Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65
Как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. В ходе проектной деятельности ученики совместно решают задачи и представляют результат работы всему классу.
При данной работе у учащихся возникает пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, происходит понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера[1].
Проектная деятельность оказывает существенное влияние на формирование мотивационной сферы учащихся, преобразуя практически все психологические конструкты личности.
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения
Сущность понятия проектная деятельность связана с такими научными понятиями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки[3].
Понятие проектная деятельность находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Рассмотрим понятие "проектная деятельность" с точки зрения педагогики и психологии.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что проектная деятельность - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость[11].
Проектная деятельность - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов[1].
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности[12].
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта[26]:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо
продумать возможные варианты
проблем, которые важно
3. Распределение задач
по группам, обсуждение
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
В процессе выполнения заданий проекта можно выделить несколько этапов, которые во многом сходны с этапами решения задач на ЭВМ, т. е. с технологией выполнения работ на производстве[27].
Этап I. Подготовительный (регистрация).
На этом этапе проводится важная педагогическая работа: подбор групп, выбор тем, ставится итоговая задача. При этом соблюдаются главные педагогические принципы: учесть интересы школьников, подобрать каждому посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Учитель сообщает каждой группе тему, которая реализуется в виде компьютерной презентации с использованием информационного видового и звукового рядов. Необходимо создать проект, пригодный для дальнейшего использования на уроках в качестве методического пособия. Завершением проекта будет урок с защитой представленных проектов. На этом этапе необходимо показать ход работы над проектом, четко организовать работу в группе[10].
Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с преподавателями, распределяет функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля. Целесообразнее составить критериев оценки проекта именно при планировании. Это дает возможность учащимся учитывать выдвигаемые требования при работе над проектом, причем критерии необходимо обсудить с учащимися, учесть их предложения, дополнения. Обсуждается и заполняется, график работы, который может уточняться и корректироваться. Понятны цель и содержание задачи, определено название. Каждый ученик понимает важность, актуальность предстоящей работы, свою роль, конкретные действия, которые надо предпринять для реализации проекта, какие информационные источники, технологии и устройства необходимы.
Этап II. Аналитико – практический (работа над проектом).
На этом этапе основными формами деятельности являются подбор материала и создание презентации. Ученики углубляют свои знания, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют интернет; одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, проектором, фото- и видеокамерами. Ученики используют все знания, которые они получили на уроках[15].
Эффективным контролирующим мероприятием в середине этапа II становится предварительная защита. Члены группы рассказывают о задаче, проделанной работе, демонстрируют текущее состояние презентации. При необходимости учитель может предложить учащимся пересмотреть некоторые положения и принципы выполнения работы. Предварительная защита выявляет и тех, кто по той или иной причине отстает от примерного поэтапного выполнения проекта. Своевременное вмешательство учителя позволяет скорректировать положение. При положительной предварительной защите уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация, ощущение собственной успешности[27].
Как уже было сказано, в работе над проектом особое значение имеет практическая направленность результата. Это стимулирует учеников добиваться надежности работы, стильности оформления, лаконичности и точности подачи материала. С удивительным упорством ребята преодолевают трудности, помогая и подбадривая друг друга, что свидетельствует о социальном и профессиональном взрослении. Накапливаемый в процессе работы опыт открывает новые горизонты практического применения возможностей компьютера, полученные реальные результаты позволяют учащемуся осознать свою компетентность[26].
Этап III. Заключительный (защита проекта)
Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданным компьютерным проектом, синхронизации по времени, отработке анимационных эффектов, проверке работы гиперссылок, распределении ролей и функций каждого участника группы на защите. Учитель проводит общий инструктаж по проведению защиты, просматривает проект и подготавливает учащихся группы к докладу, дает рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных учащимися[1].
Защита проектов происходит в форме дискуссии, на которой присуцтвует учитель и учащиеся класса. Могут быть приглашены учителя других дисциплин. Приглашение слушателей преследует две цели: образовательную (повышение мотивации к овладению компьютерными технологиями) и воспитательную (использование предметных терминов, правил ведения дискуссии). На защиту каждой группе отводится 5 — 7 минут, за которые учащиеся группы, поделив заранее между собой части сообщения, должны рассказать о проделанной работе по всем этапам[27].
