Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности кружковой работы по изобразительному искусству………………………………………………………………………..
1.1 Роль искусства в развитии творческого воображения учащихся………………………………………………………………………
1.2 Кружок по изобразительному искусству: принципы работы………………………………………………………………………..
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству………………………………………………
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.……………………
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру………………………………………………
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру…….
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.……………………………………………….
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру…………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..........
Список использованной литературы ……………………….........................
Приложения…………………………………………………………………..
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. | 3 |
Глава
1. Особенности кружковой работы по изобразительному
искусству……………………………………………………… |
4 |
1.1 Роль искусства в развитии творческого
воображения учащихся………………………………………………………… |
4 |
1.2 Кружок по изобразительному искусству:
принципы работы……………………………………………………………… |
8 |
1.3 Нетрадиционные технологии живописи в кружках по изобразительному искусству……………………………………………… | 11 |
Глава 2. Техника Эбру в кружковой работе по ИЗО.…………………… | 12 |
2.1 Организация вводной беседы по ознакомлению с историей происхождения техники Эбру……………………………………………… | 12 |
2.2 Материалы, используемые при работе в технике Эбру……. | 14 |
2.3 Методика преподавания техники Эбру на занятиях кружка по изобразительному искусству.………………………………………………. | 17 |
2.4 Организация объяснительно–иллюстративной беседы по теме техники Эбру………………………………………………………………… | 19 |
Заключение
……………………………………………………………....... |
21 |
Список
использованной литературы ………………………..................... Приложения…………………………………………………… |
23
25 |
Введение
Важной
гранью воспитания и развития личности
является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Чувства
и переживания, которые вызывают произведения
искусства, отношение к ним ребенка являются
основой приобретения личностного опыта
и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего
развития интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя,
осознания сложности и богатства своих
внутренних переживаний, способности
сопереживания и родственного отношения
к окружающим людям. Упущение возможности
в нравственно-эстетическом воспитании
на начальном этапе образования уже нельзя
будет компенсировать в основной школе.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:
- на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.
Объект курсовой работы – кружковая работа по изобразительному искусству, а предмет исследования – искусство нетрадиционных технологий живописи на кружках по Изо на примере изучения техники Эбру.
Цель работы – важность проведения кружков по Изо для учащихся.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
2) выделить принципы работы кружков по Изо;
3) дать оценку важности проведения кружков по искусству нетрадиционной живописи;
4) охарактеризовать технику Эбру: историю и методики;
5) определить методику проведения кружков по Изо по технике Эбру;
6) сформулировать важные аспекты влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения учащихся
Работа
состоит из двух глав. Первая будет
посвящена особенностям кружковой работы
по изобразительному искусству. Во второй
главе будет отражена информация о технике
Эбру на кружковой работе по ИЗО. А также
влиянии ИЗО на развитие творческого воображения
у учащихся.
Глава
1. Особенности кружковой
работы по изобразительному
искусству
1.1
Роль искусства в развитии
творческого воображения
учащихся
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.
В начальной школе решаются следующие задачи:
- формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре [1, стр. 288].
У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования - развитие личности ребенка.
Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе - целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.
В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира.
Важной
гранью воспитания и развития личности
является нравственно-
эстетическое воспитание ребенка. Именно
младший школьный возраст, в
котором преобладает эмоционально-чувственное
восприятие действительности, является
самым благоприятным в нравственно-эстетическом
воспитании. Чувства и переживания, которые
вызывают произведения искусства, отношение
к ним ребенка являются основой приобретения
личностного опыта и основой самосозидания.
Это - залог дальнейшего развития интереса
к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания сложности
и богатства своих внутренних переживаний,
способности сопереживания и родственного
отношения к окружающим людям. Упущение
возможности в нравственно-эстетическом
воспитании на начальном этапе образования
уже нельзя будет компенсировать в основной
школе [4, стр. 12-13].
В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т. д.
Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края.
Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей - словесно-информативные.
Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.
Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка [17].
«Изобразительная деятельность» – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет [23, стр. 14-21].
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности школьника, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.