Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:19, курсовая работа
В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя - в прошлом могущественное средневековое государство - ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..3-4
Искусство Византии в ранний период. (IV-VI в.в.)……………………4-16
Комнинское возрождение………………………………………………16-47
Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. (X-XIIв.в.)
Латинское завоевание Византии………………………………………47-53
Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. (XIII в.)
Глава V. Поздняя Византия. (XIV-XV в.в.)…………………………..53-58
Заключение………………………………………………………………….59-67
Список используемой литературы………………………………………...67
Обращение к прошлому Византийской империи, к классическим формам ее культуры в Эпире, как и в Никее, было связано также с ростом эллинского самосознания, с ностальгией по былому величию византийской цивилизации и с надеждой на ее возрождение в будущем. Но рядом рос и развивался местный, «народный» стиль зодчества Эпира. Он представлял собой несколько вариантов упрощенных по конструкции и уменьшенных по размеру церквей, отвечающих потребностям сельских поселений и возможностям местных мастеров. Церковное здание обычно являло собой однонефную сводчатую базилику. Стены были сложены из грубых кусков камня. Интерьер становится простым, незамысловатым. Постройки этого типа, прекрасно сочетающиеся с ландшафтом, были распространены повсеместно в сельских местностях. Следует отметить, что на основе этого стиля в Эпире в первой половине XIII в. возникает новый вариант церковной постройки, так называемый тип «ставропистегос» (крестовопокрытый), представляющий собой обычную крестово-купольную в плане постройку, но без купола. Первым памятником этого типа является трехнефная сводчатая церковь Като Панагия в Арте (между 1231— 1271 гг.).
В живописи Эпира также заметно сосуществование двух художественных направлений - классического византийского и местного, связанного с народной стихией. В преобладающий поначалу классический стиль постепенно проникают местные, несколько архаические веяния; появляются четкие, порою грубые контуры лиц, множество пробелов, сумрачные и темные тона. Народное течение было представлено довольно широко в монастырской живописи, а также в произведениях скульптуры: иконки из бронзы, каменные рельефы, резьба по дереву.
С 60-х годов XIII в. в живописи получает
большое распространение
Что касается культурного развития
Латинской империи и владений
латинских баронов на земле Византии,
то оно знаменует культурное взаимодействие
греческой и западной цивилизаций.
Католическая церковь прилагала
большие усилия для распространения
среди греков латинской культуры
и католического вероучения. Уже
в 1205 г. была сделана попытка основать
в Константинополе католический
университет. Центром распространения
католицизма в Латинской
При дворе латинских императоров, князей и баронов распространялись западные обычаи и развлечения, турниры, песни трубадуров, праздники и театральные представления. Заметным явлением в культуре Латинской империи было творчество трубадуров, многие из которых были участниками IV Крестового - похода. Так, Конон де Бетюп достиг зенита своей славы именно в Константине-поле. Красноречие, поэтический дар, твердость и мужество сделали его вторым лицом в государстве после императора, в отсутствие которого он нередко управлял Константинополем. Труверами в империи были знатные рыцари Робер де Блуа, Гуго де Сен-Кантен, граф Жан де Бриен и менее знатные, такие, как Гуго де Брежиль. Все они обогатились после захвата Константинополя и, как повествует в ритмических стихах Гуго де Брежиль, из бедности погрузились в богатство, в изумруды, рубины, парчу, оказались в сказочных садах и мраморных дворцах вместе со знатными дамами и красавицами-девами.
В Константинополе после захвата
его крестоносцами городское
строительство почти
Встреча и взаимное влияние Западной и Византийской культур в этот период подготовили дальнейшие их сближения в поздней Византии. Рассвет культуры Трапезундской империи относится к XIV веку. Виссарион Никейский философско-религиозный деятель того времени, уроженец Трапезунда, на всю жизнь сохранил любовь к Трапезунду, которая с особой силой проявилась в его замечательном «Похвальном слове» родному городу. Маленький литературный шедевр в изысканном стиле античных экфрасисов он одновременно проникнут теплым, порою трепетным чувством восхищения красотой города и его архитектурных памятников, величием его 'прошлого, красочностью настоящего.
А красота Трапезунда, его дворцов и храмов, действтельно, заслуживала восхищения и высокой похвалы. В течение всей истории Трапезундской империи в столице нового государства велась широкая строительная деятельность. Стены города отстраивались и укреплялись, город украшался дворцами императоров и знати, домами богатых горожан, множеством церквей. Уже в XIII в., начали складываться специфические черты трапезундской архитектуры. Основным типом церкви стала базилика с одним куполом, чаще всего трехнефная с двумя или тремя апсидами. Купол опирался на четыре свободно стоящие опоры, причем колонны часто имели резные капители ранневизантийского типа. Именно таким был главный храм Трапезунда - св. София (1245—1255). Эта церковь должна была стать символом могущества новой империи и заменить Софию Константинопольскую.