С вопросами к докладчику могут обращаться, учителя-предметники, одноклассники и сам учитель. Учитель должен получить полное представление о вкладе в проект каждого ученика, глубине изучения и степени овладения участников инструментами и технологиями. Оценка выставляется коллективом преподавателей, учитывая содержание и правильность построения доклада, умение отвечать на дополнительные вопросы, грамотность речи, владение терминами, эмоциональность выступления. Приглашенным предлагаются бланки с критериями, которые они могут заполнить в качестве совещательного голоса при оценивании результатов работы группы и урока-защиты в целом[15].
Проведение публичной защиты требует от преподавателя очень четкой и корректной работы. Важно, особенно на первой защите, помочь учащемуся преодолеть психологический барьер публичного выступления, а в процессе выступления поддерживать доброжелательную комфортно-деловую атмосферу в классе, сохранять дисциплину. При оглашении оценок необходимо отметить яркие и интересные моменты работы, увидеть и показать положительную динамику у каждого ученика, а на замеченные недостатки указать мягко и тактично.
Подводя итог, можно отметить, что заключительный этап является самым важным. Он позволяет подвести итоги, обсудить вместе с детьми сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, планы на будущее.
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности
Основной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Одним из подходов для решения данной проблемы является использование проектной деятельности в процессе обучения[4].
Проектная деятельность является наиболее социально-ориентированной технологией обучения за счет[10]:
1. применения информационных технологий, что способствует развитию их информационной культуры, необходимой для жизни в информационном обществе;
2. цели применения технологий, ориентированных на подготовку социально-активного гражданина общества;
3. деятельности учащегося, которая имеет исследовательский характер в условиях коммуникативной активности;
4. деятельности учителя, ориентированной на удовлетворение потребности общества в самостоятельно мыслящих образованных выпускниках школ, умеющих самостоятельно учиться на протяжении всей жизни;
5. содержания учебных проектов, направленных на решение практически и социально значимых проблем.
По сравнению с традиционными технологиями обучения (ориентированными на репродуктивную деятельность учащихся) проектная деятельность имеет сложную циклическую структуру, поэтому требует более высокой профессиональной готовности учителей[3].
Деятельность учителя в процессе организации проектной деятельности учащихся является сложным многофакторным системным образованием. Она включает в себя следующие компоненты: гносеологический (знания в предметной и межпредметных областях), деятельностный (знания в области организации проектной деятельности учащихся) и психологический (личностная предрасположенность к исследовательской деятельности, поиску нестандартных решений известных проблем, коммуникабельность). Деятельность учителя можно рассматривать на трех уровнях: начальном (преобладание теоретических знаний в области организации технологий проектного обучения информатике), основном (уверенное, но нерегулярное применение технологий проектного обучения) и перспективном (творческий подход к применению технологий проектного обучения на уроках информатики)[1].
Проектная деятельность ориентирована не столько на присвоение новых знаний и формирование умений в пределах стандартов содержания образования, сколько на формирование социально-значимых качеств, таких как коммуникативная компетентность, умение принимать ответственные решения, навыки информационно-поисковой деятельности, развитие креативности. Деятельность учащихся так же различается по уровням, соответствующим уровням изучения информатики: пропедевтическом (преобладание индивидуалистического подхода в проектной деятельности), базовом (содержание проектов соответствует стандартам общего образования и имеет интегративный характер) и профориентационном (углубленное изучение информатики в области будущей профессиональной деятельности)[4].
Методы и формы организации занятий с использованием проектной деятельности ориентированы на стимулирование и организацию исследовательской деятельности школьников. Важное значение в организации проектной деятельности учащихся занимают методы мотивации и стимулирования, способствующие активизации познавательной активности школьников: поощрение, наказание, соревнование и д.р.[15].
Формы организации проектной деятельности учащихся выходят за пределы отдельного предмета или даже школы, они социально-направлены и предполагают привлечение не только нескольких учителей и администрации школы, но так же родителей, приглашенных специалистов, заинтересованных лиц. Проектная деятельность учащихся может быть ориентирована на их самостоятельную работу во внеурочное время.