Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования
Цели и задачи исследования:
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 5
1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 5
1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 21
1.3.Информатизация учебного процесса 22
1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 26
1.5.Информатизация научных исследований. 27
1.6.Дистанционное образование 28
Глава2.Моделирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 30
2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 30
2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 33
2.2.1.Маркетинговая концепция 33
2.2.2.Венчурнное финансирование 40
2.2.2.Концепция снижения энтропии. 45
2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 48
Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 57
3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 57
3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 65
3.3.Анализ эффективности информационных технологий 71
Заключение 73
Литература 76

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_informatika.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Для большей информативности  предложенной модели необходимо использовать больший объем статистического  материала и изучение влияния  корректировки распределения времени  использования ИТ по предметам. Это позволит построить адаптивную модель управления информационными технологиями в образовательном процессе.

 

 

Заключение

Современное общество называют информационным. Широкое развитие средств  вычислительной техники и связи  позволило собирать и хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения расширяются за счет вовлечения опыта, знаний, а сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как создание и распространение информационных продуктов и услуг.

В современных социально-экономических  и культурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Рыночные отношения коренным образом изменили характер функционирования традиционной системы управления. Четко обозначился переход от вертикальной, авторитарно-бюрократический системы управления к корпоративному стилю, основанному на союзе профессионалов и обеспечивающему управление деятельностью любой структуры по горизонтали.

Говоря об управлении информационными технологиями, необходимо учитывать, что управление должно быть оптимальным. Основной проблемой оптимального управления учебным процессом является выбор аналитических методов и численных алгоритмов нахождения оптимального решения.

Здесь возникает вожный вопрос – что понимать под качеством образования?

«Управление качеством  образовательного процесса — это  целенаправленное, комплексное, скоординированное  воздействие как на данный процесс  в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» (цит. во автореферату диссертации В.П. Панасюка «Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса» на соискание ученой степени докт. пед. наук. — СПб., 1998. — С. 15).

Качество подготовки специалистов- совокупность свойств  и характеристик, определяющих готовность специалистов к эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

При решении задачи оптимального управления цель управления может быть сформулирована, как правило, для выбора текущего управления, учитывающего заданные ограничения и минимизирующего отклонения движения системы от заданного.

Сама задача управления сводится к нахождению оптимального управления, которое переводит систему  из текущего состояния в требуемое, минимизируя заданный интегральный критерий качества.

В этой связи необходимо решить вопрос о выборе критерия оптимальности.

В данной работе рассматривался один из подходов к выбору критеоия оптимальности и построения модели управления информационными технологиями в ВУЗе.

В работе были поставлены и решены следующие задачи:

    1. Рассмотрены общие принципы построения математических моделей и определено систем управления образовательным процессом, что для моделирования сложных объектов управления при большой степени неопределенности исходной информации может быть целесообразно применение модели "черного ящика", как предъявляющей минимальные требования к объему априорной информации об объекте управления.
    2. Обоснован выбор критерия оптимальности для управления информационными технологиями с точки зрения энтропийной концепции эффективности информационных технологий
    3. Получен количественный критерий оценки эффективности использования ИТ, который может быть использован для административных и учебных целей.

Полученные результаты могут найти практическое применение при организации учебного процесса в ВУЗе.

 

 

Литература

 

  1. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. - "Экономика строительства", 1994, N 3, с. 25-30.
  2. Аренков И.А., Мартынова М.В., Ершов В.Ф. Бенчмаркинг: использование потенциала конкуренции. В сб. международного конгресса "Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства". - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996, - с. 312-313.
  3. Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования. /Под ред проф. Багиева Г.Л. - Л: ЛОП ВТОЭ, 1991.
  4. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Леидиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  5. Багиев Г.Л., Красикова И.И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга / Учебное пособие. - СПб.: Издво СПбУЭФ, 1994,85с.
  6. Багиев Г.Л., Соловьева Ю.Н. Маркетинг взаимодействия - перспективная концепция сервисного предпринимательства. В кн.: Маркетинг и предпринимательство. - Ученые записки факультета коммерции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  7. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-ст атистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1974.
  8. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1970.
  9. Бобрышев Д. Н., Семенцов С. П. История управленческой мысли: Учеб. пособие. М.: АН СССР, 1987.
  10. Дунин-Барковский Е.Н. Математическая статистика. М.: Наука, 1970,-458 с.
  11. Гмдрович С.Р., Крутак А.Б. Новые информационные системы в малом бизнесе. В сб. международного конгресса "Маркетинг и системы информатизации предпринимательства". - СПб.;СПбУЭФ, 1996.
  12. Гук Ю.Б., Долгов П.П., Окороков В.Р., Федоров М.П. и др. Основы выбора   оптимальных решений. - Л.: Изд-во ЛПИ, 1977.-83 с.
  13. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  14. Мескон М. X; Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
  15. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления. М.: Агентство "ФАИР", 1997.
  16. Ларичев О. К., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. — М.: Наука. Физматлит, 1996.
  17. Осуга С. Обработка знаний. — М.: Мир, 1989.
  18. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Статистические и динамические экспертные системы. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  19. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. — М.: СИНТЕГ, 1998.
  20. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. — М.: Мир, 1989.
  21. Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Под ред. Форсайта Р. — М.: Радио и связь, 1987.
  22. Светунысов С.Г. К вопросу моделирования экономической динамики в маркетинговых системах. - В кн.: "Теория и практика маркетинговой деятельности". - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - с.109-119,
  23. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.-303 с.
  24. Трифонов Ю.В., Трифонов Д.Ю. Информационная среда как необходимый сектор рыночной экономики. В сб. международного конгресса "Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства". - СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 1996. - с. 128-130.
  25. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Лейманна. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.-320 с.
  26. Хентце И„ Хайнеке А. Содержание и задачи информационного менеджмента на предприятии. - "Проблемы теории и практики управления", - 1995. -№ 4. - с. 48-54.
  27. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука.- М.: Мир, 1978.
  28. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
  29. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческого решения. — М.: НОУ МАЭП, ИИК «Калита», 2000.
  30. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: РОУ, 1992.
  31. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы/Мод. прогр. для менеджеров № 3. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  32. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  33. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. — М.: ОПС, 1998.
  34. Петров Б.Н., БабакС.Ф., Ильясов Б.Г, Юсупов И. Ю. Об одном подходе к анализу структур многосвязных систем. • В кн.: Исследование по теории многосвязных систем.- М.: Наука, 1982, с.3-12.
  35. Острейковский В.А. Многофакторные испытания на надежность. - М.: Энергия, 1978, -152 с.

Информация о работе Информационные технологии в образовании