Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:06, дипломная работа
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 4
I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 7
1.1 Понятие «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Классификация самостоятельных работ 11
1.3 Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся 16
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
2.1 Организация и методы исследования самостоятельной деятельности учащихся 24
2.2 Анализ результатов исследования самостоятельной деятельности учащихся 27
2.3 Организация обучения информатике 35
III МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ 46
3.1 Содержание школьного курса информатики 46
3.2 Перспективный план преподавания курса «Информатика» 52
3.3 Разработка организации самостоятельной деятельности учащихся в изучении курса информатики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Приложение 71
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу так организовать подготовку школьников, чтобы они были готовы не только воспринимать и потреблять, но и осмысленно использовать новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Решение данной задачи требует разработки таких форм обучения, которые бы обеспечили не только передачу накопленного потенциала знаний и умений, но и прежде всего формирование и развитие у школьников самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей активно овладевать этими знаниями.
Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от ее организации, содержания и характера знаний, взаимосвязи наличных и предлагаемых знаний в содержании данного вида самостоятельной работы, качества достигнутых учеником результатов в ходе выполнения этой работы. Характер задачи в самостоятельной работе школьника и степень ее сложности на разных ступенях обучения информатике должен меняться. Степень изменения сложности задачи обусловлена необходимостью такой организации самостоятельных работ в современном учебном процессе, при которой учащиеся не только усваивают предусмотренную программой систему знаний, навыков и умений, но также развивают свои творческие возможности, формируют мировоззрение и готовятся к непрерывному самообразованию.
Как показывает анализ литературных данных, проблема организации самостоятельной деятельности учащихся, при обучении информатики, еще не решена в полной мере.
Объект исследования: самостоятельная деятельность учащихся.
Предмет исследования: организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики.
Цель исследования: изучить процесс организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики.
Задачи исследования:
самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики.
3. Провести эмпирическое исследование самостоятельной деятельности учащихся.
4. Описать методику организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики.
5. Разработать содержание организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по системе общего образования, современного программного и информационного обеспечения научных исследований, методов мониторинга знаний и умений, педагогический эксперимент по проблеме, статистические методы обработки результатов экспериментов.
Новизна исследования: полученный результат расширяет известные положения о целесообразности проведения самостоятельных работ в различных формах обучения информатике с учетом ее современного уровня.
Представленный материал состоит из введения, четырех разделов основной части, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируются цели, задачи, предмет, объект, гипотеза, а также характеризуются приемы и методы исследования, определяется новизна.
Первый раздел содержит обзор литературы, концептуальную, методологическую и методическую оценку организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики. В ней рассматриваются основные теоретические положения организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики, проводится анализ различных подходов, формулируется собственный взгляд на проблему.
Второй раздел представляет эмпирическое исследование самостоятельной деятельности учащихся. Здесь приведено описание самостоятельной деятельности учащихся, его диагностика, сформулированы выводы по результатам диагностики.
В третьем разделе, который разрабатывался на основе результатов анализа самостоятельной деятельности учащихся, а также специальной литературы, рассмотрен методический процесс организации данной деятельности при обучении информатики. Здесь описано содержание организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатики.
В заключении дипломной работы представлены основные теоретические положения работы, приводятся выводы по результатам исследования, раскрывается необходимость внедрения практических рекомендаций по совершенствованию организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатики.
В работе имеется 4 иллюстрации и 3 приложения.
Библиография насчитывает 32 источника.
Понятие «самостоятельная работа» трактуется различными авторами по-разному. Многообразие используемых значений обусловлено тем, в термин «самостоятельный» вкладывается разный смысл.
В. М. Рогозинский характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность учащихся, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата [21, c. 45].
Т. А. Ильина определяет самостоятельную работу как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний [9, c. 28].
В работе Б. П. Есипова дается такое определение: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [7, c. 152].
Наиболее полно значение самостоятельной работы раскрывается в работах А. И. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [8, c. 335].
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: самостоятельность, саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Многообразие используемых значений обусловлено тем, в термин «самостоятельный» вкладывается разный смысл. В основном данное понятие рассматривают в следующих значениях [2, c. 52]:
Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. Для второго толкования «самостоятельности» важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, при этом не имеет значения, проводится учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. В третьем смысле выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая деятельность, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, осуществляя поиск целей и средств деятельности самостоятельно[8, c. 336].
При этом самостоятельная работа выполняет все функции формы учебно-воспитательного процесса:
Последовательность организации самостоятельной работы происходит в три этапа:
1. подготовительный этап, включает в себя: мотивацию, постановку целей, конкретизацию задач, выбор способа действий, планирование, самооценку готовности;
2. исполнительный этап, включает в себя: поиск информации, анализ, изучение, переработку информации, реализацию программы на практике, применение результатов;
3. проверочный этап, включает в себя: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, корректировку программы выполнения работы, устранение ошибок и их причин [11, c. 114].
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмической схеме до самостоятельной творческой деятельности. Содержание самостоятельной работы учащихся имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить учащийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности учащегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Своё внешнее выражение содержания самостоятельной работы учащийся находит во всех организационных формах учебной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. Таким образом, самостоятельная работа должна быть организована при восприятии учащимся нового материала, его первичном закреплении, применении для решения практических задач.
Итак, наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся даётся в работе Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [7, c. 154]. При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.
Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И.И.Малкиным, который выделяет следующие виды самостоятельных работ [15, c. 94]:
а) воспроизводящие;
б) тренировочные;
в) обзорные;
г) проверочные.
а) подготовительные;
Информация о работе Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении информатике