Другим выдающимся памятником трапезундского зодчества был храм св. Евгения, патрона этого города (40-е годы XIV в.) - купольная базилика, украшенная портиками и элегантной внешней отделкой. В художественном творчестве Трапезунда наблюдается синтез греческих архитектурных и живописных форм с чертами, характерными для искусства Грузии и стран Востока. Но греческая основа трапезундской культуры явно преобладала, и поэтому культуру Трапезунда справедлпво считают одной из самобытных ветвей византийской цивилизации.
После падения Константинополя в 1453 г. судьба Трапезундской империи была предрешена. Последние годы существования Трапезундского государства прошли в борьбе против турок. Захватив Морею и острова Эгейского моря, султан Мехмед II Фатих стал готовиться к захвату Трапезунда. Богатый город - эмпорий на. берегах Понта - был лакомым куском для завоевателя.
В августе 1461 г. Трапезунд был сдан без боя после коротких переговоров турецкого визиря с Георгием Амирутци, фактическим правителем государства. Давид Комнин, все его родные и знатные вельможи Трапезунда были пленниками отправлены в Константинополь к султану. Через два года Давид Комнин был казнен. Трапезундская империя перестала существовать.
И так, попытки введения католического
вероисповедания и
В поздней Византии серьезные изменения
происходили и в сфере
Единый византийский стиль обогащается новыми, чертами. Главной тенденцией нового стиля как в архитектуре, так и в живописи был постепенный отход от монументализма предшествующего времени. В зодчестве уменьшаются размеры зданий и архитектурных пропорций, дворцы и храмы приобретают камерность, аристократическую замкнутость. Декоративный ансамбль теряет былую монументальность и торжественность. Фрески вытесняют мозаики, заполняют все пространство храмов в виде фризов или изолированных сцен. Ведущую роль в живописи начинает играть икона. Второй важной особенностью нового стиля было усиление динамизма, эмоций и экспрессии. Все больше появляется многофигурных изображений, связанных четким ритмом. В палеологовском искусстве XIII-XIV вв. вырабатывается более живописный стиль, усиливается динамизм, жестикуляция фигур становится более порывистой, экспрессивной, одеяния развеваются, повороты людей делаются свободнее, ракурсы смелее. Одновременно усложняется иконография, отдельные изображения приближаются к жанровым сценам, носящим интимный, порой сентиментальный характер; человеческие фигуры сливаются с фантастическим пейзажем, мельчают, теряют свою былую монументальность и неподвижность, колористическая гамма делается мягче, светлее. Любимыми цветами художников становятся голубовато-синий и зеленовато-желтый.
Наиболее полное и совершенное воплощение новые черты византийской живописи в XIV в. получили во фресковых росписях и мозаиках церкви монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами). В настоящее время они полностью реставрированы и представляют поистине блистательный декоративный ансамбль. Отделка и перестройка храма, длившиеся с 1303 по 1320 г., были осуществлены по инициативе великого логофета Феодора Метохита. Феодор Метохит, занимавший пост первого министра Византийского государства, был, как мы видели, человеком нового склада - эрудит, меценат, поклонник и знаток античной культуры, он был представителем гуманистического течения в византийской духовной жизни. Много сил и таланта Метохит отдал украшению монастыря Хора, где собрал превосходную библиотеку из книг духовного и светского характера. На всем ансамбле Кахрие-Джами, на его мозаиках и фресках лежит отпечаток изысканного вкуса этого удивительного человека. Кахрие-Джами - сравнительно небольшой храм, отличающийся легкостью архитектурных пропорций, изяществом, интимной нарядностью. Основу декоративного убранства интерьера составляют два цикла, посвященные жизни Христа и Марии. К числу лучших мозаик Кахрие-Джами принадлежит Деисус на главной стене внутреннего нарфика. К сожалению, сохранились лишь фигуры Богоматери и Христа. Мозаики поражают высочайшим мастерством исполнения, исключительной элегантностью и благородством. Тонкие черты лиц, строгие пропорции, мягкая моделировка, нежная красочная палитра из розового, белого и зеленого цветов - все это показывает торжество нового стиля и создает впечатление единого, необычайно гармоничного целого. Значительный интерес представляет ктиторская композиция Кахрие-Джами, где перед восседающим на троне Христом стоит на коленях ктитор Феодор Метохит, поднося ему модель храма. Великий логофет изображен в парадном одеянии с высоким головным убором. В его лице передано, по-видимому, портретное сходство. Многофигурные изображения полны динамики, наблюдается отказ от фронтальности, фигуры даны в сложных ракурсах, часто повернуты друг к другу, широко применяется асимметрия в построении композиций. Эмоциональная насыщенность живописи достигается энергичными жестами, наклоном голов, выделением главных персонажей. Фигуры небольших размеров, стройны и изящны, на лицах лежит печать глубокой одухотворенности, черты лица стали мельче, выражение мягче, приветливее, человечнее. Вместо сухой линейной прорисовки применяется тонкая моделировка. Колорит мягкий, нежный, светлый, краски играют богатейшими переливами тонов. По словам В. Н. Лазарева, рядом с этой утонченной палитрой краски Джотто кажутся пестрыми и примитивными. Среди красок преобладают голубовато-синяя, фиолетовая, розовато-красная, светло-зеленая, жемчужно-серая, белая и золотая.
