– организация взаимодействия с возможными союзниками в интересах совместной реализации информационно–психологического противоборства.

 

2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.

 

Мероприятия по нейтрализации информационно–психологического воздействия предполагают:

– прогнозирование;

– профилактику;

– срыв (ослабление) информационно–психологического воздействия на население;

– ликвидацию негативного информационно–психологического воздействия.

Прогнозирование предполагает выявление угроз и оценку ущерба применения средств деструктивного психологического воздействия. Прежде всего, необходимо выявить силы психологического воздействия, которые могут быть привлечены для массового деструктивного информационно–психологических воздействия, спрогнозировать направленность и результат их действия.

Профилактика информационно–психологического воздействия предполагает осуществление ряда привентивных мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности населения информационно–психологическому воздействию. Основным инструментом здесь является систематическая контрпропаганда, разъяснение населению истинных целей, способов, возможных последствий акций информационно–психологического характера.

Срыв (ослабление) информационно–психологического воздействия достигается своевременным выявлением и дезактивацией сил и средств психологического воздействия (уничтожение пропагандистских материалов, пресечением слухов, панических настроений и т.п.).

Ликвидация  последствий информационно–психологического воздействия противника предполагает анализ и оценку результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно–психологической защиты, проведение психореабилитационных мероприятий и реализацию системы мер по оптимизации всей системы противодействия информационно–психологическому воздействию.

 

2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия.

 

Основными средствами информационно–психологического противодействия являются:

– превентивное регулярное информирование, предусматривающее:

а) разъяснение целей  и задач деструктивных информационно–психологических акций (их направленности, истинных намерениях и интересов);

б) разъяснение приемов  и техники ведения деструктивных информационно–психологических акций;

в) прогнозирование тематики и символики деструктивных информационно–психологических акций с цепью упреждения воздействий и тем самым снижения их эффективности или нейтрализации;

– цензорский контроль материалов СМИ, усиление режима мер на теле и радиостанциях, в редакциях, издательствах и полиграфических предприятиях; выявление лиц распространяющих слухи и домыслы, литературу, аудио и видеоматериалы компрометирующие социальное управление и его руководство, разжигающих национальную и религиозную рознь;

– контроль общественного мнения в условиях деструктивного информационно–психологического воздействия;

– оценка уязвимости массового сознании от деструктивного информационно–психологического воздействия, прогнозирование их последствий.

Информационно–психологическое противоборство должно отвечать определенным требованиям:

– активность достигается определенностью целей и задач, организацией упреждающих воздействий;

– актуальность и конкретность обеспечивается нацеленностью на наиболее значимые проблемы;

– систематичность достигается постоянным сбором и анализом информации о морально–психологическом состоянии населения, осуществлением противодействия в соответствии с решаемыми задачами;

– динамичность и своевременность обеспечивается оперативным реагированием на изменение обстановки;

– доходчивость достигается использованием простых и доступных для населения аргументов;

эмоциональность обеспечивается проведением эмоционально–насыщенных мероприятий, сочетанием рациональных и эмоциональных начал психики.

Эффективность информационно–психологического противодействия достигается тем, что оно планируется и осуществляется с учетом особенностей деструктивного воздействия, реального морально–психологического состояния населения и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно.

Фактически это и есть контрпропаганда, которая служит развитию иммунитета к деструктивному информационно–психологическому воздействию. Для реализации контрпропагандистской деятельности используют ряд приемов:

– прием зонтика, когда чужие сообщения просто не достигают запланированного потребителя (глушение радиостанций и т.п.);

– прием воронки, при котором сообщение нейтрализуется суммарным действием иных сообщений;

– прием колеса, когда сообщение заменяется в массовом сознании другим из–за введения сообщений с более важными приоритетами;

– прием замены, при котором опровержение строится на основании акцентуирования других блоков схемы коммуникации (сомнению подвергается не сообщение, а говорящий).

Обеспечение информационно–психологической безопасности вышеуказанными средствами предполагает формирование соответствующей системы противодействия, в которой можно выделить три основных компонента: нормативно–правовое, организационное и технологическое обеспечение.

Нормативно–правовое обеспечение предусматривает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно–психологической безопасности и механизмов их реализации (образуется совокупностью нормативных правовых актов, других нормативных документов, регулирующих отношения в области выявления угроз безопасности индивидуального, группового и массового сознания граждан и противодействия этим угрозам, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод, их законных ограничений, охрану психического здоровья граждан, сохранение социального спокойствия в обществе, а также обеспечивающей механизмы реализации этих отношений, их проявлений в сфере социального управления).

Организационное обеспечение устанавливает функциональную структуру общественных организаций, муниципальных и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами, с одной стороны, и гражданином – с другой. Важнейшей частью организационной составляющей системы должны быть соответствующие структуры гражданского общества.

Представляется, что система обеспечения информационно–психологической безопасности в значительной степени должна строиться на основе тесного взаимодействия главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества (соответственно и на уровне региональном).

Технологическое обеспечение дает возможность свободного и безопасного информационного обмена между гражданами, членами групп и групповых ассоциаций и предотвращения противоправного информационного воздействия на них Она должна обеспечить возможность своевременного выявления возникающих угроз информационно–психологической безопасности личности, общества и государства, оценку возможного и нанесенного ущерба этой безопасности и организацию эффективного противодействия данным угрозам

Кадровая составляющая призвана обеспечить формирование и поддержание достаточного кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационно–психологической безопасности.

Информация о работе Информационное управление в социальных системах