Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа
На современном этапе  развития общества, характеризующемся  изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
 Актуальная задача  современной науки - поиск новых  средств и методов формирования  творческой личности, способной  к самостоятельному поведению  и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.
Введение	3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе	8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе	8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения	11
1.3. Условия, необходимые для реализации  проектной деятельности	17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта	20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики	26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы	26
2.2 Разработка учебно - методических материалов  по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха	29
2.3 Результаты опытно – практической работы	51
Заключение	65
Таким образом, переходим к наглядному представлению типов ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов»
 
Таблица 9
Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9а класс)
| № ошибки | Количество учащихся | В % | 
| 1 | 2 | 11.2% | 
| 2 | 3 | 16.6% | 
| 3 | 4 | 22.2% | 
| 4 | 9 | 50% | 
Диаграмма 4
Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9а класс)
 
Таблица 10
Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9б класс)
| № ошибки | Количество учащихся | В % | 
| 1 | 1 | 5.5% | 
| 2 | 2 | 11.2% | 
| 3 | 5 | 27.8% | 
| 4 | 10 | 55.5% | 
Диаграмма 5
Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9б класс)
Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями для учащихся 9-х классов при создании проекта в среде графического исполнителя Черепаха являлись: затруднение в управлении графическим исполнителем Черепаха и с использование цикла и вложенного цикла для графического исполнителя Черепаха. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с изучением обстановки, в которой действует графический исполнитель Черепаха и применением в структуре программ для графического исполнителя Черепаха циклов и вложенных циклов.
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher»:
Таблица 11
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8а класс)
| № ошибки | Количество учащихся | В % | 
| 1 | 8 | 50% | 
| 2 | 3 | 18.75% | 
| 3 | 1 | 6.25% | 
| 4 | 4 | 25% | 
Диаграмма 6
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8а класс)
 
Таблица 12
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8б класс)
| № ошибки | Количество учащихся | В % | 
| 1 | 6 | 37.5% | 
| 2 | 5 | 31.25% | 
| 3 | 2 | 12.5% | 
| 4 | 3 | 18.75% | 
Диаграмма 7
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8б класс)
 
Таблица 13
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8в класс)
| № ошибки | Количество учащихся | В % | 
| 1 | 10 | 62.5% | 
| 2 | 0 | 0% | 
| 3 | 4 | 25% | 
| 4 | 2 | 12.5% | 
Диаграмма 8
Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8в класс)
Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями для учащихся 8-х классов при создании проекта в среде программы MS Publisher являлись: нерациональное использование параметров страниц буклета и затруднения при расположении статей. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с эстетическим и тематическим оформлением проекта.
Подводя итог, можно сделать вывод, что все проекты прошли защиту, несмотря на возникшие трудности при выполнении работы. Акцентирование внимания на творческую деятельность в процессе обучения привело к развитию у учащихся заинтересованности не только в области информатики, но и других профильных дисциплинах.
 
Выводы по главе
Во второй главе описывается опыт использования проектной деятельности в базовом курсе информатики. Опыт предусматривал создание проектов по изучаемым темам: «Работа с текстовым редактором MS Word», «Исполнители алгоритмов» и «Работа с MS Publisher». Изначально проведена постановка цели и задач опытно – практической работы. Рассмотрено планирование по созданию проекта, оно включает в себя подготовительный, аналитико – практический и заключительный этапы. Для реализации проектов на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха разработаны учебно – методические материалы. Проведен анализ результатов опытно – практической работы и интерпретация результатов выполнения проектов. В связи с этим выявлены наиболее распространенные типы ошибок при изучении данных тем у учащихся 8-х и 9-х классов.
Следует заметить, что умение работать в среде программ MS Word и Исполнители потребуется учащимся впоследствии при подготовке к ЕГЭ по информатике. Это значит, что учащимся необходимо больше уделять внимания на изучение возможностей работы в среде текстового редактора MS Word и учебного исполнителя Черепаха, а особенно с практической точки зрения.
 
Заключение
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, сформировал свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы.
Такой опыт организации учебного процесса в основной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.
При активном использовании проектной деятельности в основной школе успешно достигались общие цели образования, легко формировались компетенция в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.
В процессе реализации проекта у учащихся сформировалась готовность к целеустремленности получения результата, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проект может быть выполнен в рамках изучения определенной темы в соответствии с программой, и в рамках дополнительного изучения. Проектная деятельность обеспечивает формирование информационно-коммуникационной компетентности, она может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение нескольких уроков.
В ходе выполненного проекта определяются умения и навыка продемонстрированные учащимися во время работы и защиты, качество созданных ими программных продуктов. Технологии проектного обучения рекомендуется применять наряду с традиционными технологиями обучения в их гармоничном взаимодействии
Таким образом, результаты обучения информатике в процессе применения технологий проектного обучения информатике свидетельствуют об эффективном достижении целей применения этих технологий в процессе изучения информатики в школах.
Апробация показала, что 
использование разработанных уч
Разработанные учебные материалы с применением проектной деятельности служат повышению качества знаний учащихся.
С помощью их решения у учащихся будет развиваться логическое мышление, память и креативное мышление.
 
Библиографический список
 
Приложение 1
Уровни 
реализации требований к содержанию  
и организации учебных проектов
| Требование | Плохой уровень | Слабый уровень | Хороший уровень | Отличный уровень | 
| Связь с учебной программой и учебным планом. | Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом. | Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом, его внедрение возможно только за счет внеклассной работы. | Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. | Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса. | 
| Содержание проекта. | Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся. | Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся. | Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информаци, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Некоторые цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение. | Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение. | 
| Соблюдение авторских прав. | Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав. | Материалы проекта включают 
  ссылки на некоторые первоисточники, 
  оформленные с соблюдением  | Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. | Все материалы проекта 
  созданы с соблюдением  | 
| Оригинальность | Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации. | Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации. | Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. | Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников. | 
| Работа в группе. | Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом. | Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно. | Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы. | Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы. | 
| Графический дизайн. | Графическим иллюстрациям 
  уделено слишком большое  | Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля. | Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга. | Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся. | 
| Оценивание цели учащихся. | Инструменты оценивания намеченных целей обучения не включены. | Инструменты оценивания намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии. | Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся. | Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения. | 
| Организация применения проекта в школе. | Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены. Учебный проект невозможно 
  реализовать в урочной  | Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя. | Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении. | Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении. |