В 50-е годы XX в. была проведена полная реставрация всего интерьера Кахрие-Джами, при этом были открыты неизвестные ранее фрески пристройки к храму - так называемого пареклесия. Долгое время эту полуразрушенную часть храма считали трапезной, и только после реставрации было установлено, что это погребальная часовня. Фрески, покрывающие ее купол и стены, полны взволнованной экспрессии и особой силы. Многие их черты найдут позднее свое художественное завершение в живописи Феофана Грека. В целом мозаики и фрески Кахрие-Джами, безусловно, новый этап в развитии предренессансного искусства в Византии, ознаменованный свободным, живописным характером изображений, проникнутый духом чистейшего эллинизма, более глубоким проникновением в мир эмоций. В самом Константинополе с живописью Кахрие-Джами перекликаются некоторые другие произведения предренессансного искусства XIV в., например превосходные мозаики церкви Марин Паммакаристос (Фетие-Джами).
Важным центром византийской культуры в XIV - первой половине XV в. стал город Мистра, столица Мо-рейского деспотата на Пелопоннесе. Средневековый город, живописно раскинувшийся по склонам высокой горы, недалеко от древней Спарты, ныне стоит в развалинах, представляя собой единственный в своем роде музей под открытым небом. В период расцвета (в XIV - первой половине XV в.) он был украшен богатыми дворцами морейских деспотов и знати, церквами и монастырями, постройками горожан. Среди сохранившихся памятников культовой архитектуры Мистры выделяется митрополичья церковь св. Димитрия, храм монастыря Бронтохион (Афендико), посвященный Богоматери Одигитрии, и две небольшие дворцовые церкви - св. Софии и Богоматери Перивлептос (середина XIV в.). В их архитектуре соединяется старый базиликальпый тип постройки с крестово-купольным зданием. Наряду с чисто византийской архитектурой в них, правда, уже встречаются западные черты: стрельчатые арки, колокольни, скульптурные украшения. Еще большее воздействие западной готической архитектуры сказалось на внешнем облике церкви монастыря Пантанасса (XV в.), отличающейся значительным эклектизмом.
В живописи Мистры преобладают фресковые росписи, созданные в различное время и отражающие эволюцию византийского искусства XIV - первой половины XV в. Влияние столичного искусства здесь было весьма сильным. В более ранних фресках черты нового, палеологовского стиля соединяются с архаическими элементами. В росписях середины XIV в. окончательно торжествует новый предренессансный стиль, во многом близкий к живописи Кахрие-Джами. Лица персонажей выписаны сочными мазками, преобладает светлый, нежный колорит. Все фрески сложны по композиции и иконографии. В иконографии наблюдается увлечение историческими и апокрифическими сюжетами. Многофигурные сцены отличаются напряженностью, движения порывисты, подчеркивается многоплановость и пространственность композиций. Необычайно усложняются архитектурные фоны, изобилующие деталями, иногда бытового характера. Выдерживается гармоническое сочетание пропорций фигур и пейзажа, различные масштабы фигур на переднем и заднем планах создают впечатление пространственности. В отдельных росписях легкость фигур, динамизм, полетность рождают иллюзию парения. Особенно это ощущается во фресках церкви Перивлептос и Пантанассы. В этих произведениях XV в. все время нарастает драматизм, напряженность, композиции делаются еще более многофигурными, сюжеты разнообразными, возрастает их эмоциональная насыщенность. В изображении отдельных персонажей наблюдаются портретные черты, построение сцен отличается свободой и непринужденностью. Вместе с тем именно в живописных композициях XV в. появляется некоторая сухость, линейность, лица прорисовываются тонкими графическими линиями, одеяния распадаются на мелкие складки. Все эти черты были характерны для общей эволюции предренессансного стиля в Византии в сторону возврата к классическому искусству предшествующего времени. Мистра - последний очаг неоэллинизма на византийской почве - в то же время была и местом создания последней крупной школы византийской живописи, сохранившей в XIV и даже в XV в. лучшие достижения предренессансного искусства,
Информация о работе Искусство Византии и его историческое значение