Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:00, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальная задача современной науки - поиск новых средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности в учебном процессе 8
1.1. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их учет в процессе обучения проектной деятельности в основной школе 8
1.2. Этапы организации проектной деятельности в процессе обучения 11
1.3. Условия, необходимые для реализации проектной деятельности 17
1.4.Методические рекомендации по организации и проведению учебного проекта 20
Глава 2.Опыт реализации проектной деятельности в базовом курсе информатики 26
2.1 Постановка цели, задач, планирования опытно – практической работы 26
2.2 Разработка учебно - методических материалов по организации проектной деятельности на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха 29
2.3 Результаты опытно – практической работы 51
Заключение 65

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Таким образом, переходим  к наглядному представлению типов ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов»

 

 

Таблица 9

Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9а класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

2

11.2%

2

3

16.6%

3

4

22.2%

4

9

50%


 

Диаграмма 4

Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9а класс)

 

 

Таблица 10

Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9б класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

1

5.5%

2

2

11.2%

3

5

27.8%

4

10

55.5%


 

Диаграмма 5

Типы ошибок при изучении темы «Исполнители алгоритмов» (9б класс)

 

Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями для учащихся 9-х классов при создании проекта в среде графического исполнителя Черепаха являлись: затруднение в управлении графическим исполнителем Черепаха и с использование цикла и вложенного цикла для графического исполнителя Черепаха. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с изучением обстановки, в которой действует графический исполнитель Черепаха и применением в структуре программ для графического исполнителя Черепаха циклов и вложенных циклов.

Типы  ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher»:

  1. Нерациональное использование параметров страниц буклета
  2. Нерациональное расположение статей
  3. Некорректное использование графических объектов
  4. Ошибки при распространении публикации

Таблица 11

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8а класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

8

50%

2

3

18.75%

3

1

6.25%

4

4

25%


Диаграмма 6

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8а класс)

 

 

 

Таблица 12

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8б класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

6

37.5%

2

5

31.25%

3

2

12.5%

4

3

18.75%


Диаграмма 7

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8б класс)

 

 

Таблица 13

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8в класс)

№ ошибки

Количество учащихся

В %

1

10

62.5%

2

0

0%

3

4

25%

4

2

12.5%


Диаграмма 8

Типы ошибок при изучении темы «Работа с MS Publisher» (8в класс)

 

Анализ ошибок показал, что наиболее проблемными областями  для учащихся 8-х классов при  создании проекта в среде программы MS Publisher являлись: нерациональное использование параметров страниц буклета и затруднения при расположении статей. Таким образом, в дальнейшем следует уделить большее внимание при консультировании учащихся по вопросам, связанных с эстетическим и тематическим оформлением проекта.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что все проекты прошли защиту, несмотря на возникшие трудности  при выполнении работы. Акцентирование внимания на творческую деятельность в процессе обучения привело к  развитию у учащихся заинтересованности не только в области информатики, но и других профильных дисциплинах.

 

Выводы по главе

Во второй главе описывается опыт использования проектной деятельности в базовом курсе информатики. Опыт предусматривал создание проектов по изучаемым темам: «Работа с текстовым редактором MS Word», «Исполнители алгоритмов» и «Работа с MS Publisher». Изначально проведена постановка цели и задач опытно – практической работы. Рассмотрено планирование по созданию проекта, оно включает в себя подготовительный, аналитико – практический и заключительный этапы. Для реализации проектов на уроках информатики с использованием программ Microsoft Office и графического исполнителя Черепаха разработаны учебно – методические материалы. Проведен анализ результатов опытно – практической работы и интерпретация результатов выполнения проектов. В связи с этим выявлены наиболее распространенные типы ошибок при изучении данных тем у учащихся 8-х и 9-х классов.

Следует заметить, что  умение работать в среде программ MS Word  и Исполнители потребуется учащимся впоследствии при подготовке к ЕГЭ по информатике. Это значит, что учащимся необходимо больше уделять внимания на изучение возможностей работы в среде текстового редактора MS Word и учебного исполнителя Черепаха, а особенно с практической точки зрения.

 

Заключение

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс  в целом, сформировал свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы.

Такой опыт организации учебного процесса в основной школе позволяет говорить  о высокой степени эффективности использования  современных информационных технологий, предполагающих познание через  деятельность.

При активном использовании проектной деятельности в основной школе успешно достигались общие цели образования, легко формировались компетенция в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

В процессе реализации проекта  у учащихся сформировалась готовность к целеустремленности получения результата, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проект может быть выполнен в рамках изучения определенной темы в соответствии с программой, и в рамках дополнительного изучения. Проектная деятельность обеспечивает формирование информационно-коммуникационной компетентности, она может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение нескольких уроков.

В ходе выполненного проекта  определяются умения и навыка продемонстрированные учащимися во время работы и защиты, качество созданных ими программных продуктов. Технологии проектного обучения рекомендуется применять наряду с традиционными технологиями обучения в их гармоничном взаимодействии

Таким образом, результаты обучения информатике в процессе применения технологий проектного обучения информатике свидетельствуют об эффективном достижении целей применения этих технологий в процессе изучения информатики в школах.

Апробация показала, что  использование разработанных учебных материалов служит возможностью повышения уровня развития умений решать учебные задачи.

Разработанные учебные материалы с применением проектной деятельности служат повышению качества знаний  учащихся.

С помощью их решения  у учащихся будет развиваться  логическое мышление, память и креативное мышление.

 

 

Библиографический список

  1. Ананичева С.В., Левицкова Л.А.. Методы проектирования. М., 2001. - 326с.
  2. Гейн, А.Г. Информатика. 7 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
  3. Гусева О.Л,. Гусев Е.В, Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с.
  4. Желдак И. М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М., 2001.
  5. Золотова С.И..Практикум по Word. — М.: Кодирование информации. — 2000.
  6. Кривцова С.В. Махматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. 1999.
  7. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с.
  8. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  9. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики : Учебное пособие. – Воронеж, ВГПУ, 2005. – 271 с.
  10. Материалы международной конференция «ИКТ-2003», секция «Опыт и методика преподавания» (Москва, ноябрь 2003 г.)- «Проектно-исследовательская деятельность школьников».
  11. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.
  12. Миронова Н.Н. Одна задача — два решения. — М.: Информатика и образование. — 2000.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон.- М., 2000
  14. Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы Всероссийской конференции. - С.-Петербург, 2002 - с.55-56
  15. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.П 24 Б.М. Бим – Бад; Редкол.:М.м. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др.-М.: Больная Российская энциклопедия, 2002.-528с.: ил.
  16. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
  17. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Плат, М.Ю.Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
  18. Программы для общеобразовательных учреждений : Информатика. 2 – 11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
  19. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова, Н.М.Таланчука. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  20. Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.: ил.
  21. Семакин, И.Г. Структурированный конспект базового курса информатики / Семакин И.Г., Вараксин Г.С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. – 168 с.: ил.
  22. Семакин, И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 390 с.: ил.
  23. Словарь школьной информатики / Сост. А.П. Ершов // Математический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1988.
  24. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс : Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 205 с.
  25. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  26. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 5-е издание, испр. - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006. .

 

Приложение 1

Уровни  реализации требований к содержанию  и организации учебных проектов[26]

Требование

Плохой 

уровень

Слабый

 уровень

Хороший

 уровень

Отличный

 уровень

Связь с учебной программой и учебным планом.

Проект не связан с  действующей школьной программой и учебным планом.

Проект в некоторой  степени связан с программой и  учебным планом, его внедрение  возможно только за счет внеклассной  работы.

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу

и учебный план и может  быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта.

Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся.

Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать  и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты  и плохо поддержаны вопросами  темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные  исследования учащихся не затрагивают  основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал изложен логично, между его частями сделаны  плавные переходы. Самостоятельные  исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информаци, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Некоторые цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.

Содержание проекта  понятно, представлено логично и  удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

Соблюдение авторских  прав.

Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав.

Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских  прав.

Материалы проекта созданы  с соблюдением авторских прав.

Все материалы проекта  созданы с соблюдением авторских  прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.

Оригинальность

Проект выполнен, главным  образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и  идей, заимствованных из разных источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой  материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Работа в группе.

Роли между участниками  проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены  группы.

Графический дизайн.

Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее восприятию содержания проекта.

Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Элементы дизайна и  содержания взаимодополняют и усиливают  друг друга.

Элементы дизайна и  содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

Оценивание цели учащихся.

Инструменты оценивания намеченных целей обучения не включены.

Инструменты оценивания намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.

Включены инструменты  для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся.

Включены инструменты  для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и

оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты  оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками  для обучения.

Организация применения проекта в школе.

Описание учебного проекта  непонятно, не ясно, каким образом  он будет внедряться в учебный  процесс. Компоненты учебного проекта  не завершены.

Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности.

Описанию учебного проекта  не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя.

Описание учебного проекта отображает последовательность

мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать  в разноуровневом обучении.

Описание учебного проекта  отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.

Информация о работе Использование проектной деятельности на уроках информатики в основной школе с применением пакета программ Microsoft Office и программы Исполнит